Негуманная «Власть»: фильм о теневой автократии Дика Чейни
Главную роль в картине исполнил Кристиан Бэйл / Фото: Кадр из фильма «Власть» © Вольга

Негуманная «Власть»: фильм о теневой автократии Дика Чейни

Кино
В прокат вышло кино о бывшем вице-президенте США. Говорят, именно Дик принял решение о вторжении Америки в Ирак. Позже выяснилось, что на то не было никаких оснований, однако это навсегда изменило ход истории для всего человечества. Кем же все-таки был Чейни и как ему это удалось, попытался выяснить режиссер Адам МакКей.

Он стал широко известен благодаря фильму «Игра на понижение», в котором представил проблему американской бюрократии и мировой экономический кризис так, словно это очередное кино из серии «столько-то друзей Оушена». Благодаря подаче ему удалось саркастично вспомнить о тех, кто сколотил состояние, в то время как миллионы людей по всему миру обеднели, и при этом развлечь зрителя.

Получился своеобразный «Волк с Уолл-стрит»: главные герои, в общем-то, и не виноваты в том, что разбогатели — сама система сыграла на руку. Тогда же МакКей сформировал собственный способ взаимодействия с сидящим по ту сторону экрана, разбавляя жанр биографии черным юмором, превращая трагедию в комедию и рассматривая историю со стороны нескольких персонажей. В результате получается некое шапито, где фактаж позволяет режиссеру создать импровизацию на тему «как это могло быть», а актеры превращаются в карикатуры на реальных людей.

Негуманная «Власть»: фильм о теневой автократии Дика ЧейниДик меняется ради своей жены Линн и из пьяницы-электрика становится серьезным мужчиной / Фото: Кадр из фильма «Власть» © Вольга

Перед созданием картины о Дике Чейни, МакКей провел исследование, ушедшее корнями дальше местных исторических архивов. Он изучил вопрос власти в принципе, начиная с ее зарождения в человеческом обществе. Все свои наработки он включает в сценарий, разбавляя серьезную политическую тематику стихами Шекспира и, напротив, повышая градус драмы там, где ему хочется очеловечить героев.

Как и Чейни, которого режиссер выставляет кукловодом, Адам играет со зрителем, снабжая видеоряд фактами так, чтобы вызвать у смотрящего определенную реакцию. Здесь можно наблюдать тот самый «монтаж аттракционов» Эйзенштейна, где каждая сцена направлена на запланированный режиссером отклик зала. В этот раз МакКей заведомо выстраивает линию повествования так, чтобы мы сомневались в том, как относиться к главному герою.

Негуманная «Власть»: фильм о теневой автократии Дика ЧейниМакКей заведомо выстраивает линию повествования так, чтобы мы сомневались в том, как относиться к главному герою / Фото: Кадр из фильма «Власть» © Вольга

Поначалу кино о Чейни напоминает выступление желчного стендап-комика, всеми силами пытающегося убедить сидящего перед экраном в том, что его точка зрения единственно верная. Шаг за шагом закадровый голос приводит новые аргументы, но при всей их негативной тональности, они звучат скорее снобистски, чем заставляют безоговорочно разделить мнение рассказчика. Нам показывают нелицеприятные сцены, где Дика выставляют безмозглым алкашом, которого выгнали из Йеля за пропуски и драки. Возникает вопрос, этично ли высмеивать алкоголиков? Проблема зависимости среди молодого населения стоит остро и в России. К тому же, мы знаем, что речь идет о человеке, построившем далеко идущую карьеру. Так ли он глуп, как его пытаются нам представить?

До определенного момента, история напоминает юмористическую зарисовку, где Чейни — дурачок, над которым положено подтрунивать и весело хихикать. Однако клоунада выглядит несерьезно и даже местами глупо, с учетом того, что автор все же высказывается о реально существовавшем человеке. И здесь эмоции семьи бывшего вице-президента, вероятно будут близки эмоциям Жана-Люка Годара при просмотре ленты «Молодой Годар» на Каннском кинофестивале 2017 года. Вольные импровизации на тему чужой личной жизни вряд ли обрадовали бы того, о ком они сняты.

Негуманная «Власть»: фильм о теневой автократии Дика ЧейниВ итоге мы имеем наполовину придуманную экранизацию биографии, эксплуатирующую образ конкретной личности / Фото: Кадр из фильма «Власть» © Вольга

К Чейни, которого Кристиан Бейл периодически изображает простаком с глуповатой улыбкой, что то и дело вот-вот упадет со стула, зритель скорее испытывает некую жалость и сочувствие. История любви, где Дик меняется ради своей жены Линн и из пьяницы-электрика становится серьезным мужчиной, мало кого оставит равнодушным. Но все эти линии презентуются неспроста, как и та, где Чейни применяет все лучшие свои качества и умственные способности, чтобы забраться в кресло президента Америки. На пути к заветной вершине они с крайне амбициозной Линн, по-видимому, растеряют остатки человечности. Возможно, она хочет достичь той самой безграничной власти еще больше, чем сам Дик.

Сначала кажется, что все эти линии плохо коррелируют между собой, но в финале автор выкладывает на стол недостающие пазлы, красиво завершая картину. Таким образом, Адам доказывает, что рекламируя человеку определенную идею и раскладывая факты в некоем порядке, можно манипулировать сознанием человека. Однако эта идея может рассыпаться на части при столкновении с небольшой несостыковкой. Именно так и разрушилась карьера самого Дика, и, наверное, те же эмоции испытывали миллионы американцев, голосовавших за него.

Негуманная «Власть»: фильм о теневой автократии Дика ЧейниДик меняется ради своей жены Линн и из пьяницы-электрика становится серьезным мужчиной / Фото: Кадр из фильма «Власть» © Вольга

Все же, тема, которую поднимает в новой картине МакКей, более серьезна, нежели та, на которой основан его предыдущий фильм, и интерпретировать ее стоило бы куда менее фривольно. Когда дело касается историй, затронувших жизни многих людей, в качестве примера корректного кино хочется привести «В центре внимания». Несмотря на то, что «Власть» представляет собой виртуозную смесь из жанров, захватывающую внимание зрителя, она выстроена на зыбких фактах и детских каламбурах.

В итоге мы имеем наполовину придуманную экранизацию биографии, эксплуатирующую образ конкретной личности. Мало ли мы знаем диктаторов, чье правление привело к огромному числу жертв среди мирного населения, геноциду? Не часто увидишь ленту, в которой кто-либо из них то и дело поскальзывается на банановой кожуре. Конечно, название фильма и первоначальная идея автора заключалась в том, чтобы на примере отдельного человека показать как власть в целом развращает людей. Но в конечном итоге, едва ли такой подход можно назвать более гуманным, чем подход самого Чейни.

Google newsGoogle newsGoogle news