«Шасси было исправно»: пилот оценил причины жесткой посадки Boeing 737 в Коми
Выполнявший рейс Москва — Усинск самолет Boeing 737 днем 9 февраля совершил жесткую посадку в аэропорту прилета. При соприкосновении с землей лайнер авиакомпании Utair ударился хвостом о полосу. У него разрушено заднее шасси, повреждены фюзеляж и крылья. Обошлось без пожара — самолет садился с почти пустыми баками. Пострадавших в результате инцидента нет.
Причины аварии выясняются. Следственный комитет уже возбудил уголовное дело. По данным источника Интерфакса, рассматриваются две вероятные причины произошедшего: ошибка экипажа и отказ техники. Какая из этих версий больше похожа на правду, «Вечерняя Москва» обсудила с заслуженным пилотом РФ Константином Онохиным.
— Константин Георгиевич, могла ли техническая неисправность стать причиной аварии?
— Скорее всего, шасси было исправно и ввиду погодных условий или слабой подготовки командира и пилота произошло жесткое приземление при наличии бокового ветра — самолет подошел с большим углом к полосе и приземлился на правую стойку, которая сломалась. Повреждение шасси произошло в результате грубой посадки. Если же имела место техническая неисправность, экипаж должен был предупредить наземные службы.
— Значит, получается, шасси сломано было при соприкосновении с землей.
— Вероятно так. Когда пилот попадает в запредельные для него условия, он может не справиться с большим углом к полосе, в таком случае посадка производится на одну стойку. Шасси вышло штатно. Оно было исправно. Но в результате чего-то — может, ветер боковой или порыв, не увидел, испугался, не выдержал заданную скорость при приземлении — стойка сломалась. Я не могу представить, что шасси на «Боинге» взяло и сложилось само собой. Жесткая посадка бывает либо в результате погодных условий, либо при неумении пилота совершить нормальную посадку в данных условиях, но никак не из-за шасси.
— Что можете сказать про аэропорт Усинска?
— Все эти (аэропорты — прим. «ВМ») — Нижневартовск, Усинск, Уренгой, Октябрьский — мы всегда туда летали в ручном режиме. Там были привода, не было курсо-глиссадных систем, которые позволяли садиться в автоматическом или полуавтоматическом режиме.
— В последнее время часто происходят жесткие посадки. Недавно в Турции самолет на три части развалился.
— Да, все из-за того, что мир перешел к абсолютной автоматизации выполнения полетов. И эти мышечно-двигательные функции в человеке все хуже и хуже. Тут как при майской авиакатастрофе Sukhoi Superjet 100.* Перешел (пилот — прим. «ВМ») на ручное управление и не смог нормально посадить самолет. То же самое. Он так сел, что стойки шасси пробили топливные баки. Мне кажется, здесь очень похожая ситуация.
*Sukhoi Superjet 100 — судно компании «Аэрофлот» вечером 5 мая 2019 года совершило аварийную посадку в столичном аэропорту Шереметьево. При приземлении у лайнера надломились стойки шасси и воспламенились двигатели. По некоторым данным, необходимость в экстренном снижении возникла после удара молнии по корпусу самолета. По информации Следственного комитета России, в результате возгорания погиб 41 человек. Всего на борту было 78 пассажиров, включая нескольких членов экипажа.
Ранее по теме:
«Стихия пересилила»: командир экипажа назвал причину жесткой посадки в Усинске
Utair: Некоторые системы аэропорта не работали при посадке самолета в Коми
«Ехали буквально на кузове»: пассажир самолета Москва — Усинск рассказал о жесткой посадке