- Выключить коронавирус

5 самых известных фильмов по сценариям Тонино Гуэрры

Собянин заявил о стабилизации работы большей части экономического сектора

Сервис с графиком отключений горячей воды запустили в Москве

Вильфанд рассказал, когда в Москву вернется тепло

Не откладывай мечту: застройщики пошли навстречу москвичам, нуждающимся в жилье

Экономисты озвучили сроки восстановления доходов россиян

Один звонок может спасти чью-то жизнь

Врач объяснила, как бороться с метеозависимостью

#БУДЬДОМА онлайн-линия психологической помощи

Шойгу раскрыл детали подготовки к проведению парадов Победы

Что будет с ценами на смартфоны и мобильную связь после пандемии

Коронавирус: главные события и цифры за сутки на утро 3 июня

Экономика или здоровье людей: Познер объяснил, что важнее для России в период пандемии

Врач предупредил об угрозе заражения COVID в ТЦ и салонах красоты

Мясников объяснил, как болезнь Моне повлияла на творчество художника

50 лет спустя: Киркоров сел на колено отца ради фото

5 самых известных фильмов по сценариям Тонино Гуэрры

Тонино Гуэрра сотрудничал с величайшими режиссёрами XX века

ФОТО: ИТАР-ТАСС

"Я лишь один из тех, - писал Гуэрра в "Семи тетрадях жизни", - кто пытается помочь другим скрасить одиночество, обозначить пути, ведущие к поэзии жизни. Люблю дневники, исповеди и слова, которые рассказывают светлячки, появляясь в небе нашего бытия".

Поэт Роберто Роверси назвал Тонино Гуэрра единственным итальянским писателем, дающим услышать шум падающих листьев.

"Не надо выдумывать сюжетов, - говорил Гуэрра. - Я никогда не делал этого. Чтобы узнать побольше о том, что меня окружает, я каждый день читаю по четыре-пять газет".

Как-то Гуэрра поспорил с одним известным режиссёром, который утверждал, что полноценный осмысленный фильм не может быть короче полутора часов. Гуэрра сказал, что он сделает фильм с сюжетом в десять секунд! Сценарий выглядел так: женщина смотрит телевизор, в котором идет трансляция запуска космического корабля. По мере того, как отсчитывается время до старта, женщина берёт телефонную трубку, крутит диск и в тот момент, когда на экране показывают запуск ракеты, она произносит: "Он уехал".

Тонино Гуэрра сотрудничал с величайшими режиссёрами XX века, среди которых Федерико Феллини и Франческо Росси, Андрей Тарковский и Микеланджело Антониони. Пожалуй, за всю историю кино, ни у одного сценариста не было такого количества "Оскаров", как у Гуэрра. Однако все, кто был знаком с Тонино, ценили его как поэта, рассказчика и создателя метафор.

"Поэзия - его мировоззрение, способ жизни", – написал о нем Тарковский.

Тонино Гуэрра родился в небольшом итальянском городке Сантарканджело-ди-Романья, поблизости от прославленного ныне родного города Феллини – Римини. С ранних лет у него проявился талант к рисованию и уже в юношестве он стал зарабатывать этим на жизнь, устроившись по окончании школы оформителем в местную газету. Вскоре он поступил в университет Урбино на педагогический факультет, но его планы нарушила Вторая Мировая. Далее последовал арест и концлагерь.

"Самым жутким, - вспоминал Гуэрра, - в лагере был не каторжный труд и даже не постоянный голод, а мучительная невыносимая тоска по дому. Особенно, когда ближе к ночи возвращаешься в свой вонючий барак. Однажды я встретил земляков. Чтобы как-то подбодрить их, я стал читать им стихи на родном романьольсокм диалекте. С тех пор я каждый вечер читал стихи или просто рассказывал маленькие истории. Послушать меня стекался весь барак" .

После окончания войны Гуэрра выпустил свой первый поэтический сборник и переехал в Рим. Он решил полностью посвятить себя литературной деятельности.

Однажды с ним произошел забавный случай, который Тонино воспринял, как знак.

"Живя в Риме, я по утрам покупал в киоске газеты. Для этого надо было пересечь довольно оживленную площадь. Был час пик, стояла огромная пробка, я решил, что проскочу, пока машины не двигаются. Но когда я был уже на полпути, машины вдруг резко тронулись. Одна из них меня задела, я громко выругался и тут увидел, что за рулем этой машины сидит сам Папа Римский! Я виновато развел руками, а Папа в ответ улыбнулся и благословил меня".

В 1956 году Гуэрра написал свой первый сценарий "Люди и волки". В это же время он познакомился с режиссером Микеланджело Антониони. "С Тонино мы долго и яростно спорим, - говорил Антониони, - и этим он полезен для меня. Но с ним я могу и молчать, столько сколько хочу, не чувствуя смущения. В этом смысле он для меня даже еще полезнее". Снятая ими трилогия "Приключение" (1960), "Ночь" (1961) и "Затмение" (1962) принесла авторам целый букет престижных кинопремий.

С этого момента Гуэрра стал одним из самых востребованных итальянских киносценаристов. Сотрудничество двух мастеров продлилось четыре десятилетия. Вместе, Антониони и Гуэрра сняли десять фильмов, в том числе такие шедевры как "Красная пустыня" (1964) и "Фотоувеличение" (1966).

Годы дружбы связывали Гуэрру еще с одним гением итальянской кинорежиссуры - Витторио де Сикой, снявшим по его сценарию "Брак по-итальянски" (1964). Но наиболее плодотворно оказалось сотрудничество драматурга с Федерико Феллини.

"Мы с Федерико, - говорил Гуэрра, - родились в один год, в десяти километрах друг от друга. Нас связывало детство и общие воспоминания. Эти воспоминания стали основой для фильма "Амаркорд". Когда меня спрашивают кого же больше в "Амаркорде", Феллини или Гуэрры? Я всегда говорю: "Гуэрра это, то, что написано на бумаге, но вот то, что снято на пленке это уже Феллини". Результатом этого тандема стали такие, ставшие классикой фильмы, как "И корабль плывет" (1983) и "Джинджер и Фред" (1985).

В 1975 году Тонино приехал на Московский кинофестиваль: "Я никогда не забуду первый снег своего детства. Снег и стал тем, что привело меня в Россию. Я хотел найти его здесь". На фестивале он встретил свою жену – Элеонору Яблочкину. На предложение Тонино посетить Италию Лора согласилась. Однако в те годы поездка в западные страны была возможна только по приглашению родственников. Через три недели она все же получила приглашение от Тонино. Правда, эта затея успехом не увенчалась – будущую жену Тонино никуда не пустили, зато уволили с работы. Вскоре по приглашению Сергея Бондарчука, задумавшего снять фильм, Гуэрра снова приехал в Москву. Он написал сценарий под названием "Мы не уезжаем!"

Однако худсовет сценарий не утвердил. Цензоров особенно возмутил тот факт, что один из героев фильма зарабатывает деньги исключительно игрой в бильярд: "Сеньор Гуэрра, почему вы хотите снять фильм про какого-то отщепенца. Вы же видели, что у нас строятся прекрасные высотные дома, фабрики, заводы, детские сады… Почему всего этого нет в вашем сценарии?"

На это строптивый итальянец ответил: "Знаете, когда Витторио де Сика задумал снимать "Похитители велосипедов", Муссолини говорил ему примерно тоже самое. Есть какая-то злая ирония в том, что тридцать лет назад его повесили, а вы сейчас повторяете мне его слова".

Знакомство Гуэрры с Тарковским привело впоследствии к созданию еще одного киношедевра - "Ностальгия" (1983): "Андрей не хотел навсегда уезжать из России. Он просто хотел снять фильм за ее пределами. Три года мы добивались разрешения на выезд. В конце концов, его выпустили, но без жены и сына. Он очень переживал. Чтобы как-то утешить его, я решил показать ему Италию. Мы взяли с собой камеру и начали снимать все подряд. И чем больше Андрей наблюдал итальянские красоты, тем сильнее в нем росла ностальгия. Тоска, что радость от увиденного нельзя разделить с близкими. С этого момента началась работа над картиной".

Сотрудничество Гуэрры и российских кинематографистов впоследствии продолжилось. В начале 90-х на Пермской киностудии планировались съемки фильма по пьесе "Четвёртый стул". Правда, проект остался незавершенным. А вот написанный в расчете на Марчелло Мастроянни сценарий "Белый праздник" был реализован кинорежиссером Владимиром Наумовым. Главную роль исполнил Иннокентий Смоктуновский.

В жизни Гуэрры было бесчисленное количество наград, но больше всего он дорожил медальоном, полученным от Сергея Параджанова. Он был сделан им в тюрьме из спрессованных крышечек фольги, сорванных с молочных бутылок. Так как молоко в тюрьме было редкостью, то на медальон ушло два года. Все это время Гуэрра добивался освобождения Параджанова из-за чего стал в СССР персоной нон-грата. Подарок режиссера Гуэрра отлил в серебре и придумал на его основе приз "Амаркорд", который с тех пор ежегодно вручается на фестивале в Римини. Первым лауреатом этой награды стал кинорежиссер Георгий Данелия.

Помимо литературы, поэзии и кино, маэстро увлекался живописью и скульптурой. У себя дома, в Сантарканджелло, он до последних дней создавал удивительные мозаики, фонтаны, камины, садовые скульптуры, уличные фонари и даже солнечные часы. На городских стенах он развешивал керамические таблички с философскими изречениями, а рядом со своим домом Гуэрра построил музей-сад забытых фруктов, который засадил семенами редких сортов деревьев, о которых узнал из средневековых манускриптов. В этом саду Тонино увековечил память близких ему людей, например, здесь есть часовня, посвящённая Тарковскому, а также удивительный памятник Федерико Феллини и его возлюбленной Джульетте Мазине.

"Однажды мы с Федерико, - рассказывал Гуэрра, - сидели в машине, и я все говорил ему о своей боязни смерти. А он подумал и сказал: "Знаешь, Тонино, может быть, это будет большое путешествие?"

Сам Тонино не называл "смерть" по имени. Он говорил: "Я перехожу из одной комнаты в другую". Тонино Гуэрра умер 21 марта 2012 года.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию пять самых известных кинолент, снятых по сценариям "главного ребенка Италии" Тонино Гуэрры.

1. "Амаркорд" (режиссёр – Федерико Феллини, 1973)

Фильм необычен уже тем, что в нем, по сути нет четкого сюжета. Скорее? это калейдоскоп эпизодов: комичных, лиричных, а порой непристойных. Сумасшедший, который залез на дерево, распутная хозяйка табачной лавки и умопомрачительная представительница древнейшей профессии – Градиска. Картина во многом автобиографична и основана на воспоминаниях Феллини и Гуэрра о собственном детстве.

"Вот как мы нашли название Амаркорд. – вспоминал Тонино. – Мы вдруг вспомнили, что в нашей молодости был такой очень распространенный аперитив. И его название было «Амарокора». И вот отовсюду слышалось: Пейте Амарокора! Пейте Амарокора!" И этим был так буквально насыщен воздух нашей юности, что нам вдруг пришло в голову назвать так фильм – "Амаркорд".

[OBJ Фрагмент из фильма "Амаркорд"]

2. "Ностальгия" (режиссёр – Андрей Тарковский, 1983)

Первой совместной работой Тонино Гуэрра и Андрея Тарковского стал документальный фильм "Время путешествия", рассказывающий о поисках натуры для картины "Ностальгия". Об этой совместной работе Гуэрра вспоминал: "Есть фильмы, которые получили всеобщее признание, такие, как "Амаркорд" Феллини или "Фотоувеличение" Антониони, или "Ночь святого Лоренцо" братьев Тавиани. Но настоящей драгоценностью для меня остается наша первая работа с Андреем Тарковским. Это документальный фильм "Время путешествия".

Над сценарием к "Ностальгии" они тоже работали вместе. "Когда Тарковский приехал в Италию, мы не знали, что делать, я предложил ему полистать тетради с вырезками. – рассказывал Гуэрра. - И он влюбился в историю о шестидесятилетнем человеке, который закрылся в доме с сыном, будучи уверенным, что грядет конец света. И этот факт лег в основу сценария".

[OBJ Фрагмент из фильма "Ностальгия"]

3. "Фотоувеличение" (режиссёр – Микеланджело Антониони, 1966)

Фотоувеличение - четвертая совместная работа Антониони и Гуэрры после трилогии о человеческой отчужденности ("Приключение", "Ночь", "Затмение"). Фильм снят по мотивам рассказа Хулио Кортасара "Слюни дьявола". Модный британский фотограф, случайно запечатлев на камеру убийство в лондонском парке Мэрион и затем, обнаружив подтверждение этого факта при помощи фотоувеличения своего снимка, никак не может найти доказательства этого преступления.

О совместной работе с Антониони Тонино Гуэрра вспоминал в одном из интервью: "Антониони не любил диалогов в кино. Он любил только образ. Потому-то Антониони, не используя объясняющих диалогов, не любим публикой. Зато он очень любим режиссерами, которые знают, что такое образ".

[OBJ Фрагмент из фильма "Фотоувеличение"]

4. "Ночь святого Лоренцо" (режиссёры – братья Тавиани, 1982)

Фильм братьев Тавиани рассказывает о тяжелом и трагичном военном времени. По преданию, в ночь Святого Лоренцо, которую итальянцы отмечают 10 августа, если увидеть падающую звезду и загадать желание, то оно обязательно сбудется - даже если не произносить его вслух. В такую ночь героиня вспоминает, как в конце Второй Мировой войны жители ее деревни, уставшие ждать освобождения от фашистского режима, сами двинулись навстречу союзникам.

Гуэро сам был непосредственным участником тех событий. "В жизни все перемешано: горе соседствует с радостью и наоборот. – вспоминал он - Именно в лагере я начал писать стихи. Видишь, как все связано! Именно там я стал понимать, как важна жизнь. Помню, когда нас освободили, я был так счастлив, что смотрел на бабочку без желания ее съесть..."

[OBJ Фрагмент из фильма "Ночь святого Лоренцо"]

5. "Подсолнухи" (режиссёр – Витторио де Сика, 1970)

"Подсолнухи" - история трагической любви Антонио (Марчелло Мастроянни) и Джованны (Софи Лорен). Всего через три дня после женитьбы Антонио отправляют на Восточный фронт. Он ушёл и не вернулся. Все убеждены, что он погиб в снегах России. И только его жена Джованна продолжает верить в то, что он жив. Через год после окончания войны она едет в СССР искать Антонио и в конце концов находит.

Оказалось, что он попал в плен и женился на русской девушке Маше (Людмила Савельева), спасшей ему жизнь. Джованна, видя семейное счастье Антонио, возвращается домой. Гордость не позволяет ей рассказать правду, и она сообщает всем, что муж действительно убит. Проходят годы. Антонио оказывается в Италии и там встречает Джованну. Между ними снова вспыхивает любовь. Но Джованна прогоняет его - она не хочет разбивать семью и лишать Антонио новой родины, которую он полюбил…

За несколько дней до демонстрации фильма возник конфликт с официальными представителями СССР. Посол СССР в Италии Рыжов потребовал изъятия из фильма эпизода с кладбищем итальянских солдат на Украине. Продюсер Карло Понти написал советским чиновникам: "Я не думал, что такую серьёзную форму примет ваше требование. Но сейчас, когда картина уже окончательно сделана, а сцена кладбища – одна из основных игровых сцен актрисы Софи Лорен, этот эпизод уже невозможно удалить, к тому же за два дня до объявленной премьеры ни Де Сика, ни другие авторы не пойдут на то, чтобы изуродовать фильм».

На премьеру фильма, которая состоялась 13 марта 1970 года, представители СССР демонстративно не явились.

[OBJ Фрагмент из фильма "Подсолнухи"]

 

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

91654 +3385 (за сутки)

Выздоровели

187216 1842 (за сутки)

Выявлено

2685 +61 (за сутки)

Умерли

Филипп Смирнов, историк

Как государство борется с идеей

Анатолий Горняк

Органы есть, а опеки нет

Алексей Куликов, замдиректора Института биологии развития РАН

Как генетика поможет победить COVID

Виталий Журбин

У моего кота нашли коронавирус

Виктория Федотова

«Райские птички» спустились в метро

Олег Сыров

Бычьи яйца — это вкусно

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Не для многих глаз

Идущие по следу Создателя: совершенный мир нуждается в постоянном совершенствовании

Аттестат без ЕГЭ

Информация в оболочке. Ученые считают, что благодаря вирусам зародилась жизнь

27 мая – День библиотекаря и борьбы с рассеянным склерозом