ср 23 октября 06:12
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

История одной карьеры, которая учит делать выбор

Мосгорсуд выпустил из СИЗО виновника ДТП у «Славянского бульвара»

Как будут отдыхать россияне на ноябрьские праздники

Каховскую линию закроют на реконструкцию 26 октября

Политолог подвел итоги шестичасовых переговоров Путина с Эрдоганом

Эдгард Запашный: Цирк для зоозащитников — инструмент самопиара

Синоптики предупредили о снижении температуры в столице

Названа доля семей, которым хватает средств на еду и одежду

Кинолог рассказал, чем лучше кормить собак

«Готовим законопроект о запрете аниме»: как японцы обидели Поклонскую

Трамп объяснил, почему начали процедуру импичмента

Путешественники назвали способы борьбы с джетлагом

Чем опасно долгое использование смартфона

Михаил Ефремов: Горбачев спас Россию

История одной карьеры, которая учит делать выбор

Талантливый энергичный актер, одержимый жаждой славы и богатства, ради успешной карьеры продает свою душу — только не дьяволу, а нацистам. К несчастью для него, свою ошибку он понимает слишком поздно… Постановщик спектакля Адольф Шапиросчитает, что сегодня роман немецкого писателя Клауса Манна особенно актуален.

— Я его хотел поставить очень давно, — вспоминает режиссер. — И сам предложил художественному руководителю МХТ имени Чехова Олегу Табакову сделать инсценировку. Сразу же получил добро. Очень благодарен театру за то, что он пошел на этот рискованный эксперимент. Репетировали мы очень долго...

- В вашем спектакле занято много молодых актеров. Это помогает «осовременить» классику?

- Принято считать, что молодежь лучше чувствует современность. И еще молодежь помогает не отставать от времени. Поэтому я ставлю современные актуальные истории, где играют молодые артисты вместе с признанными мастерами. Но замечу, что «Мефисто» — это не исторический спектакль.

- В спектакле речь идет о фашизме, пришедшем к власти в Германии. Вы выпускаете его накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Это не совпадение?

- На афише нет официального посвящения юбилею, но я действительно о нем думал. Есть старое мудрое изречение: «Самое страшное для победителя — унаследовать пороки побежденных». И «Мефисто» — попытка предостережения от того, что сегодня, увы, начинается в Европе.

- Вы имеете в виду возрождение нацизма?

- Я бы не хотел называть этот термин. Но в истории сейчас происходит переломный момент, и надо это осознавать.

- Как вы обозначили главную мысль спектакля, которую хотели донести до публики?

- Каждый из нас должен быть готов сделать выбор в экстремальной ситуации.

- Трудно было подобрать актеров на роли в «Мефисто»?

- Я хорошо знаю каждого артиста Московского художественного театра. Сразу решил, что главную роль будет играть Алексей Кравченко. Даже не потому, что эта роль требует хорошего вокала, отменной физической подготовки и мужской энергии — всего этого у Алексея в избытке. Главное, что Кравченко — сильная, яркая, крепкая личность. Что касается других исполнителей, то с Артемом Быстровым я уже работал, и с Андреем Бурковским встречался на сцене, и сразу же пригласил их на роли. Очень рад сотрудничеству с выдающимся артистом Станиславом Любшиным.

- На мой взгляд, очень удачна работа художника Марии Трегубовой. Какие задачи вы ставили перед ней?

- Очень важно было передать публицистичность произведения. Мы работали в тесном контакте. Что-то предлагал я, что-то она… Нам хотелось создать принципиально новое пространство, в которое попадает главный герой. Еще мы добивались того, чтобы было красиво. В романе Клауса Манна — великолепный «видеоряд», описания, пейзажи, интерьеры.

- В интервью «ВМ» Алексей Кравченко рассказал, что репетировать было не только интересно, но и познавательно, что вы очень много рассказывали артистам об истории Германии, Европы и России, причем пользовались документами.

- Молодые артисты порой представляют меня в виде некого библиотекаря (смеется). В этом спектакле все артисты хотели быть адвокатами своих героев, а я пытался им напомнить, что артист не только адвокат, но и прокурор. Да, я рекомендовал им прочитать некоторые книги, но лекции по истории не читал.

- Адольф Яковлевич, вы ждете успеха своей постановки?

- С одной стороны, театр не может жить без успеха, а с другой, когда вся его деятельность посвящена успеху, театр гибнет. Поэтому задаешься вопросом: «А что такое успех?» Нередко спектакль пользуется популярностью, и рецензии хорошие, но этот успех не имеет ничего общего с искусством. Для меня спектакль успешен, когда он становится частью биографии и создателей, и артистов, и когда каждый член команды меняется. Самое страшное — дежурный спектакль, когда ничего не происходит ни на сцене, ни в зале, когда вроде бы все достойно, но явления — нет.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Олег Табаков, художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова:

- Когда принимаешь решение пригласить на постановку режиссера, необходимо учитывать очень многое: и опыт работы с ним, и идею постановки. В случае с постановкой «Мефисто» Адольфом Шапиро все совпало наилучшим образом. Мы давно и очень хорошо знакомы, и потому продолжаем наше плодотворное, интересное сотрудничество.

Алексей Кравченко, исполнитель роли Хендрика Хафгена:

- Мой герой — артист. Человек, который не жалеет себя, рвет себя, живет на разрыв аорты. Ведь в театре зрителя не обманешь, и у артиста нет права на второй дубль. Я рад, что в Художественном театре появился «Мефисто» — это спектакль огромной затратности, напряжения, с очень сильными эмоциями. И у меня есть ощущение, что благодаря режиссеру, партнерам, публике я сниму это напряжение и почувствую свободу.

Новости СМИ2

Сергей Лесков

Все, что требует желудок, тело и ум

Екатерина Головина

Женщина, которая должна

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

Чтобы быть милосердным, деньги не нужны

Георгий Бовт

Верен ли российский суд наследию Александра Второго Освободителя?

Оксана Крученко

Соседи поссорились из-за граффити

Александр Никонов

Искусственный интеллект Германа Грефа

Ольга Кузьмина  

Выживший Степа и закон бумеранга