Огромное небо. Одно на троих. Летчики увели вертолет от жилых районов
Вертолет упал в 800 метрах от Лыткаринского шоссе, в Томилинский лес, в девятом часу вечера. Место это безлюдное, после Великой Отечественной войны засаженное елями, соснами и березами. Но парком для прогулок он никогда не был — непролазный бурелом вперемежку с болотом... Именно здесь и были обнаружены обломки вертолета.
От места крушения до поселка Октябрьский — 4,5 километра. Возможно, экипаж, отрабатывая учебную задачу, выбрал именно этот совершенно безлюдный участок. Сотрудникам МЧС потребовалось немало времени, чтобы пробраться к месту крушения вертолета. Впрочем, как и корреспонденту «ВМ», который добрался на место гибели Ми-8 уже в двенадцатом часу ночи. Обломки машины еще дымились. Сильно.
— Летчики специально выбрали этот район — чтобы, если что, никто не пострадал, — предположил дежуривший на месте сотрудник МЧС.
Корпус упавшего вертолета был цел, но в дыму угадывалась лишь турбина, вся в пене. Обломанный хвост с оторванным винтом лежал рядом. Следов пожара на нем видно не было. На месте трагедии, освещенной переносными лампами, работали бензопилы. Это напоминало съемочную площадку. Огромное количество людей, занятых тушением обломков, много направленного искусственного света... Если бы не жертвы. Тела всех трех членов экипажа — начальника авиационно-спасательного центра «Жуковский» Романа Фролова, его заместителя Дмитрия Арсентьева и бортинженера Максима Филиппова — нашли сразу.
— Вчера погиб экипаж вертолета Ми-8 МЧС России, — сказал несколькими часами позже глава МЧС России Владимир Пучков. — Все они проявили высокий профессионализм и мужество, отводя падающую машину от населенных пунктов.
Несколькими часами ранее проложенная дорога уже превратилась в болотное месиво. Тяжелая техника оставила глубокую колею. На месте крушения обнаружены два черных ящика. Следственный комитет начал проверку.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Жорж Шишкин, заслуженный пилот СССР:
— Последние модификации вертолета Ми-8 позволяют летать этой машине в сложных условиях. Мы не знаем, какие упражнения отрабатывали пилоты, но так как полет выполнялся ночью, экспертная комиссия, скорее всего, будет говорить об отказе техники.
Андрей Войтюк, мэр города Жуковский:
— Прощание состоится в субботу в 11:00 во Дворце культуры города Жуковский. Командир Роман Фролов будет похоронен на Быковском кладбище в Жуковском, второй пилот, Дмитрий Арсентьев, — в Калуге, а бортинженер Максим Филиппов — в Ставрополе.
ДРУЗЬЯ РОМАНА ФРОЛОВА НЕ ВЕРЯТ, ЧТО ЕГО БОЛЬШЕ НЕТ
Татьяна Балыкова, одноклассница Романа Фролова, вспоминает:
— Мы с Ромой вместе учились в школе. Помню, он как-то признавался, что летчиком мечтал стать с самого детства. И вот его мечта сбылась — он наконец сел за штурвал. Но то, что случилось позавчера, — это какой-то ужас! Я отказываюсь в это верить. Тяжело осознавать, что погиб чудесный человек — друг, товарищ, офицер, сын, муж, отец.
Татьяна Коковина, училась с Романом Фроловым в одной из школ Германии:
— Мы ведь дети военнослужащих, а наши отцы — вертолетчики. Вот и Рома пошел по стопам отца. Пять лет назад он радостно написал мне об этом. Сообщил, что у него все хорошо, но очень мало времени для встреч. Все время разъезды, командировки. Но, несмотря на отсутствие возможности почаще видеться с друзьями, Рома был очень хорошим, бесконфликтным человеком, он образец спокойствия и равновесия во всем. Хотя, как офицер и мужчина, всегда мог за себя постоять.
Татьяна Здвижкова, работала вместе с Романом Фроловым в авиационно-спасательном центре в Пятигорске:
— То, что произошло, в голове не укладывается. О Романе останутся только хорошие воспоминания. На него всегда можно было положиться.
ВЕРСИИ
■ Отказ техники
Причиной падения вертолета Ми-8 МЧС России в Подмосковье мог стать отказ одного из двух двигателей. На месте катастрофы были обнаружены бортовые самописцы, они не повреждены. Черные ящики доставят для расшифровки в Межгосударственный авиационный комитет — МАК.
■ Сложные метеоусловия
Так как вертолет Ми-8 совершал учебно-тренировочный полет, в сложных метеоусловиях могла произойти нештатная ситуация, после чего, возможно, пилотами было принято решение увести машину от жилой зоны.
■ Человеческий фактор
Летчики погибшего вертолета Ми-8 были профессиональными пилотами. За их плечами — сложнейшие спасательные операции. Поэтому эта версия рассматривается в последнюю очередь.
БИОГРАФИЯ КОМАНДИРА
Начальник Жуковского авиационно-спасательного центра 38-летний Роман Фролов, находившийся на борту разбившегося в Подмосковье Ми-8, в прошлом был командиром тяжелого вертолета Ми-26. Будучи на службе во Владимирском авиаотряде МЧС, тушил крупнейшие в истории страны лесные пожары. За высокий профессионализм, мужество и отвагу он был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Также Роман Фролов участвовал в ликвидации пожаров в Красноярском крае, в Архангельской области, в Сербии. В 2011 году был признан победителем III Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества» в номинации «Лучший пилот вертолета».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Ошибка пилотирования могла стать причиной крушения вертолета на Кубани
Помимо этого, следствие рассматривает и другие версии: техническая неисправность воздушного судна или некачественное топливо. Сотрудники следствия рассматривают три версии крушения вертолета Ми-2 в Белореченском районе Краснодарского края, среди которых названа ошибка пилотирования (далее...).