«Снят с производства, 18 происшествий»: что известно о модели разбившегося в Казахстане лайнера
В пятницу, 27 декабря, самолет Fokker 100 авиакомпании Bek Air, выполнявший рейс Алма-Ата — Нур-Султан, упал на взлете, пробил бетонное ограждение и врезался в двухэтажный строящийся дом. По последним данным, жертвами авиакатастрофы стали 12 человек. Еще 49 пострадали. Согласно предварительному заключению Генконсульства РФ в Алма-Ате, россиян в самолете не было.
«Вечерняя Москва» пообщалась с экспертами, которые рассказали о самолетах Fokker 100 и о том, что могло послужить причиной трагедии.
«Удобный в эксплуатации»
Fokker 100 — узкофюзеляжный среднемагистральный самолет производства Нидерландов. Название происходит от количества пассажирских мест. Самолет вмещает 107 человек. Его начали выпускать в 1986 году.
Бывшему командиру воздушного судна, специалисту по безопасности полетов Александру Романову доводилось летать на таком лайнере, правда, в качестве пассажира. Впечатления у него остались самые лучшие.
— Это удобный самолет. Очень короткая стоянка. Порядка 40 минут. Быстро загружается, выгружается, эксплуатируется. В этом плане авиакомпаниям было хорошо зарабатывать деньги на этих самолетах. Самолет экономичный, узкофюзеляжный, неприхотливый в эксплуатации и удобный для пассажиров, — рассказал «Вечерней Москве» Романов.
Отсутствие конкуренции в своем классе сделало Fokker 100 одним из самых востребованных самолетов в данном сегменте, пока в конце 80-х — начале 90-х не появились канадский Bombardier CRJ 100/200 и бразильский Embraer ERJ 145.
Успех недолго сопутствовал нидерландскому «джету». Уже спустя 10 лет после своего появления его производство прекратилось. Из-за неэффективного управления компания-производитель теряла большие деньги и в марте 1996 года обанкротилась. К этому времени на свет появились 283 самолета. На 2006 год по миру 47 авиакомпаний эксплуатировали 229 таких машин. Среди них иранские Iran Aseman Airlines и Iran Air, мексиканский MexicanaClick, нидерландский KLM Cityhopper, австрийский Air Berlin и немецкий Air Berlin.
«Сопоставим с Як-42»
Длина Fokker 100 составляет 35 метров, размах крыла — 28 метров. Машина оснащена двумя турбовентиляторными двигателями марки Rolls-Royce Tay Mk 620-15, находящимися в хвосте воздушного судна. Масса в снаряженном виде достигает 43 тонн. Максимальная скорость — 845 км/ч. По техническим параметрам Fokker 100 сопоставим с советским Як-42.
Авария в Казахстане — не первая с участием «Фоккеров»
В 1993 году Fokker 100, принадлежавший Palair Macedonian Airlines, разбился сразу после вылета из аэропорта Скопье (Македония). В катастрофе погибли 83 человека, 14 остались в живых. На тот момент это была крупнейшая авиакатастрофа в Македонии, пока спустя пару месяцев не врезался в гору Як-42. Расследование бедствия, в котором участвовали и голландцы, показало, что причиной аварии стало скопление льда на крыльях самолета и несоблюдение процедуры противообледенительной обработки.
Три года спустя случилась еще одна трагедия. На этот раз в Бразилии. Лайнер местной компании TAM Transportes Aéreos Regionais выполнял внутренний рейс в Рио-де-Жанейро. Уже спустя 24 секунды после взлета самолет начал крениться вправо. Причиной такого поведения судна стало самостоятельное включение реверса тяги правого двигателя. Крен затем перешел в сваливание, и самолет упал в оживленный район Сан-Паулу. Помимо 89 пассажиров и 6 членов экипажа погибли еще четыре человека, находившихся на земле. Это была крупнейшая катастрофа в истории самолета Fokker 100.
«Сомнительная надежность»
Всего из 229 самолетов происшествия происходили с 18.
— За всю историю в 18 происшествиях на Fokker 100 погибли 186 пассажиров. В авиации это считается «нормальной практикой». Потому что, к сожалению, самолеты падают, — отметил Романов.
Летчик 1-го класса, капитан А-320, отличник «Аэрофлота» Андрей Литвинов, несмотря на свой большой опыт, впервые слышит о «Фоккере».
— Я вообще не знаком с этим самолетом. Где его выкопали казахи — загадка. Все эти самолеты старые, они давно летают. Их покупают на «помойках» где-то там в Америке и потом тащат сюда, — сказал Литвинов.
По числу жертв катастрофа в Казахстане заняла третье место, если говорить об инцидентах с «Фоккерами». В трех других ЧП — в Кот-д’Ивуаре (с участием выжившего премьера), Франции и Мьянме — погибли 4 и по 1 человеку соответственно. Каждое третье ЧП с участием Fokker 100 связано с проблемами в шасси.
Стоит отметить, что последние два инцидента с Fokker 100 происходили в Казахстане. В марте 2016-го из-за конструктивно-производственного дефекта не удалось выпустить переднее шасси. Самолету пришлось сесть без него.
Тот факт, что голландский «джет» давно снят с производства, также не говорит о надежности летательного аппарата.
«Виновато обслуживание»
Опрошенные «Вечерней Москвой» специалисты указали на то, что надежность лайнеров зависит не от года выпуска, а от обслуживания.
— Если самолет сертифицирован, то есть он летает, его допустили к эксплуатации, проблема может состоять в том, насколько хозяин добросовестный или алчный. Вовремя ли его эксплуатируют, как проводят замену двигателей, регулярно ли проводится техобслуживание. Именно от этого зависит надежность самолета. Проблема не в самолете — в том, как к нему подходить. Если машину долго не ремонтировать, она тоже быстро придет в негодность, — подчеркнул Александр Романов.
С ним согласен его коллега Андрей Литвинов.
— То, что самолет снят с производства, ни о чем не говорит. Главное — как обслуживают эти самолеты, — подчеркнул летчик.
У конкурента «Фоккера» канадского самолета Bombardier CRJ 100/200 наблюдалось свыше 30 аварий. Всего с 1991 года произведено порядка 1000 таких лайнеров. Таким образом, аварийность «Бомбардье» составляет 3 процента. Из 282 самолетов Fokker 100 инциденты зарегистрированы на 18 лайнерах. Аварийность — 6 процентов.
Читайте также: К семье на Новый год: что известно о погибших при авиакатастрофе в Казахстане