Мать погибшего хоккеиста «Локомотива» Андрея Васюнова подала иск в суд на 14 миллионов рублей
Любовь Васюнова, мать хоккеиста «Локомотива», погибшего в авиакатастрофе 7 сентября 2011 года, подала иск на ЗАО «Як-Сервис» (которому принадлежал потерпевший катастрофу авиалайнер) и страховые компании. Она требует взыскать с них 9 миллионов рублей и еще 5 миллионов в качестве компенсации морального ущерба.
Адвокат матери погибшего Игорь Трунов объяснил «ВМ» позицию Васюновой: «Самолет летал за границу, был застрахован по европейским правилам, исходя из которых семье погибшего пассажира полагается 11 миллионов рублей. Причем эта сумма соответствует расценкам двухлетней давности».
По словам Трунова, до настоящего времени близкие погибших хоккеистов получили от страховщиков лишь по 2 миллиона рублей. Минимальный размер компенсации на каждого пассажира составляет 250 тысяч SDR — специальных прав заимствования, отмечает юрист. По тогдашнему курсу компенсация должна была составить более 11 миллионов рублей.
Напомним, самолет Як-42, на борту которого находилась хоккейная команда «Локомотив» из Ярославля, разбился в указанный период в аэропорту «Туношна», находящемся в этом городе. Судно оторвалось от земли, проехав 400 метров после взлетно-посадочной полосы, поднялось на высоту не более 6 метров и упало. В Межгосударственном авиационном комитете заявляли, что при разбеге лайнера возникла дополнительная сила торможения, вследствие чего Як не сумел набрать нужной скорости.
В результате авиакатастрофы погибли 44 человека из 45 находившихся на борту. Выжить удалось лишь бортинженеру Александру Сизову.
Трагедия привела к масштабным проверкам. По их результатам у трех авиакомпаний, в том числе у владельца разбившегося самолета, – компании «Як-Сервис», отозвали лицензии. Действие лицензий еще трех авиакомпаний приостановили.
Ответственность авиаперевозчика перед пассажирами, по словам г-на Трунова, была застрахована в компании «Лексгарант» в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ. Российское законодательство предусматривает выплату 2 025 000 рублей родственникам каждого погибшего.
По словам адвоката, в то время он заявил, что «Лексгарант» обязан выплатить родственникам жертв не по 2 миллиона, а около 12 миллионов рублей, поскольку компания совершала международные рейсы и ее страховка соответствовала требованиям Евросоюза.
Заместитель гендиректора «Лексгаранта» Михаил Шелюбский на это ответил: «Самолет летел в Минск и правила Евросоюза на рейс не распространялись».
- С позиции закона суду следует удовлетворить иск Васюновой, - продолжает адвокат Трунов. – Полеты этого самолета в европейские страны – неоспоримый факт. А летать туда без наличия европейской страховки невозможно. Согласно этой страховке родные погибших хоккеистов должны были получить по 11 миллионов, а получили всего по 2. Страховые компании обязаны были выплатить им деньги самостоятельно, не доводя ситуацию до судебных разбирательств.
К тому же мать Андрея Васюнова – инвалид, находилась на его иждивении. Это очередной довод в пользу выплаты компенсации, ведь авиакомпания является владельцем средств повышенной опасности. Так обозначаются самолеты в гражданском законодательстве.
Суд должен рассмотреть иск в раках претензионного права: родственник жертвы подает заявление в суд, после чего страховая компания и авиаперевозчик выплачивают компенсации.
Единственная сложность – определение размера суммы морального вреда. Законодательство такой размер не регулирует, отдает его на усмотрение суда. Но суды чаще всего не встают на сторону потерпевших, выплачивают значительно меньшие суммы.
- По каким причинам они так поступают?
- Можно лишь догадываться. Потерпевшие – рядовые граждане, а ответчики – крупные компании.
В нашей стране страхуется лишь минимальный обязательный уровень покрытия. Остальное платит причинивший вред. В настоящее время мы боремся за получение минимального страхового покрытия.
В европейских странах и США пострадавшие и родственники погибших получают полноценные компенсации – часть денег от страховых компаний, другую часть, значительно большую, – от тех, кто нанес вред. Например, от авиакомпаний.
Такая система дисциплинирует перевозчиков в части обновления парка. Авиахлам покупать невыгодно: упадет – придется очень много заплатить. Наши авиаперевозчики материально не страдают: платят страховщики, а те продолжают покупать летающий утиль.
В других государствах 20 процентов пострадавшим платят страховые компании, остальное – авиакомпании. Суммы колеблются от 1 до 3 миллионов евро. Учитывается количество иждивенцев, уровень дожития (возраст человека) и другие обстоятельства.
- Какова вероятность удовлетворения иска?
- Не получим результата здесь – обратимся в Европейский суд по правам человека. Преследуем и другую цель – вынудить российские авиакомпании приобретать надежные лайнеры.
Отмечу, что ко мне за помощью обратились еще 10 родственников погибших хоккеистов команды «Локомотив».
Адвокат, известный участием в процессах, связанных с резонансными событиями Владимир Жеребенков считает, что Васюнова не получит в России требуемую сумму: «Самолет разбился в нашей стране, поэтому размер компенсации выплатили по российским правилам, несмотря на то, что воздушное судно было застраховано по правилам европейским. Судья, принимая решение, станет руководствоваться законодательными нормами РФ».
Самые громкие «хоккейные» трагедии
5 января 1950 года в Свердловске разбился самолет Ли-2, перевозивший хоккейную команду ВВС на матч в Челябинск.
Катастрофа произошла неподалеку от аэропорта «Кольцово», ее жертвами стали 11 игроков, врач и массажист клуба, а также 6 членов экипажа. Всего погибло 19 человек.
27 августа 1981 года на столичном Ленинградском шоссе в автокатастрофе погибли легендарный хоккеист Валерий Харламов, его супруга Ирина и племянник Сергей.
Проводить в последний путь хоккейную знаменитость пришли тысячи людей.
4 июня 1989 года при взрыве газа погибли 9 игроков юношеской хоккейной команды «Трактор».
Около часа ночи на Транссибирской магистрали в районе города Аши на трубопроводе Западная Сибирь — Урал — Поволжье из-за утечки газа произошел мощный взрыв. В его эпицентре оказались два скорых пассажирских поезда: № 211 Адлер – Новосибирск и № 212 Новосибирск-Адлер. В одном из них ехала юношеская команда «Трактор».
В июле 2001 в Болгарии во время шестикилометрового кросса потерял сознание 32-летний игрок тольяттинский «Лады» Вячеслав Безукладников. В клинике он скончался. Диагноз медиков: цирроз печени.
13 октября 2008 года в подмосковном Чехове у 19-летнего нападающего омского хоккейного клуба «Авангард» Алексея Черепанова остановилось сердце.
Находившийся на скамейке запасных Алексей за несколько минут до конца матча потерял сознание. Врачи команды пытались оказать ему помощь, однако у них не нашлось необходимого оборудования, как и у медиков подъехавшей «скорой помощи», которые доставили хоккеиста в больницу. Реаниматологам клиники оставалось лишь констатировать клиническую смерть юноши.
В августе 2011 года в результате автомобильной аварии погиб нападающий клуба молодежной хоккейной лиги «Омские ястребы» 18-летний Владлен Кулиш.
Трагедия произошла в Омске. Кулиш, управлявший автомобилем «Лада Приора», не выдержал необходимую дистанцию и столкнулся с автобусом «Mercedes Benz». От полученных травм хоккеист скончался на месте происшествия.