Водолазы работали круглосуточно
Старший лейтенант Дмитрий Лимасов — один из тринадцати водолазов, работавших на месте гибели Ту-154. В комнате хранения Центра «Лидер» он показывает сумки водолазов и оборудование в коробках, недавно вернувшееся из Сочи. Содержимое каждой сумки стандартное: зимний непромокаемый водолазный костюм, перчатки к нему, водолазная маска, видеокамера, которая привязывается к руке, — с ее помощью водолаз снимает обстановку под водой.
На его черном пластиковом планшете вижу нацарапанные простым карандашом цифры: 10, 15, 30… Они означают, сколько времени водолаз должен находиться на определенной глубине, чтобы избежать декомпрессии — страшного заболевания, возникающего при слишком быстром возвращении на поверхность. В Сочи водолазы работали на глубине от 17 до 30 метров.
— Чем глубже, тем больше азота попадает в кровь водолаза, — поясняет Лимасов. — И тем медленнее ему надо возвращаться на поверхность, делая остановки на разных глубинах. Представьте, что будет, если резко открыть бутылку с газировкой? Она выстрелит. А если медленно раскручивать крышку, то газ будет выходить постепенно. То же происходит и в кровеносных сосудах водолаза.
Когда водолазы прибыли на место крушения самолета, никто не знал, где именно он упал. При помощи спутниковой съемки было обнаружено маслянистое пятно в трех километрах от берега, в районе Хосты, но обломков самолета здесь не нашли. Район поиска был смещен в сторону Адлера — именно там с помощью локаторов были найдены первые обломки Ту-154.
Далее водолазы подключили к работе инновационную технику — телеуправляемый необитаемый аппарат кругового обзора. Этот небольшой робот, оснащенный фонарями и камерами, транслирует изображение на компьютер. В подводных глубинах он «видит» лучше человеческого глаза. Как только робот определит, что на дне, — туда спускается водолаз. Основной задачей операции было поднять на поверхность тела пассажиров, чтобы передать на экспертизу.
Мелкие обломки самолета разбросало на несколько километров, поскольку он, как утверждают специалисты, входил в воду под углом.
На третий день поиска водолазы с помощью понтонов подняли со дна трехтонную турбину самолета. К 30 декабря поставленная перед ними задача была выполнена полностью: найдены основные узлы самолета и черные ящики, подняты тела и фрагменты тел погибших.
— Когда я нашел кнопочный телефон, как у моего дедушки, екнуло сердце, — рассказывает старшина 1 статьи Федор Дорофеев, первый раз участвовавший в боевом задании. — Также водолазы подняли со дна личные вещи, принадлежавшие погибшим пассажирам.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Максим Моховиков, начальник отдела аварийно-спасательных работ:
— Катастрофа с таким количеством человеческих жертв — ужасное горе. Конечно, психологически непросто. Но мы к своей работе должны относиться как к очень важной и необходимой. В этой поисковой операции главной задачей для нас было — передать родственникам останки погибших, чтобы они могли их похоронить.
По масштабу с сочинской поисковой операцией может сравниться разве что подъем затонувшего в 2011-м в Волге теплохода «Булгария». В поисковой операции на Черном море вместе с нашими водолазами Центра спасательных операций особого риска «Лидер» МЧС России участвовали специалисты Министерства обороны РФ и туапсинские водолазы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Друзья и коллеги простились с жертвами авиакатастрофы
16 января Москва простилась с главой благотворительного фонда «Справедливая помощь» Елизаветой Глинкой и тележурналистами трех телеканалов, которые 25 декабря оказались на борту Ту-154, летевшего в Сирию. Самолет потерпел крушение над Черным морем (далее...)