Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Андрей Шаронов: Нам нужно сделать город привлекательным деловым центром

Общество
Андрей Шаронов: Нам нужно сделать город привлекательным деловым центром
Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»
Благополучная экономика – это приемлемые условия для работы бизнеса, достойное финансирование социальных программ, новые рабочие места, высокие доходы и их устойчивый рост, перспективы развития общества.

Сегодня, когда ведущие страны мира испытывают серьезные экономические затруднения, к экономическому развитию собственной страны мы относимся с особым вниманием. А крупнейший экономический и политический центр российской державы – ее столица.

Обозреватели «ВМ» взяли интервью у заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики Андрея Шаронова. Мы обсуждали особенности развития экономики Москвы, планы по созданию в городе Международного финансового центра и многое другое.

 

В Москве зафиксирован естественный прирост населения

Андрей Владимирович, как известно, город в последние полтора года активно перестраивает свою экономическую политику. Что послужило для этого поводом? Является ли это прямым следствием глобального экономического кризиса?

 Конечно, разразившийся по всему миру кризис не мог не сказаться на российской и московской экономике. Доходы города тогда заметно упали, в 2009 году Москва заработала на 22% меньше, чем годом ранее, когда последствия кризиса еще не успели проявиться полностью. 

Несмотря на то, что экономика Москвы устояла, тем не менее, время было очень напряженным, но главное – пришлось делать непростые выводы. Дело в том, что в силу сложившейся в последнее время структуры доходов более 90% поступлений города обеспечивают налоги, среди которых такую же величину – 90% - занимают всего два налога – на прибыль и налог на доходы физических лиц. В результате же кризиса именно эти направления потеряли больше всего: снизилась бизнес-активность, резко уменьшились прибыли компаний и уровень доходов населения. Как следствие, очень много не дополучил и город. Доля же более стабильных налогов, меньше зависящих от конъюнктуры мировой экономики – на имущество, на землю, на транспорт и т.д. – была и остается в экономике слишком малой.

Аналогичную проблему мы видим в структуре ВРП Москвы: порядка 40% в ней составляют торговля и строительство. Доля же, например, сектора финансовых услуг в несколько раз меньше, чем в крупных мировых финансовых центрах. Столь же непозволительно мала в ВРП и доля промышленного производства, особенно наукоемкого. А структура экспорта, как яркий показатель нашей конкурентоспособности, показывает, что доли современной продукции с высокой добавленной стоимостью и экспортируемых столицей услуг просто мизерны.

В результате сейчас мы открыто говорим, что, выстраивая новую экономическую модель столицы и планируя экономический рост, необходимо менять структуру валового регионального продукта, структуру основных источников бюджетных доходов, драйверов их роста, и даже структуру занятости. Москве нужны в первую очередь высококвалифицированные кадры, производящие продукцию с большой добавленной стоимостью, позволяющие экспортировать интеллектуальный продукт, а не продукт первичной переработки.

Тем не менее, если возвращаться к итогам 2011 года, Москва показывает достаточно устойчивые результаты. Доходы городского бюджета выросли на треть, налоговые поступления – на 20%, рост промышленного производства составил порядка 3,5%. Москва смогла более чем в 3 раза увеличить расходы на транспорт, более чем в 2 раза – на социальную политику, дорожное хозяйство, почти в 1, 7 раза – на образование. На 70% вырос и объем Адресной инвестиционной программы города, то есть объем собственных капитальных вложений.

Среднемесячная заработная плата возросла в Москве почти на 12% и, по нашим оценкам, составляет сегодня порядка 43 тысяч рублей. Уровень безработицы снизился до 1,1 процента.

Приятная новость состоит также в том, что в минувшем году впервые за последние 23 года число родившихся в Москве превысило количество умерших.

 

Предприятия, необходимые городу, останутся в его собственности

Обывательское мнение заключается в том, что чем большим имуществом ты владеешь, тем лучше. Им можно распоряжаться по своему усмотрению, получать гарантированный доход. Тем не менее, московское правительство в 2011 году проводило политику активной приватизации. С чем это было связано?

Дело в том, что мы живем и работаем в условиях рыночной экономики. А экономика Москвы долгие годы строилась по принципу натурального хозяйства: если городу что-то требовалось, он начинал сам производить этот продукт, подчас совершенно не считаясь с затратами. Это касалось целого ряда направлений: от производства сельскохозяйственной продукции до авиаперевозок и гостиничного хозяйства. Сфер, находящихся абсолютно в конкурентной среде!

Давно следовало набраться мужества и сказать: вот этим и этим Москва более заниматься не станет, поскольку данные направления деятельности находятся вне пределов компетенции городской администрации. Я не знаю других мировых городов, которые имели бы в собственности авиакомпании, собственные литейно-механические заводы и уж тем более производство конфет, пряников и косметики!

Создав множество предприятий, городские чиновники просто-напросто оказались не в состоянии осуществлять контроль за их деятельностью, что, естественно, стало приводить к финансовым потерям. Положение номинально принадлежащих Москве 550 акционерных обществ и более трех с половиной сотен государственных унитарных предприятий было отнюдь не блестящим. Выплаты от результатов их деятельности в пользу собственника составляли лишь 0,15% от общегородских доходов. А порой и вовсе были в разы меньше субсидий, выдаваемых городом на их поддержку! Не говоря уже про вопиющие случаи, когда ГУПы превращались просто в каналы увода городских активов.

Госаппарат не может эффективно управлять обширным и сложным хозяйством, находящимся в конкурентных рыночных секторах экономики. Да и не должен! В результате вследствие отсутствия у чиновников компетенции, позволявшей бы им на должном уровне конкурировать с профессионалами рынка, интересы города реально ущемлялись. И к тому же эти не свойственные чиновникам функции отвлекали их от выполнения прямых обязанностей.

Наконец, город решил привести объем собственного имущества в соответствие со своими полномочиями. Исходя из этого, мы формировали приватизационную политику в Москве. В столичной программе приватизации на 2011-2013 годы львиная доля активов находится как раз в коммерческом секторе. Причем я хочу заверить москвичей: ни одного городского актива, ни одного предприятия, которое напрямую влияет на вопросы стратегической безопасности или развития города, продано не будет.

В то же время надо понимать, что выходя из компаний, мы их вовсе не «убиваем», а просто продаем свою долю, получая хорошие, «рыночные» деньги. Это уже коснулось таких активов, как «Банк Москвы», нефтяная компания Sibir Energy, Столичная страховая компания, аэропорт «Внуково». На очереди – парфюмерная фабрика «Свобода», доля в компании «Объединенные кондитеры», ряд гостиниц, холдинг «Мосмедыньагропром» в Калужской области и многое другое.

 

Первопрестольная – Международный финансовый центр

Президент страны не раз высказывался о том, что в России должен появиться Международный финансовый центр, и очевидно, что он будет в Москве. Читатели «Вечёрки» постоянно интересуются: чего можно в связи с этим ожидать, как изменится городская среда, инфраструктура?

В общем, можно сказать, что Москва и сейчас уже является международным финансовым центром – так, наряду с Лондоном и Нью-Йорком она упомянута в числе таковых в исследовании компании Z/Yen Group. Правда, из 75 крупнейших городов она занимает не самое почетное 61-е место. Впрочем, полгода назад место было и вовсе 68-м. Справедливости ради надо сказать, что такое динамичное движение вверх по списку связано в первую очередь с более полным раскрытием информации о Москве, нежели с какими-то кардинальными изменениями в городе. Однако перед нами стоит очень амбициозная задача – войти по крайней мере в двадцатку лидеров из числа МФЦ.

Мы вполне отдаем себе отчет в сложности и одновременно важности этой задачи. Для ее реализации предстоит провести в жизнь кардинальные изменения московской экономики, инфраструктуры и многого другого. Дело в том, что развитие международного финансового центра – это задача всеобъемлющего изменения инвестиционного и делового климата в городе и, конечно же, в стране в целом, создания комфортной, безопасной и располагающей к жизни и работе среды. Ни один город не станет по-настоящему привлекательным деловым и финансовым центром, даже располагая хорошим законодательством и подходящей инфраструктурой, если жить в нем опасно.

Если предприниматели не могут быть уверены в возможности защитить свои права и собственность. Если среда недоброжелательна, обстановка не позволяет спокойно и комфортно работать, а жить в городе не престижно.

Что конкретно требуется от Москвы?

Нужно формировать качественную инвестиционную среду, институты, способные реально защищать права инвесторов. Во многом это относится к компетенции федерального законодательства, немало зависит от профессиональных участников рынка, однако нельзя преуменьшить здесь и роль самой столицы.

В рамках принятой осенью программы стимулирования экономической активности есть и подпрограмма развития Москвы как МФЦ. Так вот, это своего рода «синтетический» документ, вмещающий в себя все направления деятельности Правительства Москвы, которые должны позволить в корне переменить деловой климат в столице, улучшить качество жизни и городской среды. Он касается решения транспортных проблем, развития инженерной и социальной инфраструктуры, создание более безопасной и комфортной городской среды – развития общественных пространств, инфраструктуры гостеприимства, снятия языкового барьера для иностранцев и многого другого.

Москва будет также содействовать развитию специализированной инфраструктуры профессиональными участниками рынка – город нуждается в современной бирже и депозитарии.

Решив эти проблемы, мы сможем сделать город удобным как для деловых гостей Москвы, так и, в первую очередь, для ее постоянных жителей.

Сколько лет, на ваш взгляд, для этого понадобится?

Определенные результаты видны уже сегодня, другие, напротив, предполагают многолетнюю работу. Нельзя не отметить, что, например, с точки зрения развития общественного транспорта есть явный прогресс: огромными темпами строится метро, обновляется подземный и наземный подвижной состав. Кроме того, через программу приватизации город уходит из непрофильных, рыночных секторов экономики, это напрямую меняет экономическую ситуацию в Москве…

Как видите, объем задач, которыми предстоит заниматься, чрезвычайно масштабный. Но я убежден: они вполне по силам городу. Мы справимся.

 

СПРАВКА

По итогам 2011 года рост промышленного производства в Москве по предварительным расчетам составит 3,5 процента, в том числе в обрабатывающей промышленности – 3,8-4, распределении электроэнергии газа и воды – 1,3. Объем поступивших в столичную экономику инвестиций по итогам трех кварталов прошлого года вырос в 5,4 раза. Доходы московского бюджета выросли в прошлом году на 30 процентов. Рост налоговых доходов составил 20, неналоговых – 51 процент.

 

КСТАТИ

Андрей Владимирович Шаронов родился  в 1964 году в Уфе. Окончил уфимский авиационный институт им. Орджоникидзе по специальности «Авиационное приборостроение» и Российскую академию госслужбы по специальности «Юриспруденция». Кандидат социологических наук.

В 1991-1996 годах был председателем Госкомитета РСФСР по молодежной политике, председателем Госкомиета РФ по делам молодежи. Затем перешел на работу в Министерство экономики России.

В 1997-2000 годах А. Шаронов – заместитель министра, статс-секретарь – заместитель министра экономики.

В 2000-2007 годах – заместитель министра, первый заместитель министра, статс-секретарь – заместитель министра экономического развития и торговли.

В 2007-2010 года – управляющий директор, председатель совета директоров инвестиционной компании «Тройка Диалог».

27 декабря 2010 года назначен заместителем мэра в правительстве Москвы по вопросам экономической политики.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.