Причиной инцидента в аэропорту "Шереметьево" мог стать человеческий фактор
Инцидент произошёл на территории терминала Шереметьево-3. Приблизительно в 15:40 пассажирский самолёт Airbus A-320, на борту которого находились 147 человек и шестеро членов экипажа, заруливал на стоянку и столкнулся с пустым Airbus, перемещавшимся для проведения плановых технических работ.
Во время движения водитель одного из буксировщиков заметил, что расстояние между самолётами уменьшилось до критического и сообщил об этом водителю второго буксировщика. Пытаясь предотвратить столкновение, тот резко затормозил, однако сцепка машины и самолёта не выдержала толчка и разрушилась. По инерции самолёт продолжил движение и задел другое судно правым полукрылом. Как сообщили в пресс-службе аэропорта, оба лайнера получили повреждения обшивки, у одного из них повреждён сигнальный датчик.
Следственный комитет РФ проводит по факту столкновения проверку, по окончании которой будет вынесено решение в соответствии с действующим законодательством. Как сообщили в Московском межрегиональном следственном управлении на транспорте СК РФ, на данный момент оба водителя прошли медицинское освидетельствование – согласно его результатам, на момент столкновения они были трезвы.
Пытаясь разобраться в причинах инцидента, корреспондент "Вечерней Москвы" связался с президентом Консультативно-аналитического агентства "Безопасность полётов" Валерием Шелковниковым:
- Насколько мне известно, сотрудники терминала провели проверку и установили, что дорожная разметка полностью соответствует нормативам. Поскольку всё было сделано по стандартам, причина столкновения может быть только одна. К сожалению, события последнего времени показывают, что в нашей жизни существует довольно много факторов, представляющих опасность. И, зачастую, главной причиной того или иного инцидента является фактор человеческий - происходило это ещё с момента рождения авиации, во времена братьев Райт. Почти 80 процентов всех трагедий происходит по вине человека. Да, системы автоматизации различных процессов совершенствуются, но люди-то непредсказуемые. Иногда они сами не могут ответить, почему поступают так или иначе.
Схожего мнения придерживается и президент Ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации Виктор Горбачёв:
- Конечно же, это ошибка техников, которые руководили буксировкой. Осуществляется она двумя способами. В большинстве случаев используется жёсткая сцепка в виде водила, присоединяемого к носовой стойке шасси, при этом связь между членами бригады и водителем тягача поддерживается с помощью радиостанций или визуально. И второй способ – "безводильная" система тягача, не подразумевающая участия техника – ответственным за этот процесс является водитель буксировщика. Безусловно, здесь главная проблема - это человеческий фактор. Технические службы винить не стоит – они проходят прекрасную подготовку. Можно сказать, что данный случай – это скорее исключение из правил. Помню, что-то подобное происходило, но лет пять-шесть назад. И я абсолютно уверен в том, что в данном случае люди пострадать не могли.