Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Образцовый подсказчик. Репортаж с суфлером в двух действиях

Развлечения
Корреспонденты «Вечерней Москвы» испытывали на себе самые разные городские профессии. Они работали в загсах и префектурах, были кассирами и экологами, страховыми агентами и чистильщиками рек. Март — особый месяц для людей искусства, ведь именно в этом месяце отмечается Международный день театра. Чтобы прикоснуться к искусству перевоплощения, специальный корреспондент Марина Гладкова побывала в Малом театре и поучилась у мастера редкой на сегодняшний день профессии — у суфлера.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Сцена первая

Старший суфлер, заслуженная артистка России Лариса Андреева, стажер суфлера — спецкор «ВМ» Марина Гладкова.

Суфлер и помощник сидят за столом на сцене, перед ними — пока еще пустые кресла зрительного зала. Лариса Венедиктовна рассказывает так, словно играет роль. Спецкор смотрит пьесу одного актера.

— …Про суфлеров есть единственный анекдот, и его финальную фразу мне очень часто, особенно перед премьерой, говорят пожилые актеры.

Премьера, первый звонок. Ведущий артист подходит к суфлеру: «Ты можешь сегодня отдыхать. Я все знаю, у меня все в порядке с текстом». Второй звонок, снова актер: «Знаешь, там во втором акте ты все-таки посмотри за мной, что-то я начал сомневаться». Третий звонок, актер подбегает: «Умоляю, каждое слово!» …Обволакивающий аромат духов, шелковая шаль наброшена на плечи, макияж и маникюр, конечно, — куда же без этих атрибутов женственности? На правой руке — крупный перстень с натуральным камнем. Она знает о своих выгодных ракурсах и вежливо, но настойчиво дает советы нашему фотографу. Лариса Андреева работает, точнее на языке актеров «служит», в театре уже больше 45 лет. Она верит в то, что жизнь напоминает движение по спирали и некоторые события на новом витке судьбы могут быть схожи с прошлыми. — Со мной произошла эта удивительная вещь, — Лариса Венедиктовна окидывает взглядом зал. — Когда я окончила школу, страшно сказать, в 1966 году, я, конечно же, поехала поступать в Москву. Но что-то я не понравилась. Вернулась в свой родной Курган.

Образцовый подсказчик. Репортаж с суфлером в двух действиях Старший суфлер, заслуженная артистка России Лариса Андреева. / Фото: Никита Смирнов, «Вечерняя Москва»

У родителей были знакомые в театре, и меня взяли во вспомогательный состав: статисты, актеры массовых сцен, маленьких эпизодов… В то время почти во всех театрах были суфлеры.

Наш суфлер тяжело заболела. И один народный артист предложил мне: «Лорка, а давай-ка! Полставки еще будешь получать. Да и, мало ли, пригодится». И в моей трудовой книжке написано, что я не только артистка вспомогательного состава, но еще и суфлер. Спираль прокрутилась, довела меня до заслуженной артистки России, и сейчас я считаю себя заслуженным суфлером Малого театра.

Суфлер — это профессиональный подсказчик. Само слово происходит от французского «суфле» — «дунуть»...

— «Дунуть» одно слово? Актер слышит, а зритель — нет? — переспрашиваю я.

— Дорогая, многое зависит от состояния слуха актера. Если артист хорошо слышит, я ему так подаю, — шепчет Лариса Венедиктовна. — Если похуже, то приходится по-другому подавать, — шепот суфлера набирает силу. — А те, кто не очень хорошо слышит, они просто поворачиваются ко мне и «читают» по губам, — произносит уже в полный голос.

Сцена вторая

Те же, там же. Занавес опущен.

Рабочие сцены «колдуют» над декорацией. Театр готовится к спектаклю.

— Еще в советские времена была компания по сокращению расходов. И начали в театре почему-то, — Лариса Венедиктовна пожимает плечами, — с суфлеров. А зачем эти «подсказчики» на сцене? Артист должен учить текст сам.

Это его домашняя работа.

А если забыл, ну, товарищи помогут или сам сочинит что-нибудь, авось выкрутится.

И театры разом лишились суфлеров.

Этой профессии нигде не учат. Сегодня суфлеров можно перечесть по пальцам двух рук. Редчайшая профессия еще сохранилась в оперных театрах, а из драматических — лишь в Малом. Да и сами «ракушки» — суфлерские будки — мало где остались. МХТ имени Чехова, Большой и Малый — вот и весь скудный перечень.

Между тем в конце VIII–XIX веков ни один спектакль без специального подсказчика не обходился. В первом театре, основанном в Ярославле два с половиной века назад молодым купеческим сыном Федором Волковым, конечно, присутствовал суфлер.

Образцовый подсказчик. Репортаж с суфлером в двух действиях Старший суфлер, заслуженная артистка России Лариса Андреева рассказывает о сложностях своей работы. / Фото: Никита Смирнов, «Вечерняя Москва»

— В то время театры были антрепризные, и суфлер был главный человек. Тогда спектакли готовились от силы 10 дней. А брали-то Шекспира пять актов — мыслимо ли это выучить? — держит актерскую паузу Лариса Венедиктовна и продолжает: — Поэтому везде были суфлерские будки, в них сидел человек, который не только подсказывал, но и командовал спектаклем. Говорил: куда идти, что делать.

Даже в «Отелло» именно суфлер говорил актеру: «Души!» В то время режиссеров еще не было. Собирали труппу, читали пьесу, роли раздавали, переписывали текст, потом собирались и вместе разговаривали друг за другом, выстраивали действие. А руководил всем — суфлер.

В Малом театре профессию суфлера прославил Иосиф Дарьяльский, учившийся в театральном училище вместе с Евгением Вахтанговым. Он прослужил в Малом почти полвека. И здесь до сих пор ходит выражение «Дарьяльское ущелье» — именно так называли его суфлерскую будку. Иосиф Иванович был так в себе уверен, что мог в будке и чаю попить, и побриться. У него была немыслимо роскошная шуба в пол, золотая цепь, золотой перстень и очень высокая зарплата. Говорят, текст он вкладывал прямо в ухо. А это высшая похвала суфлеру.

Сцена третья

Те же действующие лица на рабочем месте суфлера — за кулисами. Перед Ларисой Андреевой небольшой стол.

На нем зеленая лампа, мобильник с часами, экземпляр пьесы с пометками карандашом.

В филиале на Большой Ордынке нет суфлерской будки, и Лариса Венедиктовна сидит прямо за кулисами. На основной сцене ее рабочее место — крохотная будка: полтора метра на полтора, две ступеньки и кресло...

— Когда я туда залезаю, то это совершенно немыслимые гимнастические упражнения.

В будку надо вползать змейкой, разворачиваться, а потом в обратную сторону выползать. Для корпулентной женщины очень легко, сами понимаете, — иронизирует Лариса Венедиктовна.

Но когда суфлер подсказывает из будки, то зрителю его точно не слышно. Ведь она устроена таким образом, что звук направляется точно к актеру.

…Одна галочка, две, три, стрелки, скрипичный ключ — листаю суфлерский экземпляр текста. Не пьеса, а партитура какая-то! Чтобы я смогла попробовать себя в профессии суфлера, Лариса Андреева объясняет, как эту «партитуру» читать. Стрелки — переход текста — следи внимательнее! Скрипичный ключ — начинается музыкальный фрагмент — надо подсказывать громче. Галочками отмечены паузы. Чем больше — тем длиннее.

А если драматическая пауза с километр, то суфлер пишет от руки: «Очень длинная пауза». И не дай бог шепнуть актеру в этом месте! Терпи, но не подсказывай.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Сцена первая

Сегодня играют «Маскарад».

На сцене в образе Шприха, во фраке, появляется заслуженный артист России Владимир Носик.

Лариса Андреева просит актера помочь мне, начинающему суфлеру.

— Главное для суфлера — дикция, грамотность и терпение, — объясняет Лариса Венедиктовна. — Говори четко, ставь ударения правильно и будь готова к тому, что актеры будут забывать текст в одних и тех же местах.

По условиям «вводной» суфлер говорит мне реплики, я их должна шепнуть так, чтобы Владимир Бенедиктович на сцене меня услышал и повторил.

— Коли посидите тут! — шепчет мне Лариса Венедиктовна. Разбираю реплику только с третьего раза. Похоже, к старой лексике привыкать придется. Шепчу эту фразу что есть мочи и слышу в ответ, что меня не только в партере, но и на бельэтаже слышно.

— Надо учитывать расстояние: вы близко, — моя наставница терпеливо объясняет. — Если бы актер стоял у той колонны — посыл был бы другой: «Мой дядя самый честных правил!» — впервые слышу, как кричат шепотом. Так вот что значит «шепот с четкой артикуляцией».

Фраза за фразой, попытка за попыткой.

— Послушай меня еще! — суфлер наклоняется к самому моему уху: «Я приду поговорить с вами» — шепчу эту фразу актеру. Владимир Бенедиктович повторяет.

— Мне ваша физиономия понравилась, — снова подаю фразу, и через считаные секунды Владимир Носик вторит со сцены.

Спасибо, Владимир Бенедиктович! Только я запуталась, кто кому помог: я актеру или актер мне.

— Ну вот, можешь же, — подбадривает меня суфлер.

А я вздыхаю, как это непросто — подсказывать. Это ж сколько недель надо к акустике зала привыкать! А ведь условия меняются: играет в этот момент музыка или нет, стоит актер близко или далеко, острый у актера слух или не очень. Как же все нюансы учесть?! И как же тонко надо чувствовать спектакль, актера? Кстати, работать под суфлера — это тоже большой талант, и далеко не все им обладают.

Есть актеры, которые делают это гениально. Например, понимают, что в этот момент уместно щелкнуть пальцами, суфлер подает реплику, а актер произносит «Ну, да!», маскируя подсказку. А есть актеры, которые не могут с суфлером работать. Стоит им забыть текст, как начинают мгновенно паниковать и просто не слышат подсказчика. Они пытаются сумбурно что-то придумать, выкручиваются сами, вспоминают то, что хоть как-то подходит под ситуацию.

Образцовый подсказчик. Репортаж с суфлером в двух действиях Спецкор «ВМ» Марина Гладкова. / Фото: Никита Смирнов, «Вечерняя Москва»

…На двери табличка — «Грим уборная 222. Носик В. Б.» 30 минут до начала спектакля, но к актерам уже никто не подходит — чтобы вслед за приметой не забыли роль. Корреспондент «ВМ» в приметы не верит и решается побеспокоить.

— Ворот загнут, позвольте, я поправлю… — слышу слова костюмера.

— Шприх — сволочь, ему можно и так, — отнекивается Шприх, Владимир Носик.

— Сволочь, да, но зато франт, — стоит на своем костюмер.

— А народному артисту суфлер нужен? — спрашиваю.

— Суфлер нужен всегда. Потому что он знает то, чего ты уже не помнишь (смеется). Суфлер — это твоя опора, твое спокойствие. И даже если не приходится обращаться за помощью, когда ты знаешь, что за твоей спиной стоит подмога, это вдохновляет. Хороший подсказчик знает своих артистов, знает их слабые и сильные стороны и подает реплику всегда вовремя.

Посмотрела на собеседника через зеркало и обомлела: на меня глядит сам Адам Петрович Шприх. Выскальзываю из гримерки по-английски, тихонько прикрываю дверь в XIX век.

Сцена вторая

Место действия — закулисье.

Спецкор «ВМ» под маской помощника суфлера.

За опущенным занавесом слышны приближающиеся голоса: собираются зрители.

Помреж командует начало спектакля. Раскаты грома.

Занавес поднимается.

…В глубине сцены мечут банк и понтируют. Шприх и Арбенин холодно раскланиваются.

Я сижу за суфлером (сегодня я только наблюдатель) — артисты на расстоянии нескольких шагов. Так близко спектакль я еще не видела. Непередаваемые ощущения. Магия театра.

— Портрет хорош — оригинал-то скверен! Ну а вон тот высокий и в усах, и нарумяненный вдобавок? Конечно, житель модных лавок, — актер поворачивается к суфлеру.

Я еще вернуться в реальность не успела, а Лариса Венедиктовна уже работает, шепчет: — Любезник отставной… — ...Любезник отставной и был в чужих краях? — подхватывает актер.

— Молодец! Вот такой момент, когда выпадает только одно слово. Он повернулся, услышал и дальше продолжил, — не отрывая пальца от текста комментирует суфлер.

Софиты в лицо, жмурюсь.

А суфлер даже не замечает.

Пальцы ловят каждое слово.

Образцовый подсказчик. Репортаж с суфлером в двух действиях Старший суфлер, заслуженная артистка России Лариса Андреева и стажер суфлера — спецкор «ВМ» Марина Гладкова (справа налево) / Фото: Никита Смирнов, «Вечерняя Москва»

Актер в шотландке промелькнул мимо нас на сцену. Маски кружатся в вальсе на маскараде.

— Костюмы на этом спектакле делал Вячеслав Зайцев, — не прекращая следить за пьесой, поясняет Лариса Венедиктовна.

Мысли героя записаны на пленку и звучат из динамиков: суфлер отклоняется на стуле — краткий отдых, и снова следить.

Заминку на сцене замечаю лишь по подсказкам суфлера.

— Так, прежде я тебе цены не знал… — шепчет Лариса Венедиктовна, но актер, хоть и стоит близко, не повторяет.

Актриса, участвующая в диалоге, как ни в чем не бывало говорит следующую реплику.

Если бы не видела, что в тексте есть еще строчка, ни за что бы не догадалась, что что-то пропущено.

— Это момент, когда актер не слышит, — поясняет суфлер.

«Антракт» — заметка карандашом. Пальцы суфлера останавливаются. Синхронно с осветителем Лариса Андреева выключает лампу.

Вторую часть спектакля смотрю из зрительного зала и не нахожу ни одной заминки в действии, не слышу ни одной подсказки суфлера. Хорошая работа профессионала не видна.

Суфлер хранит тайны спектакля и не допускает никаких разговоров об актерских ошибках, никакой неосторожной критики — в театре это запрещено.

После спектакля суфлер не выходит на сцену, ему не дарят цветов. Но часть аплодисментов, безусловно, — его.

ПРИ СВЕТЕ РАМПЫ

Примета

Если текст пьесы упал на пол, чтобы спектакль был удачным, на этих страницах нужно непременно посидеть.

Правила театрального этикета XIX века*

● Мужчина никогда не должен допускать, чтобы дама, хотя бы и незнакомая ему, сидела в ложе позади него.

● Если в спектакль отправляются в компании, то один из кавалеров должен взять билеты в кассе и избавить дам от труда предъявлять свои входные билеты.

● Аплодисменты требуют некоторой сдержанности.

Дама, во всяком случае, должна аплодировать только слегка, для виду.

● Если вы чистите апельсин или берете конфеты, то предложите их особам, сидящим в вашей ложе, даже если вы и незнакомы с ними.

● В театрах и цирке никогда не вызывайте актрису только потому, что она хороша собой и нравится вам своей наружностью.

Также не вызывайте и актера только на том основании, что он лично с вами знаком. Нужно ценить искусство независимо от личности и любить искусство для искусства.

*Из книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон». Санкт-Петербург, 1889

ОБ АВТОРЕ

Марина Гладкова – специальный корреспондент, лауреат Премии мэра Москвы за цикл публикаций о людях необычных профессий.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.