Сессия близко: как успокоить ученика перед сдачей зачетов и экзаменов
Трагичная история произошла в Петербурге. Школьница приняла десять таблеток «Ибупрофена» и «Парацетомола» для того, чтобы не идти на контрольную работу. Девочка выжила, но ее состояние все равно оценивается врачами как тяжелое.
История питерской школьницы не единственная. Постоянно мы слышим рассказы о подростках, студентах, пытающихся избежать посещения сессий и проверочных работ. Порой молодые люди прибегают к радикальным мерам. Детский психолог Оксана Защиринская рассказала, как помочь ребенку пережить непростой предновогодний период бесконечных контрольных и проверок так, чтобы не травмировать его психику.
— В основном такие тяжелые реакции школьников и студентов возникают, если существует постоянное сильное психологическое давление. Иногда мотивацию превращают в запугивание. Учитель угрожает, что если ученик не подготовится должным образом и не сдаст проверочную работу на высокий балл, это существенно повлияет на его будущее, например, результаты ОГЭ, ЕГЭ. Те школьники или студенты, у которых наблюдается стрессовое состояние, живут под постоянным прессингом. Они могут пойти на отчаянные действия. Кроме того, к концу года сказывается и общая усталость. Дети истощены эмоционально и физически. Можно ожидать серьезных срывов, — объяснила специалист.
Для того, чтобы родители смогли помочь, им нужно стать ближе к ребенку и выяснить, что транслирует школа, какие установки дают учителя. Имеет смысл позаниматься с ребенком, рассказать ему о разных способах подготовки к тестированиям.
— Дети очень боятся растеряться в ответственный момент, боятся, что у них не хватит знаний, времени, что они просто испугаются и не смогут ничего сообразить. Задача родителя — снять этот страх. Можно предложить ребенку придумать для себя какую-то последовательность действий, защитный ритуал, который поможет не бояться. Как показывает практика, чаще всего на отчаянные шаги идут как раз прекрасно успевающие ученики, которым есть что терять. Когда с такими ребятами работают психологи, чаще всего выясняется, что родители буквально требуют от них только отличных оценок, что, безусловно, давит. Но необходимо помнить, что важнее всего — психическое здоровье. Если он внутренне надломится, его будет сложно заставить доучиваться и показывать какие-то результаты. Вы должны показать, что верите в ребенка, но примите любую оценку. Займите роль стороны поддерживающей и понимающей, — посоветовала Защиринская.
Естественно, не следует говорить ребенку, что учеба и оценки не важны. Задача родителей сделать так, чтобы дети гордились своими достижениями, но и не горевали в случае поражения.
Историк, заслуженный учитель РФ Александр Снегуров считает, что не допустить стрессового состояния у ребенка несколько сложнее. Работа над этим должна идти годами, не прекращаясь.
— Педагогам, родителям, тем, кто находится с ребенком в одной семье, необходимо оградить его от нагнетания эмоций, снизить градус. Работа эта системная, повседневная. Главная задача в том, чтобы как можно меньше внимания уделять чему-то формальному, одиозному. Детям нужно объяснять, что основная ценность — здоровье, семья, сохранение духовных ценностей, сама жизнь. Вместе с тем оценка не будет выведена за пределы значимого поля, но окажется на его границе. Если грамотно расставить акценты, ребенок успокоится внутренне, но это не означает безделье, равнодушие к социальным маркировкам — лишь то, что теперь к оценкам он будет относиться без лишних эмоций.
Для того, чтобы сохранить в голове школьника мысль, что оценка — это важно, хоть и не критично, стоит объяснить, что отметки нужны в первую очередь самому учащемуся. Это отражение потраченных усилий и времени, качества усвоенного материала.
— Без системного оценивания разными людьми мы не можем существовать в социуме, — пояснил преподаватель.
Эксперт дал советы родителям, как правильно мотивировать ребенка учиться.
— В первую очередь никакой ругани за оценку. Никаких упреков, наращивания конкурентности за баллы — она и так существует, не нужно дополнительно ее обострять. Лучше приводить сравнения с достижениями, которые уже есть у ребенка. Например, вспоминать о прошлых его удачах и трактовать нынешнюю неудачу просто как досадное событие, которое необязательно должно повториться. Многие родители буквально истязают психологически детей за оценки, но это деструктивный путь. Да, волноваться за учебу нужно, но волнения эти не должны захлестывать, — заявил Снегуров.
Не нужно укоренять неудачи в сознании ребенка. Оплошность стоит принять, но ни в коем случае не терзать ученика изо дня в день.
Читайте также: