чт 17 октября 01:43
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

В гостях у «Вечерки» Большой ЦИРК на проспекте Вернадского

В гостях у «Вечерки» Большой ЦИРК на проспекте Вернадского

Мы из цирка Костюка!

[b]«Мы из цирка Костюка!» [/b] — гордо заявляют 800 артистов и почти 350 сотрудников Большого Московского Государственного цирка на проспекте Вернадского. И им есть чем гордиться. Этот цирк знают зрители всего мира. Большой Московский ассоциируется не только с уникальным зданием, почти 30 лет украшающим Юго-Запад столицы, но прежде всего с поистине большим, высокопрофессиональным искусством. Не случайно разные труппы, нарушая все правовые нормы, гастролируют по всему миру под маркой: «Большой Московский цирк». Именно этот цирк первым в России стал самостоятельным, вышел из «Союзгосцирка» и набрал свою артистическую труппу. Сегодня в этой звездной когорте около 70 народных и заслуженных артистов России, более 100 лауреатов международных конкурсов. Но больше всего артисты и сотрудники цирка гордятся и радуются тому, что ими руководит не чиновник от культуры, а артист, вышедший из цирковой среды и отдавший двадцать лет манежу. Это народный артист России Леонид Костюк. Почти два триумфальных десятилетия он стоит во главе циркового искусства. 20 и 20.Если положить на чашу весов годы артистической карьеры и не менее насыщенные годы творческо-административной деятельности, то неизвестно, какая из чаш перевесит. [b]Началось восхождение на новую вершину. [/b]Точнее, Костюк шел на покорение сразу двух высот: стал директором цирка на Цветном бульваре и одновременно режиссеромпостановщиком. А позже, возглавив курс режиссеров цирка в РАТИ, вместе со студентами преодолел и еще одну высоту. Есть ли предел этому Восхождению? 40 поставленных спектаклей и Почетная премия мэрии Москвы за спектакль «Дорогие мои москвичи» говорят о том, что Костюку доступны и не такие вершины. Ему и коллективу Большого Московского цирка на проспекте Вернадского, который он возглавляет с 1984 года. [b]Это восхождение на вершину цирковой славы продолжалось двадцать лет. [/b]Успехов и побед хватило бы еще на несколько номеров. В 1979 году артистам удалось покорить цирковой Эверест — стать победителями самого престижного циркового фестиваля в Монте-Карло. Все члены жюри во главе с князем Монако Ренье III единодушно присудили номеру Леонида Костюка высшую награду — «Золотого клоуна» и специальный приз. [b]Когда в этом году на фестивале в Монте-Карло [/b]постоянный ведущий программы Серж объявил на представлении о юбилее нашей победы, мне показалось, что я вновь пережил события двадцатилетней давности. Мы работали тогда без лонжи. Высота от манежа до вершины перша 15 метров. Я иду по наклонному першу, на вершине которого стоит в копфштейне мой партнер. Рисковал жизнью он, а седые волосы появились у меня, — вспоминает Леонид Костюк. Любопытно, что за 20 лет, прошедших с тех пор, ни один номер с першами на этом конкурсе больше не получал «Золотого клоуна». Так триумфально закончилось первое двадцатилетие творческой деятельности Костюка, ставшего самым молодым в цирковом искусстве народным артистом [b]Один из трюков Костюка символично назывался «Восхождение».[/b] Легко и красиво поднимался Леонид по наклонному першу, удерживаемому на разных уровнях двумя партнерами. При этом он балансировал перш, на вершине которого стоял в стойке на голове партнер. Стоял не подстрахованный ничем, кроме мастерства и надежности «нижнего». Дойдя до середины перша, Леонид Костюк делал пируэт, а в это время на арену выходил на ходулях еще один артист и поднимал конец перша еще выше. [b]Цирк — это моя жизнь, [/b]— говорит Леонид Костюк. — Я люблю его за честность и открытость. За уважение к своим корням и традициям, без них немыслимо настоящее искусство. За азарт, смелость, доброту, искренний смех, стойкость, умение подшутить над собой и простодушие. За его работоспособность, порой на грани человеческих возможностей. За его высокую духовность и нравственность. Думается, художественный руководитель и генеральный директор Большого Московского цирка на проспекте Вернадского профессор РАТИ Леонид Костюк имеет полное право на такое объяснение в любви, ибо каждое его слово выстрадано и подтверждено творческой судьбой. [b]Закончив цирковое училище на год раньше [/b]и сразу став руководителем уникального даже по сегодняшним меркам номера «Эквилибристы с першами», он двадцать лет подряд каждый день выходил на манеж. Костюк был не просто создателем и руководителем номера — он был «нижним», то есть тем человеком, кто нес на своих плечах всю нагрузку в полном смысле этого слова. Он придумывал для номера фантастические авторские трюки (некоторые из них пока не удалось повторить никому). Например, Костюк удерживал на лбу семиметровый перш, на вершине которого артист, закрепясь ногой в петле, вытягивался параллельно манежу, а у него в руках партнер делал стойку «руки в руки». Сегодня подобный трюк исполняют артисты под руководством Александра Хайлафова, продолжающие дело Костюка. Но держат перш на плече, что намного проще. [b]Господа артисты [/b] Кто может лучше рассказать о цирке, как не его руководитель? [b]— Что труднее, Леонид Леонидович, — балансировать на лбу перш или удерживать на плечах такую махину, как Большой Московский цирк, особенно в наше непростое и непредсказуемое время? [/b] — Я помню, кто-то из киногероев говорил, что трудно научиться управлять тремя людьми, а дальше — уже легче. Руководя номером, я всегда чувствовал ответственность за судьбу тех, с кем работаю. Сейчас отвечаю за всю труппу. Ответственность не может быть меньше или больше. Она либо есть, либо ее нет. Мне повезло, что в нашем цирке у меня появилось много единомышленников и среди артистов, и среди администрации. Все искренне болеют за свое дело. А другие здесь просто не приживаются. [b]— Часто доводится слышать, что цирк на проспекте Вернадского — уникален. Откройте секрет, в чем его уникальность? [/b] — Как только в 1971 году было построено здание цирка, журналисты моментально окрестили его «одним из лучших аттракционов мира». Прежде всего он уникален по своим техническим возможностям. У нас — самое высокое подкупольное пространство. Есть пять сменных манежей — конный, ледовый, иллюзионный, водный и световой. А это — прекрасная возможность для создания многожанровых феерических цирковых спектаклей и шоу с многочисленными эффектами. Мы ставим спектакли, где одновременно могут быть задействованы все пять манежей. Но главное — у нас работают необыкновенные артисты. Я с гордостью могу сказать — такой сильной труппы нет ни в одном цирке мира. Судите сами. В этом году на всех престижных международных конкурсах наши артисты получили самое большое количество наград. «Золотого клоуна» в Монте-Карло завоевали акробаты под руководством Константина Бессчетного. «Золото» на юношеском конкурсе получили жонглеры братья Тесленко. А в Риме был настоящий триумф — все высшие награды перекочевали в наш мини-музей, расположенный пока в моем кабинете, но там призам уже тесно. Золотая медаль у эквилибристов с першами Хайлафовых, «серебро» — у эквилибриста Дмитрия Поклада, «бронза» — у жонглеров Черновых и воздушного полета Селифановых. Добавьте к этому восемь специальных призов. И еще один принцип нашего цирка — мы с большим почтением и даже трепетом относимся к цирковым династиям. В цирке есть артисты, ведущие цирковую родословную с конца прошлого века. Например, у нас выступает двенадцатилетняя Влада Лапиадо — шестое поколение этой цирковой династии. О ее пра-пра-прабабушке — известной цирковой наезднице Ольге Сур — писал еще Куприн. Выходит на манеж и ее ровесница Саша Левицкая — четвертая представительница цирковой династии Левицких. У нас много и других талантливых детей — это и уникальный эквилибрист Андрюша Аверюшкин, и жонглер Дима Чернов, и начинающий клоун Рома Сарнацкий. Мы любим своих маленьких артистов, заботимся о них, они — дети нашего цирка. [b]— Ваша дочь, насколько мы знаем, тоже продолжает традиции династии… [/b] — Мы долго сопротивлялись этому, но, видно, от судьбы не уйдешь. Сейчас Даше двенадцать, она работает в номере «Дрессированные обезьяны» под руководством Мурата Абдуллаева. Мечтает в будущем стать цирковой наездницей. А моя главная мечта — чтобы имена наших артистов стали столь же известны и популярны у зрителей, как и имена актеров кино и театра. Они давно это заслужили. [b]— Кстати, за рубежом наши артисты более популярны, чем у себя на родине. Вас, например, постоянно приглашают в жюри самых престижных конкурсов.[/b] — Да, это действительно так. Китай, Париж, Рим, Стокгольм, Будапешт. Семь раз я был в жюри на фестивале в Монте-Карло. Но и в России я работаю в Комиссии по Государственным премиям, награжден орденами и медалями. [b]— Цирк на проспекте Вернадского, один из немногих в стране, успешно справляется со всеми сегодняшними трудностями. Как вам удается содержать такую большую труппу? [/b] — Именно благодаря нашей замечательной труппе цирк не только выживает, но и процветает при минимальных дотациях, отпускаемых государством. Почти половина наших артистов ежегодно гастролирует в 18—20 странах мира. При этом гонорары остаются достаточно высокими, и по демпинговым ценам наши артисты не работают. Набирая труппу, мы шли на риск. Хотя я был уверен в правильности такого шага. Семь лет работы в новых условиях доказали, что это дало совершенно новый и творческий, и экономический толчок для развития циркового искусства. Все наши службы сегодня понимают, что без артистической труппы цирк станет просто прокатной площадкой и что главное в цирке — господа артисты. А артисты в свою очередь знают, что у них есть крыша над головой, добрый, уютный, гостеприимный дом, где и о них, и об их животных есть кому позаботиться. У них есть все — стабильная зарплата, костюмы, реквизит, гастрольные поездки и главное — все для интересной творческой работы. [b]— Надеемся, что лучшие артисты вашего цирка будут в ближайшее время радовать не только зарубежных зрителей… [/b] — Разумеется. 15 мая мы приглашаем всех на новую премьеру. Представление будет идти не только на обычном манеже, но и на ледовом. Наш «Цирк на льду» недавно вернулся из турне по Франции и Египту, а в иллюзионном калейдоскопе вы впервые увидите парад чудес, представленный несколькими группами фокусников. Это иллюзионное шоу заслуженных артистов России Татьяны Кох и Юрия Кукеса, иллюзия с трансформацией Валентина и Галины Черновых, неожиданные чудеса Минасовых и Ишмухаметовых. Все представление зрителей будут веселить всемирно известные клоуны заслуженные артисты России Сергей Просвирнин и Владимир Стариков, работающие одинаково успешно и на льду, и на манеже. [b]— И последний вопрос, который волнует сегодня многих: сколько стоит билет в ваш цирк? [/b] — Самый дорогой — 50 рублей, самый дешевый — 20. Дети до шести лет проходят со взрослыми бесплатно. Кстати, это самый любимый нами зритель. Для малышей мы ежегодно совместно с префектурой Юго-Западного округа проводим такие грандиозные детские праздники, как фестиваль «Созвездие чудес».

Новости СМИ2

Полина Ледовских

Трудоголиков домашний очаг не исправит

Никита Миронов  

За фейки начали штрафовать. Этому нужно радоваться

Дарья Завгородняя

Чему Западу следует поучиться у нас

Дарья Пиотровская

Запретите женщинам работать

Оксана Крученко

Ради безопасности детей я готова на все. И пусть разум молчит

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше