Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Алексей Козлов: Нам нужна независимая субкультура

Развлечения
Алексей Козлов: Нам нужна независимая субкультура
VI Московский фестиваль джазовой музыки в киноконцертном зале «Варшава». 12 июня 1978 года. Слева направо: Виктор Гусейнов, Алексей Зубов, Владимир Воробьев, Алексей Козлов. / Фото: РИА «Новости»

О музыке, аудитории и культуре мы поговорили с Алексеем Козловым, организатором джаз-клуба, который за год стал центром неформатной культурной жизни Москвы.

Ни одно музыкальное направление не вызывало в нашей стране столько споров. Ни одно не было так угнетаемо идеологически и не побеждало с таким блеском, как джаз. Джаз — музыка со вкусом солнца и сладким хмелем свободы. И сегодня в столице он занял особое место. И впору говорить уже об особой его разновидности — московском джазе. Неповторимом, как и наш город.

— Алексей Семенович, клубу «стукнул» год. Можно ли говорить о том, что он состоялся?

— Пожалуй, да. При этом, без ложной скромности, клуб уникален. Так считают многие гости и музыканты, выходившие на сцену клуба, а прежде побывавшие в разных странах и повидавшие достаточно… Клуб оборудован первоклассной звуковой аппаратурой, есть возможность подключения любых синтезаторов. Клубные концерты можно наблюдать в режиме online в Интернете на сайте клуба и сайте Фонда ArtBeat, их записи копятся в отдельном архиве и доступны для просмотра. Но главное не столько в технике, сколько в публике и музыкантах: клуб объединил вокруг себя высокопрофессиональных исполнителей и ценителей музыки самых разных направлений.

—То есть у клуба уже сформировалась своя аудитория?

— Именно так. Причем самая разнообразная — как по возрасту, так и по пристрастиям.

К примеру, на клубный проект ProgDay (совместный с журналом InRock) приходят поклонники рок-музыки, на Monday Drummer — профессиональные барабанщики, на SaxDay — студенты Гнесинки, на Opera Nitgh — вокалисты и инструменталисты ведущих музыкальных театров, а также их поклонники… В этом году будут запущены проекты для детей по выходным дням.

—А что из задуманного не получилось?

— Я бы сказал иначе: кое-что из запланированного мы еще не начали воплощать. В частности, литературные вечера, встречи с писателями и поэтами. Лично у меня просто не хватает времени и сил для осуществления давней мечты — создать «Театр абсурда», где в рамках одного спектакля совмещались бы музыка, поэзия, пантомима и клоунада. Причем в неожиданных, сюрреалистических сочетаниях.

Надеюсь, в ближайшем будущем все это осуществится, и клуб преобразится в своего рода «Дом культуры».

— Кстати, когда-то вы сказали, что после открытия «Клуба Козлова» будете играть только в нем. Однако продолжаете выступать и в других клубах. Почему?

— С первых же дней работы клуба я сознательно ограничил число своих выступлений в нем, чтобы больше предоставлять сцену другим. А чтобы финансово поддержать «Арсенал», я решил продолжить выступления в других привычных мне местах. Это не имеет никакого отношения к конкуренции между клубами — просто у каждого из них давно сложилась постоянная аудитория, чьи пристрастия надо уважать и поддерживать.

— Из ваших клубных проектов самое экзотичное название, пожалуй, у Оpera Night. Что это? И как появилась такая экзотика?

— Это не экзотика. Это дань великому академическому искусству, которое некогда противопоставлялось джазу и рок-музыке. Но сейчас, к счастью, другие времена, молодежь воспринимает все настоящее с равным энтузиазмом… Так вот, Оpera Night — это ночные концерты исполнителей классики. Причем не только оперных певцов — там можно услышать струнный квартет, солистов-инст ру мен талистов строго академического стиля… иногда даже стихийно возникает то, что джазмены называют «джем-сэйшен».

— На ваш взгляд, насколько подобные эксперименты сегодня востребованы широкой публикой? И не стоит ли ваш клуб несколько в стороне от интересов и устремлений большинства?

—Вопрос типичен для сторонника идеи «Культуру — в массы!», свойственной коммунистической пропаганде... Нет, мой дорогой, никакая пропаганда не способна пробудить в так называемых «простых людях» интересов, выходящих за рамки обывательского уровня. Тем более что большинство официальных информационных каналов сознательно замусорены низкопробным жмыхом… Другое дело — доносить высокие идеи до тех, кто родился с изощренной душой и способен воспринимать сложное и возвышенное. Поэтому наша деятельность нацелена на пытливых и непоседливых, на тех, кому не терпится познавать труднодоступное, окунаясь в сферу «субкультуры». Именно там располагается все новое и развивающееся.

— Наше время иногда называют эпохой определенной деградации общества…

— Я с ним не согласен. Знаю, некоторые считают, что больше никогда не будет того уровня культуры, что был прежде: столь же великих писателей, поэтов, композиторов, которые для нас, сегодняшних — «уходящая натура»… В истории человеческой культуры не раз случались спады, периоды застоя, но никакого вырождения не произошло.

Просто менялись стандарты.

Если судить по тому, что мелькает на доступной поверхности культуры — в прессе, на радио и телевидении, то действительно создается ощущение вырождения. Но если обратиться к уже упомянутой «субкультуре» — ко всему, что происходит в пространстве, скрытом от обычного информационного поля, — станет ясно, что культура продолжает развиваться успешно. И независимо от планов сильных мира сего.

На такую концепцию мы и нацелены.

— Интерьер клуба сделан с хорошим вкусом: неброская колоритность, стильный минимализм. Занимаясь им, вы вспомнили об образовании, полученном в Архитектурном институте?

— Вообще-то я еще и действительный член Российской академии естественных наук (РАЕН) по разделу архитектуры и дизайна. Специалист не только в деле оформления интерьера. То есть еще одна моя профессия — социальное проектирование, социодизайн. Всю сознательную жизнь я только и делал, что старался изменить наше общество, используя силу воздействия на людей джаза и рок-музыки. Для меня музыка — не цель, а средство.

МНЕНИЕ

Родные стены и в музыке помогают

Игорь Бутман, джазмен, народный артист России:

— Я благодарен отцу за то, что он познакомил меня с джазом. Он был барабанщиком, днем работал инженером, а вечером играл на концертах. Он включал произведения Утесова, Гольдштейна, Фицджеральд, Чарли Паркера, Гудмана, и я их слушал вместе с ним.

Я стал играть на кларнете и переслушал вагон джазовой музыки.

А когда в музыкальном училище взял в руки саксофон, то понял, что это дело всей моей жизни. Потом меня пригласил поиграть в оркестре Олег Лундстрем, затем Николай Левиновский.

Тогда-то я и переехал из Ленинграда в Москву, а в 1987 году собрался в Америку.

И это было потрясающее время в моей жизни! В середине 90-х стал ездить в Россию и в конце концов переехал насовсем. Ведь в Америке конкуренция огромная, не каждый ее выдержит. В России я создал здесь свой биг-бенд.

Сейчас все равно приезжаю в Америку и с удовольствием там выступаю. Мне было очень приятно, когда бывший президент США Билл Клинтон, перед которым я несколько раз выступал, написал в своей книге, что я его любимый джазовый музыкант.

Мне кажется, что российские джазмены внесут свою лепту в обновление джаза. Наши музыканты часто уезжают за рубеж, однако потом многие возвращаются, потому что в США достаточно хороших джазменов и не каждый там сможет пробиться. А здесь, как говорится, и стены помогают.

Я рад, что у нас много талантов. Послушайте Садыхова, Ростовского, Данилина, Алевтину Полякову, Павла Овчинникова, Александра Сахарова, Аккуратова.

Многие спрашивают, почему я выбрал именно джаз, а не классику или блюз. А я отвечаю: да потому что джаз — это свобода. В классике ты должен играть точно по нотам, то есть так, как написал композитор. А в джазе я могу импровизировать. Когда близкие собираются у меня на даче, я с удовольствием играю. Но немаловажно чувствовать аудиторию и понимать, что сыграть для дедушек, а что — для юного зрителя.

ЦИТАТЫ

Музыкант Пол Уайтма:

Джаз прибыл в Америку три века назад в оковах.

Писатель Сергей Довлатов:

Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.