Дети ждут новых героев, но ценят классику
Количество выпускаемых детских книг растет в России из года в год, как и их суммарные тиражи. Отечественные издатели, однако, так и не могут прийти к единому мнению: стоит ли гнаться за новинками или делать ставку на классику.
Фантазировать можно сколько угодно, но куда правильнее сразу же перейти к статистике. Например, выяснить, каких авторов, пишущих или писавших для детей, более всего издавали в первом полугодии этого года, ведь издавали-то навалом. Так, по данным, приведенным Российской книжной палатой, за этот период в стране вышло 4567 детских книг и брошюр...
Что же получается? «В 1975 году вдруг откроют, что я был ничтожный, сильно раздутый писатель (как оно и есть на самом деле) — и меня поставят на полочку», — сказал как-то Корней Чуковский и сильно ошибся. Он в списке, составленном все той же Российской книжной палатой, на первом месте с суммарным тиражом 1461,5 тысячи экземпляров. Там же — Агния Барто, Николай Носов, Андерсен со сказками, Пушкин, конечно же, Перро, Киплинг, Твен, Успенский и Булычев.
Никаких сюрпризов. Однако эта стабильность издателей и вызывает некоторое количество вопросов, главный из которых невероятно прост: неужели смена нескольких поколений, мировоззрений, образа и качества жизни не должны повлечь за собой и изменения в детской литературе? Тут, конечно, стоит дать слово специалистам, например, людям, возглавляющим книжные издательства или ведущим в них книжное направление.
РАВНЕНИЕ НА ПАМЯТЬ
Спрашиваем, например, у них: на кого ориентируются издательства, выпуская ту или иную книгу?
— Многие художники и издатели ориентируются в основном на родителей, ведь покупают книжки они, — рассказывает Мария Мелик-Пашаева — директор издательства «Мелик-Пашаев», а также художник-иллюстратор. — А 90 процентов родителей не помнят, как они воспринимали книгу в три года, в пять лет. Они смотрят сейчас: ах, как мило, как интересно. А будет ли это интересно пятилетнему?..
О том же, кстати, свидетельствует и опрос, проведенный «ВМ» на своем сайте. На вопрос: «Чем вы руководствуетесь в первую очередь, покупая книгу для вашего ребенка?», большинство выбрали вариант: «Книги этого автора читали мне в детстве».
БОЛЬНОЙ ВОПРОС
Между тем время давно уже стало совершенно другим. И дети стали совершенно другими. Может, все же стоит предложить им что-то новое, злободневное? То, чем славится, к примеру, скандинавская литература, где в переведенных на русский язык книгах Ульфа Старка мальчик переживает развод родителей, где у Марии Парр умирают близкие люди, где у Анники Тор переживают и одиночество, и предательство, и, простите, первый сексуальный опыт?
— Как издательство, выпускающее и классические, и современные детские книги, мы не видим в этом противоречия, — убеждена Мария Мелик-Пашаева. — Чуковский, Барто, Маршак — они нужны и прекрасны. Но это не значит, что должны быть только они. И современные книги хороши тем, что рассказывают о привычных темах (детские страхи, непохожесть на других, дружба, любовь) новым языком. В том числе выразительным языком иллюстрации.
Впрочем, тут возникает множество вопросов, главный из которых так и просится на язык: станут ли родители покупать нечто «тревожное»?
— Безусловно, говорить на все эти темы надо, — уверена директор редакции детской литературы издательства ЭКСМО Людмила Кондрашова. — Но как говорить и в каком возрасте — вопрос сложный. В других странах издается огромное количество книг, затрагивающих подобные вопросы, и они пользуются постоянным спросом. У нас же только начинает выходить такая литература (в основном переводная), и пока у родителей к ней отношение настороженное. Смею предположить, что родители просто хотят подольше защитить своих детей от негативной информации, не покупают книги «впрок», словно боятся накликать беду в свой дом, «сглазить».
Так, собственно, и получается, что мамы и папы покупают своим детям что-то «повеселее». Настроение это ребятам, безусловно, поднимает. Но вот к возможным жизненным коллизиям явно не готовит.
НА ВКУС И ЦВЕТ
Охватить как можно большее количество читательских категорий — задача весьма непростая. Возможно, именно этим и объясняется то, что многие издательства, специализирующиеся на детлите, решили в свое время работать на строго определенные целевые аудитории. Вот тут издают книги для детей так называемых хипстеров. Здесь — для ценителей классических традиций. Тут — для любителей авангарда. Там — для людей воцерковленных и верующих.
В каждом из таких направлений возникали, как правило, свои литературные герои. Эксперимент, однако, не увенчался успехом. Чем дальше, тем быстрее люди, ответственные за выход книг, приходили к пониманию необходимости универсализма.
— Так как сначала мы выходили при журнале «Фома», то ориентировались на его аудиторию, — говорит главный редактор детского издательства «Настя и Никита» Алина Дальская. — Но для роста проекта этой аудитории было мало. Наши книжки изначально задумывались как доступные для людей с любым уровнем дохода, и выход на окупаемость мы планировали за счет тиража. Кроме того, для консервативного церковного рынка наши книжки оказались слишком… дерзкими.
Мы поняли: надо делать просто хорошие книжки для всех. Достаточно быть в ключе общечеловеческой нравственности. Мы совсем отказались от сугубо церковных сюжетов.
Хотя таких книг было немного, но сейчас бы у нас уже не вышла книга «Сергий Радонежский приходит на помощь». Хотя «Про Колокол Бим» Николая Агафонова мы бы и сейчас спокойно издали.
Это книга для всех, хотя написана священником, и ее герои — церковные колокола.
НОВЫЕ ГЕРОИ
Колокола колоколами, но кто они — те литературные герои, которых, хочется надеяться, ждут нынешние дети? — Да, в общем-то, ничего за последние сто лет не изменилось, — уверена Людмила Кондрашова. — Герои — это победители, лидеры в новом сегодняшнем понимании. Другое дело, что они изменились внешне. Если раньше для подростков героем мог быть рыцарь, то сейчас это какой-нибудь супергерой из телесериала. То же самое и для девочек: раньше все девочки мечтали стать принцессами, а сейчас они с удовольствием подражают волшебницам из школы монстров. И дети всех возрастов, к сожалению, очень подвержены влиянию телевидения и брендов. Какой герой на кино- и телеэкране — тот и пользуется спросом. К счастью, время проходит, и волна поклонения одним героям сменяет другую. Радует, что классика не подвержена моде, и она остается всегда. И здесь я под словом «классика» понимаю не только произведения Чехова и Толстого, но и уже ставших классиками советских писателей: Вениамина Каверина, Николая Носова, Валентина Катаева, Михаила Пришвина и многих-многих других.
Так что, уверены издатели, переживать по поводу бума вокруг какого-нибудь Гарри Поттера не стоит. Тут как в мультике про домовенка Кузю. Помните: «Кузенька побесится, побесится и баиньки пойдет».
А там, во сне, прочитает и про Монтигомо Ястребиный Коготь, и про капитана Татаринова, и про капитанскую дочку.
МЕЧТАЯ О ЛУЧШЕМ
Короче, вопросов множество. Как и ответов. Однако в одном сходятся, кажется, все издатели: необходимо, отдавая должное классике, постоянно искать новые имена, новые направления и новые жанры.
— Новой качественной подростковой литературы у нас в стране просто нет, — рубит с плеча глава Издательского дома Мещерякова Вадим Мещеряков. — Ее мало кто ищет, хотя можно было бы поискать на книжных ярмарках. Тенденции, новинки проходят мимо. Как печатали Маршака на газетной бумаге, так и продолжают. А ведь для ребенка важно ощущение книги — хорошая бумага, красочные рисунки, шрифт. Детские книги должны быть по возможности недорогими, но очень качественными. Тексты — добрые и непримитивные, такие, которые будят собственную фантазию.
Стараться, безусловно, есть ради чего. И лозунги про Год литературы, который, безусловно, нужен и полезен, тут ни при чем. Важно вот что: создать у нынешних детей ассоциативную цепочку: книга — это не скучно, а интересно, а чтение — не работа, а удовольствие.
Получится это — и все, процесс будет запущен, пусть вокруг ребенка и останутся все эти телефоны, планшеты и компьютеры.
— Тинейджеры — уже не дети, но еще и не взрослые, — делится наблюдением Людмила Кондрашова. — Они уже знают, как им кажется, все, в рекомендациях и советах взрослых не нуждаются. И вот для них-то как раз и нужна современная качественная литература, нужны авторы, которые будут бережно, как редкий цветок, выращивать подростков, готовить их ко вступлению во взрослую жизнь, аккуратно обращаясь с «сорняками» — их максимализмом, отрицанием и сленгом.
Цель благородная. Осталось дождаться результата.
МНЕНИЕ
Каштанка рождает мысли. Поттер — нет
Валерий Шульжик, детский писатель, поэт, драматург, автор книг про поросенка Фунтика:
- Вот уже на протяжении многих лет я с грустью наблюдаю за тем, что детская книга стремительно теряет популярность и свое значение как способ получения ребенком информации. У нее появилось слишком много конкурентов. И главные из них — гаджеты. Мой внук даже в ванную с ними ходит...
Происходит смена поколений. Смена довольно болезненная и проблемная. И это не может не отразиться на состоянии литературы, в том числе и детской.
Сейчас принято считать, что 1940–1960-е годы стали временем расцвета детлита. Говорят: мол, сейчас почти нет авторов хороших. Но тут не все так просто. По моему глубокому убеждению, многие великие детские писатели прославились благодаря скудности информации. Было же как: у ребенка имелась одна книжка бабушки Агнии, другая — дедушки Корнея.
А что сегодня? Ребенок добывает информацию из мобильного телефона, планшета, часов, едва ли не из утюга! И в этом информационном потоке место писателя стало далеко не основным.
Попробуйте проанализировать, кто сейчас из писателей любим детьми. Тот, кто пришел к ним с помощью телевидения, мультипликации, кино, ну, или благодаря совершенно сумасшедшей рекламе. Поэтому ни одна книга не держит популярность несколько лет, а выстреливает лишь на короткое время.
Вот, к примеру, «Гарри Поттер». Да, он был невероятно популярен. А сейчас? Я не считаю его выдающейся книгой, потому что литература должна быть литературой, а не религией. Пройдет еще несколько лет, и его не будут читать.
А «Каштанку» и «Белеет парус одинокий» — будут. Как и «Сына полка» Валентина Катаева, «Двух капитанов» Вениамина Каверина, на которых выросли уже несколько поколений.
Я не думаю, кстати, что каждому поколению нужны свои герои. Красная Шапочка как была маленькой, так и осталась ею, а потому близка всем детям. Так что я за сохранение классических героев, ибо у меня нет совершенно никакой уверенности, что дети «Гарри Поттера» способны защитить свою Родину. Не учит он их этому...
Я хочу, чтобы добрые книги попали ребенку в начале пути. Знаете, если человек заблудился в лесу, он ищет предметы, которые могут вывести его на правильную дорогу. А дорогу к себе ребенок должен искать при помощи литературы.
Я прекрасно помню, как мы, совсем еще юные, шли в библиотеку через весь город, всю дорогу обмениваясь впечатлениями от прочитанного.
А сегодня? Разве книга так волнует детей, разве заставляет задуматься о важном? Современная детская литература — во многом этакая программа «Поле чудес», где всем раздаются призы. А читать настоящую книгу — значит работать, прилагать усилия.
Духовная пища, как и пища физическая, должна добываться трудом. По-настоящему хорошая литература — это труд. Не стоит искать легких путей.
ТОП-5 НОВИНОК ДЕТЛИТА
■ Александр Крестинский
«Мальчики из блокады»
Это первое за долгое время переиздание рассказов и повести Александра Крестинского «А потом началась война». Здесь — о многом: о детстве в блокадном Ленинграде, о жизни после блокады, об обманах, предательстве, первой любви и счастье.
■ Роальд Даль
«Волшебное лекарство Джорджа»
Сказки Даля — «Чарли и шоколадная фабрика», «Джеймс и гигантский персик» — читали, кажется, все. Теперь на русском вышла еще одна книга писателя. На этот раз — поучительная история о Джордже, решившем перевоспитать весьма вредную бабушку.
■ Наринэ Абгарян
«Счастье Муры»
Абгарян ворвалась в детлит со сборником о девочке Манюне. Теперь ее героини — счастливые девочки Муры. У них все прекрасно — и дедушки, и бабушки, и родители, и приключения. Впрочем, есть и переживания...
■ Ульф Сведберг
«Круглый год»
Этот путеводитель — проводник в мир животных и растений написан шведом. Но, учитывая схожесть природы, и столичным детям будут близки рассказы о том, чем отличается лесная мышь от полевки, как поймать окуня и как приготовить клевер с кефиром.
■ Линор Горалик
«Мартин не плачет»
Горалик стала настоящим хитом. Новый герой Линор — юный Мартин, у которого в доме живет крошечный, размером с котенка, говорящий слон, влюбившийся в девочку Дину и решивший быть ее Рыцарем и Боевым Слоном.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Два капитана по-прежнему борются и не сдаются
У каждой медали есть, как известно, две стороны. А потому, поговорив с издателями, обозреватель «ВМ» отправился в Российскую государственную детскую библиотеку. Где, как не здесь, можно лучше всего понять, что вообще хотят читать нынешние дети? И хотят ли, кстати, вообще... (далее)