Коварный огонь. Спустя полторы недели после кемеровской трагедии — пожар в «Персее для детей». Эксперты говорят: одних проверок мало
Сообщение о пожаре в шестиэтажном торговом центре «Персей для детей» поступило в 12:36. Уже через три минуты на место прибыли пожарные. Один из арендаторов, Любовь Фролова, рассказала «ВМ», что сотрудников эвакуировали из здания минут за семь.
— Я даже не успела почувствовать запах дыма, так быстро нас всех вывели, — сказала она. — Сначала мы думали, что это учения. Потом уже заметили машины полиции и скорой помощи.
Повезло в том, что день был будним, рабочим. Посетители в такое время — редкость.
Но информация, поступающая в интернет, поначалу была совсем не утешительной. Мало того что торговый центр — детский, так и возгорелся еще якобы отдел мягких игрушек. У каждого, кто читал сообщения об этом, невольно сжималось сердце — неужели опять? Впоследствии выяснилось, что нет, неправда. Горел даже не сам ТЦ, а складские помещения над ним. Дело в том, что здание принадлежит Московской шерстопрядильной фабрике. Нижние четыре этажа арендует «Персей для детей», а пятый и шестой, на которых, собственно, и произошло возгорание, используются арендодателем в своих целях. По словам начальника Главного управления МЧС России по Москве Ильи Денисова, горели мешки с продукцией. Что именно спровоцировало возгорание, пока неизвестно. Рабочая версия — замыкание проводки. Ладно, эксперты разберутся. Главное, что без жертв не обошлось и на сей раз... От отравления угарным газом погиб грузчик фабричных складов Алексей Карпов. Заблудился в задымленных коридорах, не смог найти выход... Его пытались спасти — мужчина умер в карете скорой помощи. Пострадали, как сообщили «ВМ» в пресс-службе столичного Главка МЧС, пятеро пожарных. К счастью, их жизни ничего не угрожает.
— Всего при тушении было задействовано 25 единиц техники и 88 человек личного состава, — рассказал Илья Денисов. — В ходе ликвидации пожара ему был присвоен повышенный ранг опасности.
Почему это случилось вновь? Ведь по словам сотрудников «Персея для детей», в торговом центре всегда уделяли должное внимание нормам безопасности. Причем задолго до кемеровской трагедии.
— Проверки были всегда, — рассказала «ВМ» один из арендаторов ТЦ, Екатерина Никандрова. — Постоянно приходили старшие по охране и все время проверяли, нет ли у нас чайников и других электроприборов, которые могут привести к пожару. Когда устраивали проверки, лично подходила и спрашивала, где у нас эвакуационные выходы и пожарные лестницы — я ведь как продавец отвечаю за жизни своих покупателей.
В этот раз все службы сработали хорошо. Быть может, печальный опыт «Зимней вишни» действительно послужил всем горьким, страшным уроком.
БОЛЬШЕ ПРОВЕРОК
Еще утром 4 апреля специалисты в один голос твердили: нужно увеличить количество проверок. Их нужно больше, больше! Хотя, кажется, больше уже и некуда. Руководство некоторых столичных ТРЦ, похоже, за всю историю своего бизнеса не видело столько проверяющих, как в эти последние полторы недели, прошедшие со дня трагедии в Кемерове.
— Наши активисты сразу после пожара в «Зимней вишне» начали ходить в рейды по торгово-развлекательным центрам Москвы. На них там смотрели так, будто никогда не встречали ни Пожнадзора, ни гражданских ревизоров, — сокрушается депутат Мосгордумы и руководитель общественной организации «Безопасная столица» Инна Святенко. Понятно, что это преувеличение человека, у которого наболело. Но не такое и большое. Показательны результаты рейдов участников проекта Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) «Безопасный торговый центр», стартовавшего еще в декабре прошлого года. Тогда члены Гильдии негосударственных структур безопасности МТПП, где и родился проект, начали проверки торговых центров, реагируя на жалобы жителей. Кто-то на полном серьезе «сигналил» о неадекватности охранников какого-нибудь ТРЦ, кто-то рассказывал, что комплексы охраняют не профессиональные ЧОПовцы, а бабули с бейджами или дворники, кто-то говорил о складировании в эвакуационных выходах, например, пиротехники — жалоб была масса. Но после пожара в «Зимней вишне» их стало больше. В один момент обычный, казалось бы, программный проект попал чуть ли не в авангард столичного движения за безопасность. Москвичей охватил страх. У них проснулось гражданское сознание. Еще за две недели до трагедии в Кемерове при МТПП была открыта тематическая горячая линия — в Гильдии негосударственных структур безопасности невесело шутят: как чувствовали. Ее буквально оборвали. А в «Безопасной столице», по словам Святенко, за эти полторы недели «стало больше штыков»: жители начали активно вступать в организацию.
— Когда мы проверяли торговые центры, в одних было все отлично: и системы оповещения работают, и эвакуационные ходы открыты, и системы пожаротушения в норме, — рассказывает координатор программы «Безопасный торговый центр» Владимир Каширов. — Но были и отъявленные нарушители. Эвакуационные выходы закрыты на замки — даже на велосипедные тросы. А в одном ТРЦ на юго-западе застали весь букет: просроченные огнетушители, планы эвакуации не соответствуют плану здания, система пожаротушения не работает — разбрызгиватели замотаны скотчем, датчики дыма тоже бездействуют. Нет указателей, куда бежать в случае пожара. При том, что этот ТРЦ — огромный. Всеми фактами сейчас занимаются контролирующие органы.
Без преувеличения: активистами, общественниками и контролирующими органами была проделана колоссальная работа. Если сравнивать «до» и «после», то к сегодняшнему дню большинство столичных торгово-развлекательных центров навело порядок в своем хозяйстве, но пожар в «Персее» все-таки случился. Получается, что одних проверок мало. Надо менять систему, искать корень зла.
ПРОФИ И ДЕЛЬЦЫ
По словам председателя Гильдии негосударственных структур безопасности Московской торгово-промышленной палаты Дмитрия Галочкина, всю сеть столичных ТРЦ можно разделить ровно пополам: одной половиной владеют профессионалы, а другой — дельцы. Поэтому часть торгово-развлекательных центров «чистые» (как правило, это новые ТРЦ, построенные год-два назад), а часть — «грязные». Профессионалы, говорит Галочкин, сами обращаются в Гильдию с просьбой провести независимую экспертизу безопасности их центров, а дельцы и строят из горючих материалов, и эксплуатируют кое-как, и охраняют спустя рукава.
— Порядочные владельцы действуют с позиции доброго имени, а дельцы — уменьшения издержек, — подчеркивает Дмитрий Галочкин. — А безопасность — это серьезные издержки. Одно содержание охраны влетает в копейку. Расположение кинозалов и игровых зон на верхних этажах — это, кстати, тоже вопрос коммерческой порядочности. Существует свод строительных норм и правил (СНиП 31–06–2009), предписывающий размещать их не выше второго этажа и не дальше 20 метров от пожарного выхода. Но в том-то и соль, что СНиП — это не ГОСТ, он не обязателен к исполнению.
— Надо делать ставку на профессионалов, вовлекая их в общественную деятельность. Объединять с гражданским обществом в рамках той же МТПП, — высказывает мнение председатель Гильдии негосударственных структур безопасности.
Сейчас вообще на общественность возлагаются особые надежды. Именно в общественном контроле эксперты видят реальную силу.
ТЕРРИТОРИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Те же члены «Безопасной столицы» активно выкладывают в соцсетях адреса ТРЦ, в которых были выявлены нарушения. Эту информацию видят, ею пользуются.
Некоторые эксперты советуют москвичам брать на себя ответственность за собственную безопасность и безопасность детей: пришел в кино — пройдись по этажам, узнай, в порядке ли эвакуационные выходы.
Другие ратуют за систематические учения и тренинги: в детских садах, школах и организациях. И чтобы дети и взрослые лучше усваивали правила поведения в чрезвычайных ситуациях, предлагают привлекать профессиональных артистов. Для наглядности и убедительности.
— Но если говорить о системе, то нужно, на мой взгляд, повышать ответственность коммерсантов за нарушения правил безопасности, — считает генеральный директор Института региональных проб лем Дмитрий Журавлев. — Вот в Кемерове арестовали владельцев бизнеса, что им инкриминируют? Ненадлежащее выполнение своих обязанностей? Пусть нарушения такого рода будут уголовно наказуемы. Вместе с тем обвинять коммерсантов в том, что они хотят заработать, глупо. Другое дело, что многочисленные проверки бизнеса нужно систематизировать. У нас существует два миллиона пунктов, по которым проверяются предприниматели. Не нужно увеличивать количество проверок, нужно улучшать их качество. Перетрясти всю систему.
Лидер «Безопасной столицы» Инна Святенко согласна с Журавлевым. Но добавляет: наш менталитет, к сожалению, — проблема. Взять те же надзорные каникулы — нововведение федерального уровня, вступившее в силу в 2016 году, — яркий пример того, как можно исковеркать доброе начинание.
— С одной стороны, решение хорошее, — говорит Инна Святенко, — освободить от налогов и лишних проверок малый бизнес. Это возможность работать спокойно, развивать собственное дело. Но люди используют его во вред. Знают, что проверок не будет, и нарушают нормы напропалую. Есть такая схема — три года отработать под защитой надзорных каникул, а потом перерегистрировать фирму как новую. На мой взгляд, надзорные каникулы — это зло. Радует, что президент Владимир Путин уже дал указание изменить законодательство по этой теме. Я не зря говорю про малый бизнес. Ведь и московские хостелы, и кафе, и сауны — они все нарушают нормы безопасности. Не нужно ждать, пока трагедия случится, скажем, в ресторане или гостинице. Надо работать на опережение.
Эксперты говорят: без государства и власти никуда. Тот же Дмитрий Журавлев видит выход из сложившейся ситуации в увеличении влияния государства на работу торгово-развлекательных центров Москвы. Уже на этапе строительства.
— Я не призываю к советскому прошлому, но было бы правильно, чтобы роль государства в строительстве ТРЦ и контроле за их работой была увеличена, — считает Журавлев, — велась на уровне муниципалитета, управы. Люди больше все-таки доверяют государству, а не бизнесу. На него и надо надеяться.
По планам, рейды МЧС по торговым центрам должны завершиться к 16 апреля. Будет ли что-то после этой даты, покажет наше завтра. Но для столичных активистов никакого времени «Ч» не существует. Они останавливаться не намерены.
— Мы будем продолжать проверки в рамках проекта «Безопасный торговый центр», — уверяет Дмитрий Галочкин. — Он — часть большой программы «Территория безопасности». Пройдет немало времени, но Москва станет территорией безопасности. И на стене каждого ТРЦ, хостела, гостиницы, аквапарка, кафе будет висеть значок «Проверено. Безопасно».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Черников, министр правительства Москвы, руководитель департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы:
— Если владельцы магазинов и ресторанов в торговых центрах не смогут обеспечить требования безопасности, мы будем не вправе предоставлять им возможность для работы. При выявлении грубых нарушений правил пожарной безопасности материалы будут переданы в прокуратуру, которая примет решение о комплексной проверке либо о приостановке деятельности торгового центра, кафе или ресторана. Департамент проводит разъяснительную работу с руководством торговых центров по интеграции записей камер видеонаблюдения в Единый центр хранения данных и рекомендует расширить сеть видеонаблюдения.
Никита Исаев, директор института актуальной экономики, политик:
— Нужно пересмотреть технические нормы, опираясь на мнение специалистов, а не на политическую целесообразность. Сейчас Госдума рассматривает вариант обязать все кинотеатры размещать только на первых этажах. Наверняка будут и другие законопроекты, цель которых — показать готовность оперативно отреагировать на произошедшее, а не эффективная работа. Нынешние технические нормы в большинстве своем морально и физически устарели, не учитывают современные технологии и материалы, особенности обустройства торговых центров и развлекательных учреждений.