втр 22 октября 17:44
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Осторожно, богохульство!

Мосгорсуд выпустил из СИЗО виновника ДТП у «Славянского бульвара»

Как будут отдыхать россияне на ноябрьские праздники

Каховскую линию закроют на реконструкцию 26 октября

Появилось видео с места убийства двух человек в Новой Москве

Эдгард Запашный: Цирк для зоозащитников — инструмент самопиара

Синоптики предупредили о снижении температуры в столице

Названа доля семей, которым хватает средств на еду и одежду

Кинолог рассказал, чем лучше кормить собак

«Готовим законопроект о запрете аниме»: как японцы обидели Поклонскую

Трамп объяснил, почему начали процедуру импичмента

Путешественники назвали способы борьбы с джетлагом

Чем опасно долгое использование смартфона

Михаил Ефремов: Горбачев спас Россию

Осторожно, богохульство!

Если кому-то дали в морду за оскорбление святыни, то это еще не значит, что он пострадал за свободное искусство

[b]На этой неделе наконец-то закончился затянувшийся перформанс – суд огласил свое решение по обвинению организаторов выставки «Осторожно, религия!». Понятно, что это судебное заседание, с реальной угрозой отправить устроителей вернисажа за решетку, стало частью задуманного шокирующего художественного проекта.[/b] После того как посмотришь хороший фильм, спектакль или прочитаешь интересную книгу, чувствуешь еще некоторое время приятное послевкусие: радуешься, размышляешь. Художник рассчитывает на то, чтобы его работа оставила в нашем сердце максимально глубокий след, а если для этого не хватает таланта, то можно попытаться достичь ожидаемого с помощью скандала. А скандал вокруг выставки «Осторожно, религия!» получился что надо. И «картинка» была хорошая: тысяча экзальтированных бородатых мужиков с хоругвями поют молитвы! Называется это «молитвенные стояния» или «оказание давления на суд» – ненужное вычеркнуть. Со времен табачного скандала не звучала в СМИ столь резкая антиправославная критика – словно открыли невидимый клапан и накопившееся в обществе сопротивление расползающемуся клерикализму вырвалось наружу. До этого один лишь нобелевский лауреат Гинзбург, не боясь быть освистанным, позволял себе высказывать свое атеистическое мировоззрение, а тут такой шанс: православные хулиганы разгромили художественную выставку, да еще требуют от государства ограничить свободу творчества – одного из немногих наших достижений последних лет. Но вот музейщиков осудили, наложили небольшой штраф. Можно говорить, что справедливость восторжествовала? Юридически, наверное, да, но вот с точки зрения христианского восприятие конфликта приговор бесплоден. Люди, из-за гордыни совершившие богохульный акт, так и не признали себя виновными, а ведь признание греха грехом и есть мистический акт покаяния, духовного очищения человека. Это сложно понять и очень больно пережить. Христианское сострадание к падшему человеку, отступившему от истины, призывает всех верующих молиться за организатора выставки Самодурова и его компанию словами Евангелия «Господи, прости им, не ведают, что творят». Бывает, человек по глупости, по незнанию совершает некрасивый поступок, это хоть как-то можно оправдать, но тут! «В экспозиции не было работ, направленных на унижение чьих-либо убеждений или вероисповедания. Выставка была просто поводом поговорить о разных сторонах религии», – не уставал утверждать директор музея Юрий Самодуров. Ох, и лукавил музейщик, ой лукавил! Ему была хорошо известна возможная реакция верующих, ведь еще в 1997 году прошли массовые протесты православных против демонстрации по НТВ в пасхальную ночь фильма Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа». Можно вспомнить, как в декабре 1998 года в Манеже на выставке «Южный безбожник» на иконах рисовали свастику, писали бранные слова, рубили образа. Тогда ее автору Авдею Тер-Оганьяну было предъявлено обвинение, которого он избежал, лишь уехав за границу. В канун Пасхи 2000 года группа художников организовала акцию распятия Олега Мавромати с табличкой «Я – не сын Бога». Потом Мавромати показал сценическое шоу с тремя свиными головами, обозначавшими членов Св. Троицы. Все эти перформансы также сопровождались протестами верующих. Несомненно, художники ждали скандала, и верующие не обманули их ожидания. А вот теперь они выступают в отрепетированной роли жертв православного фундаментализма. И все же я убежден, суд вынес неправильное решение. Если Самодуров говорит о религии и о вере, то надо было поручить ему организовать выставку межконфессиональную. Коль есть понятие «религия», то пусть он и про иудаизм и ислам выскажется в привычной ему манере. Всем понятно, что в таком случае вопрос был бы решен, как принято говорить, в несудебном порядке. Напомню, аятолла Хомейни еще в 1989 году обнародовал фетву, дающую мусульманам право на убийство автора «Сатанистских стихов» Салмана Рушди, который с тех пор вынужден скрываться. Антисемитские произведения наверняка вызвали бы международный скандал. А сейчас католики объявили войну автору мирового бестселлера «Код да Винчи», излагающему фантазии церковной истории. Понятна трусоватость и лицемерие художников, которые решили куснуть православие и спрятаться за спину закона. За Конституцию, которая определяет Россию как светское государство, за мнение мирового сообщества с его модными ныне либеральными ценностями. По их мнению, оголтелые попы со своей агрессивной паствой слишком одиозны и не вписываются в толерантность современной Европы, бесхитростны и прямолинейны, порой грубы и глуповаты… …Стоит человек перед иконой и шепчет привычные слова молитвы «Отче наш…», по-русски это прозвучит как «батюшка», очень по-детски, тепло и ласково. Для православного христианина лик Иисуса Христа, как и лик Богоматери или других святых на иконе, это не отвлеченные изображения неких людей или образов, а его близкие, родные, живые. Как же должен поступить человек, если кто-то возьмет фотоснимок его родителей или детей и разрисует их, порежет ножницами, приклеит к унитазу? Ему станет больно и неприятно, он будет возмущаться. …Хожу я в храм, а это необычный храм, он часть музея. Для искусствоведов находящиеся здесь иконы – бесценные сокровища, а вот для прихожан они вещественное изображение… Бога или женщины, которая этого Бога родила. И ценность иконы для верующего определяется не веком создания, не школой письма, а ее намоленностью – сколько поколений людей стояли перед ней на коленях и со слезами на глазах просили прощения, утешения, спасения! Представьте себе, что кто-то захочет сделать из такой иконы карикатуру! Меня коробит и возмущает нарисованная скинхедами свастика на могиле еврея, мне горько оттого, что ислам в наши дни делают идеологией терроризма, я не могу принять любого богохульного выпада. Конечно, нельзя запретить пропагандировать атеизм, как вообще нельзя запретить человеку думать, но нельзя также позволять опошление и поругание святынь. Богохульство – это не смелость и не новое слово в искусстве, это попытка (довольно частая в истории искусства) шокировать и низвергать кумиров. Если вам за это дали в морду, это еще не значит, что вы пострадали за свободу слова, это значит, что вы просто хам. [b]ХРОНИКА СОБЫТИЙ[/b] [i]18 января 2003 года в 12.45 в выставочный зал музея Общественного центра имени Сахарова (ул. Земляной Вал, д. 57, стр. 5), где была развернута экспозиция выставки «Осторожно, религия!», ворвались граждане: Гарбузов Г. Б., Зякин А. В., Кульберг А. С., Смахтин Н. В., Люкшин М. А., Сергеев В. С. Все они духовные чада известного московского священника, настоятеля храма Святителя Николая в Пыжах протоиерея Александра Шаргунова. Они забросали экспонаты елочными шарами, заполненными краской, разбили стекла некоторых витрин, на стенах зала написали «Вы – бесы», «Гады», «Вы ненавидите православие – вы прокляты». Директор выставки Ю. Самодуров оценил общий ущерб от погрома в 3 тысячи рублей. На выставке были представлены работы 39 художников. Среди экспонатов: деревянный крест на горке, символизирующей Голгофу, вместо распятого Христа на кресте была обнаженная женщина с иконой на животе, внизу надпись: «Остерегайтесь травмы рук!»; макет православного храма, выполненный из водочных бутылок с головками репчатого лука вместо куполов; рекламный щит Coca-Cola с ликом Христа и надписью под ним поанглийски «Сие есть кровь моя»; иконы с прорезью на месте лика (куда при желании каждый мог вставить свое лицо); иконы, украшенные резьбой в виде серпа и молота; фотография распятия с развешанной на нем гирляндой сосисок… По словам устроителей выставки, «художники таким образом просто хотели выразить свое отношение к религии и не преследовали цели унизить или оскорбить чувства верующих». Наряд милиции задержал участников погрома, в отношении которых было возбуждено уголовное дело по части 1 ст. 213 (хулиганство) УК РФ. Однако участники нападения на центр М. Люкшин и А. Зякин обратились в суд на действия следователя прокуратуры ЦАО Николая Фролова, считая незаконным возбуждение в отношении них уголовного дела и предъявление обвинения. 12 февраля 2003 года Госдума приняла обращение к генпрокурору России с просьбой провести «проверку по факту разжигания религиозной вражды организаторами выставки». 11 августа 2003 года Замоскворецкий суд Москвы признал незаконным возбуждение уголовного дела против погромщиков. Кроме того, прокуратура ЦАО возбудила уголовное дело в отношении руководства музея по статье 282 УК РФ – «возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды». 18 сентября 2003 года группа известных правозащитников обратилась в Генпрокуратуру РФ с призывом повторно возбудить уголовное дело в отношении погромщиков выставки. 16 июня 2004 года Таганский суд Москвы вернул прокурору ЦАО уголовное дело в отношении Ю. Самодурова, его сотрудницы Л. Василовской и художника А. Михальчук, обвиняемых в разжигании религиозной вражды. 30 июля 2004 года Мосгорсуд вернул на новое рассмотрение в Таганский суд данное уголовное дело, тем самым удовлетворив кассационное представление прокурора. 3 ноября 2004 года Таганский суд Москвы в очередной раз начал слушания по делу директора музея и Общественного центра имени Сахарова. Около 230 художников, писателей и философов выступили с открытым обращением в Таганский районный суд, в котором говорилось: «...Работа художников всегда может служить предметом общественного обсуждения и критики, но никак не объектом уголовного разбирательства». Однако 28 марта суд вынес обвинительное заключение.[/i]

Новости СМИ2

Сергей Лесков

Все, что требует желудок, тело и ум

Георгий Бовт

Верен ли российский суд наследию Александра Второго Освободителя?

Оксана Крученко

Соседи поссорились из-за граффити

Александр Никонов

Искусственный интеллект Германа Грефа

Ольга Кузьмина  

Выживший Степа и закон бумеранга

Ирина Алкснис

Экология: не громко кричать, а тихо делать

Александр Лосото 

Бумажное здравоохранение