«Заказала» мужа и исчезла: почему в Бурятии объявили награду за бабушку-убийцу
Сюжет:
Эксклюзивы ВМПолиция Бурятии объявила вознаграждение за помощь в поимке пенсионерки Ольги Скворцовой, которую подозревают в заказном убийстве мужа в 1999 году. Через несколько лет после смерти супруга подозреваемая исчезла, оставив дома 14-летнего сына. С тех пор о женщине ничего неизвестно, ее объявили в федеральный розыск. Как произошло убийство мужа Скворцовой и почему в этом заподозрили его вдову, «Вечерняя Москва» узнала в МВД Бурятии.
Мужа Соколовой расстреляли возле дома
Ольга Скворцова родилась в 1956 году Читинской области, но жила в Бурятии вместе с мужем Сергеем (имя изменено). Супруги имели собственную квартиру и воспитывали двух сыновей. Со стороны семья казалась благополучной: знакомые не замечали никаких конфликтов между супругами, никто из родственников не состоял на учетах и не привлекал внимания правоохранительных органов.
Семейная идиллия продолжалась до тех пор, пока в мае 1999 года Сергея не убили возле его собственного дома. Мужчину расстреляли из обреза, когда он находился в своей машине.
По данному факту было возбуждено уголовное дело об убийстве. Следователи допрашивали Ольгу и ее сыновей, одному из которых на тот момент было 10 лет, но никто, казалось, не знал о мотивах преступления. Разбирательства растянулись на несколько лет. За это время, по словам знакомых, Ольга похорошела, стала энергичнее и улыбчивее, совсем не выглядела, как убитая горем вдова.
— В 2002 году на работе стали замечать, как Ольга похорошела, как ее внешность стала меняться. Она говорила всем, что ездит в Новосибирск, чтобы делать операцию на голову — у нее была какая-то опухоль. Но на самом деле она делала там пластические операции, — рассказали «Вечерней Москве» в управлении угрозыска МВД Бурятии.
Исчезновение Соколовой и подозрения следователей
В ходе расследования оперативники задержали нескольких исполнителей убийства Сергея. После допроса следователи заподозрили, что к расправе может быть причастна вдова — она якобы «заказала» своего супруга и наняла киллеров. Выяснилось, что Сергей постоянно бил супругу и младшего сына, но в полицию никто из них не обращался. А затем Соколова, предположительно, решила отомстить мужу.
— Осенью 2005 года Соколову вызвали в суд, но она не явилась. Она просто ушла из дома, как будто пошла за хлебом. Младший сын, которому тогда было 14 лет, в это время находился на учебе и ничего не видел. Потом он рассказывал, что мать не взяла с собой никаких вещей. Он не знает ни причин ее исчезновения, ни ее возможного местонахождения, — рассказали в местной полиции.
Второй, взрослый сын Соколовой на тот момент уже жил отдельно и тоже ничего не знал о причинах исчезновения матери. Осенью 2005 года подозреваемую объявили в федеральный розыск.
Тем временем старший сын предполагаемой преступницы приютил и воспитал младшего брата, а в 2021 году он скончался. Соколов-младший до сих пор живет в квартире своих родителей в Улан-Удэ.
Вознаграждение за поимку Соколовой
Местонахождение Ольги Соколовой до сих пор неизвестно. В 2023 году Верховный суд Республики Бурятия заочно признал ее виновной в организации убийства собственного мужа и приговорил к 13 годам лишения свободы. Еще через год приговор отменили, дело вернули в прокуратуру. А 2 декабря 2025 года полиция Бурятии объявила вознаграждение в размере 500 тысяч рублей за информацию, которая могла бы поспособствовать поимке Скворцовой.
По всей России в розыске находятся сотни преступников, в том числе 11 особо опасных. За помощь в поимке самых жестоких и разыскиваемых преступников назначают вознаграждение, размер которого порой превышает миллион рублей. Например, крупную сумму обещают за информацию об орском «маньяке-дальнобойщике» Валерии Андрееве, который в 2010-е годы изнасиловал и убил восемь девочек и женщин. Также награда объявлена за лидеров украинского батальона «Азов»* Константина Немичева и Сергея Величко. Еще особо опасным считают экс-лидера «Брянской» ОПГ Николая Емельянова.
Правоохранительные органы назначают вознаграждения за сведения, которые могут поспособствовать раскрытию преступления, только в самых серьезных и резонансных случаях. Об этом в беседе с «Вечерней Москвой» рассказывал бывший следователь по особо важным делам Следственного комитета РФ, председатель комитета по реформе правоохранительной системы партии «Новые люди» Руслан Калимуллин.
— В моей практике (Калимуллин почти 10 лет проработал в отделе по расследованию особо важных дел СКР — прим. «ВМ») ни разу не было, чтобы за преступников назначали вознаграждение. Такая практика применяется очень редко, штучно и только по очень большому резонансу, например, по теракту или серийным убийствам, — пояснил он.
При этом, по словам эксперта, когда за помощь в поимке преступника объявляют вознаграждение, в полицию часто обращаются лжесвидетели. В то же время люди, которые действительно сталкивались с разыскиваемым маньяком или террористом, по словам Локтионова, редко получают вознаграждение.
— Сведения о преступнике должны быть действительно полезны следствию. Я не застал таких случаев, чтобы кто-то получал вознаграждения за свои сведения, — подытожил Калимуллин.
С тех пор как за помощь в поимке Скворцовой объявили вознаграждение, новых свидетелей не нашлось. Полиция продолжает поиски.
В октябре в Москве арестовали «теневого миллиардера» Ибрагима Сулейманова, подозреваемого в заказных убийствах. Он может быть причастен к расстрелу чиновника Георгия Таля и экс-сотрудника «Внуковских авиалиний» Геннадия Борисова более 20 лет назад. Также задержали еще двух фигурантов, но один из них умер после допроса.
*Батальон «Азов» — запрещенная в России террористическая организация.