Главное
Истории
Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Военный летчик рассказал о возможных причинах катастрофы Ан-26

Происшествия
Военный летчик рассказал о возможных причинах катастрофы Ан-26
Фото: Telegram-канал «ДСНС України »  

К катастрофе украинского Ан-26 в Харьковской области, в которой погибли курсанты Харьковского университета ВВС Украины, скорее всего, привело стечение обстоятельств, связанное с организацией полетов и психофизическим состоянием экипажа, что не позволило вовремя отреагировать на развитие чрезвычайной ситуации. Такого мнения придерживается заслуженный военный летчик России, генерал-майор, кандидат технических наук Владимир Попов, с которым «Вечерняя Москва» обсудила причины случившегося.

По данным государственного бюро расследований Украины, на данный момент рассматриваются четыре версии авиакатастрофы: отказ техники, вина диспетчеров, ошибка экипажа, а также ошибки при обслуживании самолета и подготовки его к полету. Основной версией, конечно, остается техническая неисправность. Предположительно, перед крушением у самолета отказал двигатель. В СМИ также встречалось мнение, что летчики перепутали автодорогу с аэродромом.

Но обо всем по порядку. Для начала история борта.

Долгая служба в воздушных силах двух стран

Известно, что самолет Ан-26Ш, то есть предназначенный для подготовки штурманов — специалистов по навигационному оборудованию, был выпущен киевским заводом «Авиант» в 1977 году. Таким образом, на момент падения он отлетал в ВВС СССР и независимой Украины 43 года, причем последние восемь лет базировался на аэродроме Чугуев Харьковской области, где служил летающей «партой» для Военно-воздушных сил страны. Оснащен двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24 Запорожского машиностроительного конструкторского бюро «Прогресс».

По словам Владимира Попова, Ан-26 считается очень надежным, устойчивым самолетом. И его различные модификации, несмотря на возраст и прекращение производства в 1986 году, используются в коммерческих, военных, гуманитарных и учебных целях по всему миру, на всех континентах.

— На возраст самолета смотреть не стоит. Дело в том, что, если эксплуатировать технику нормально, она может находиться в работоспособном состоянии очень много времени. Хотя я понимаю, что за почти 50 лет конструкция самолета «устает» и что-то отказать может, даже двигатель, — объяснил эксперт.

Случай в Балашове

Он напомнил, что три года назад в России произошел аналогичный случай с самолетом того же семейства. Согласно официальным данным, экипаж шестого авиационного факультета Военного учебно-научного центра ВВС Высшей военной академии имени Жуковского в составе летчика-инструктора, курсанта четвертого курса, штурмана, борттехника-инструктора, борттехника-курсанта и бортрадиста во время второго учебно-тренировочного полета в простых метеоусловиях при заходе на посадку снизился ниже глиссады и столкнулся с землей с недолетом 1100 метров до взлетно-посадочной полосы аэродрома Балашов Саратовской области. Тогда погиб один курсант, остальные члены экипажа получили тяжелые травмы.

Выяснилось, что, пройдя дальний приводной радиомаяк, на скорости 240 километров в час у Ан-26 произошло выключение правого двигателя, а через 14 секунд оказался выключен левый двигатель. По словам нашего эксперта, это по ошибке сделал курсант, а инструктор не успел вмешаться, потому как меньше чем за 25 секунд что-то исправить в этой ситуации крайне сложно. Однако вина была возложена на летчика-инструктора. В результате с креном 24 градуса самолет упал и полностью разрушился, частично сгорев.

— Ну, перепутал. В стресс-факторе, в таком состоянии, не имея опыта, он мог это произвести свободно. И потом обвинили, конечно, инструктора, который отвлекся буквально на минуту. В это время все и произошло. Даже вмешаться в контур управления опытный летчик не успел, только с запозданием,— объяснил Попов.

Почти то же самое

По вчерашней катастрофе мы наблюдаем внешне похожую картину. Согласно открытым данным, Ан-26Ш упал в 1800 метрах от ВПП. В Сети также появилось видео его захода на посадку. На кадрах видно, что процесс посадки проходит штатно, борт плавно снижается, включаются фары. Вдруг через секунду самолет уводит резко вправо, а еще через 11 секунд, по нашим подсчетам, происходит столкновение с землей.

Другое дело, остаются вопросы, что же происходило на борту и привело к возникновению сначала аварийной ситуации, а затем и к трагическому исходу?

По словам военного летчика, если отказов немного, один-два, то экипаж обычно с ними справляется, а если больше, то начинаются проблемы. И здесь они могут быть связаны с психофизическим состоянием находившихся на борту.

— Они весь день отработали, участвовали в учениях, полетах. И возвращались домой, чтобы отдыхать у себя на основной базе. Все это обеспечивает такое состояние, когда на конечном этапе полета, хотим мы этого или нет, человек расслабляется. Хотя для летчиков это нехарактерно. Потому что у нас взлет и посадка — самый ответственный момент. Но если взлет происходит, когда экипаж работоспособен, адекватно действует, то на посадке он уже устал, внимание притупляется и т. д. Так что стоит рассмотреть режим труда и отдыха тоже, — отметил Попов.

А сделать ничего было нельзя

Причем в авиации режим труда и отдыха — один из главных моментов. И когда летчики торопятся, хотят выполнить все задачи за день, а потом вернуться домой, внимание должно быть двойным. А в данном случае, скорее всего, катастрофе способствовал отказ техники. Это мог быть как нестабильный режим работы двигателя, так и флюгирование винтов. Плюс стоит понять, как работала гидросистема самолета и какие нагрузки были на штурвал, а также, кто за ним сидел. Каждый из этих моментов так или иначе мог повлиять на развитие ситуации.

Еще надо учитывать фактор скорости. У Ан-26 в режиме горизонтального полета она составляет максимум 550 километров в час, при посадке — 250 и ниже. По словам Попова, она могла быть даже 200–220. Самолет становится инертным, управляющих плоскостей не хватает, действовать нужно плавно. И если в таких условиях происходит отказ двигателя, то борт уводит в сторону единственного работающего. Тяга падает, подъемная сила тоже, и самолет просто утягивает, а тут его чуть ли не начало разворачивать, и по растянутой дуге он столкнулся с землей. Судя по всему, здесь именно это и произошло. Так что законы аэродинамики полностью опровергают версию, что самолет пытались посадить на дорогу.

Военный летчик рассказал о возможных причинах катастрофы Ан-26 Фото: Telegram-канал «ДСНС України»

Владимир Попов не исключает, что перед падением экипаж, возможно, что-то и успел устранить, но времени вывести самолет из сваливания и вывести работающий двигатель на полную мощь уже не хватило. Случись эта ситуация в горизонтальном полете и повыше, скорее всего, Ан-26 потерял бы всего 100–200 метров высоты, и пилоты смогли бы либо продолжить выполнение задания, либо нормально посадить машину, но обошлось бы без 26 погибших из 27 находившихся на борту. Там были бы уже варианты, и инцидент оказался бы незамеченным. В катастрофе под Чугуевым, скорее всего, что-либо сделать уже было нельзя.

— Тут стечение обстоятельств, тем более, когда ситуация развивалась не по одному, а по нескольким параметрам. Воздействие на психофизическое состояние экипажа было сильнейшим за счет ночи, за счет того, что полосу плохо видно. Вот это все привело к катастрофе. Но прямой вины летчиков в этом крайне мало. Была ли острая необходимость в такое время перелетать с оперативного аэродрома? Вопросы к командирам. Остальное — техника, профессионализм или его отсутствие. Возможно, в основном контуре управления были курсанты, а летчик-инструктор запаздывал в оказании им помощи или в исправлении тех ошибок, которые техника нам подбросила, — резюмировал эксперт.

Что стало истинной причиной катастрофы, покажут расшифровка бортовых самописцев и расследование. Специалист не исключает, что претензии выскажут в первую очередь производителям двигателей и тем, кто производил их ремонт, учитывая их далеко не первую свежесть. Вероятно, трудная экономическая ситуация на Украине не позволяет ее Военно-воздушным силам своевременно закупать для своих будущих летчиков новые двигатели.

Что известно о крушении Ан-26 под Харьковом

О том, что самолет Ан-26 разбился в Харьковской области около города Чугуева, стало известно вечером в пятницу, 25 сентября. В Сети начали появляться видео, на которых виден горящий самолет возле дороги.

Согласно данным Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, на борту Ан-26 находились 27 человек — семь членов экипажа и 20 курсантов. Еще одного курсанта к полетам не допустили.

В командовании Воздушных сил Украины заявили, что борт разбился при заходе на посадку.

Президент Украины Владимир Зеленский в связи с происшествием объявил 26 сентября днем траура по погибшим.

Читайте также: Найдены тела всех жертв крушения Ан-26 на Украине

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.