Военная тема: миссия выполнима
Но есть и картины, наводящие на мысль о конъюнктурности. «ВМ» решила изучить феномен современного патриотического кино.
К ПАТРИОТИЧЕСКИМ ЛЕНТАМ ДОВЕРИЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ
На экраны выходит кино-альманах «Первая мировая война. WW1» Игоря Угольникова. Кинорежиссер считает, что в обществе сегодня высок спрос на качественное патриотическое кино.
По мнению Игоря Угольникова, нынешнему российскому военно-патриотическому кино прежде всего не хватает достоверности.
— Я хорошо понимаю своих коллег — им во что бы то ни стало надо добиться зрительского интереса, — говорит Игорь Станиславович. — Но подчас картины превращаются в некую голливудскую «клюкву», в которой настоящий большой эпизод из Великой Отечественной войны подается как любовь снайперши и солдата или как история какого-то предательства, где плохие энкавэдэшники должны обязательно присутствовать. Отсюда — недоверие зрителя. Хотя есть, конечно же, и приятные исключения.
Но в целом, мне кажется, общий возврат доверия зрителя к российскому кино, особенно к военному, постепенно идет.
В прошлом году вышло около 130 картин, поддержанных государством. Окупились всего восемь, и из них три военных.
Это означает, что военное кино востребовано. Но вместе с тем есть реальная проблема — директора кинотеатров предпочитают ставить в прокат беспроигрышных «Трансформеров», а не серьезные, вдумчивые, достоверные военные ленты.
— Тут всплывает явный парадокс. Например, на картину «28 панфиловцев», которая сейчас снимается, деньги собирал народ. Разве собранный в интернете миллион долларов, покрывший более половины стартового бюджета фильма, не является залогом зрительского интереса к подобной кинопродукции?
— «28 панфиловцев» действительно изначально делались на деньги зрителей, хотя потом, к счастью, появились серьезные продюсеры, и это кино подхватили.
Я считаю, что это правильный путь. Не берусь оценивать состояние российского военного кино в целом, потому что оно — очень разное. Но оно, безусловно, улучшается.
Меня, поверьте, так же, как и вас, раздражает, что отечественные фильмы не могут пробиться к зрителю сквозь заокеанский кинопром. Это чудовищно, когда сильные проекты моих коллег должны бороться между собой за позицию проката, дабы не наступать друг другу на пятки и быть достойно представленными. В то время как американские релизы им серьезно в этом деле мешают. Надо в конце концов как-то решать этот вопрос! Тем более что существует опыт индийский, китайский, французский, как отечественный кинематограф может занять главенствующее место в национальном прокате.
— Альманах «Первая мировая война. WW1», который закрывал российскую программу на 38-м ММКФ и который выходит в широкий прокат, тоже трудно пробивает себе путь к экрану. Как вам удалось под своим «крылом» объединить столь разные страны, поставившие вам свои новеллы?
— Сто лет — достаточно большой срок для того, чтобы начать прощать друг друга. И одновременно это хороший срок, чтобы вспомнить уроки истории. Фильм снят в назидание, чтобы мы, жители XXI столетия, берегли мир на Земле.
Путь альманаха «Первая мировая…» действительно был труден. После успеха снятой нами «Брестской крепости» мы в Каннах представили новый проект, и Клод Лелуш согласился быть его режиссером. Но потом мы попали под санкции, партнеры отвернулись от нас.
И тогда возникла мысль выделить из альманаха российскую новеллу про женский батальон смерти — военное женское формирование, созданное Временным правительством с пропагандистской целью устыдить солдат-мужчин, отказывающихся воевать.
Полнометражная картина «Батальонъ» прошла с огромным успехом, взяла кучу международных призов, стала одним из самых кассовых фильмов и вызвала серьезный зрительский интерес в России.
Но не в моих правилах бросать начатое. Как только стало возможным, я решил вернуться к альманаху. Семь стран, семь новелл, разных по жанру, соединились сквозной идеей — герой фильма рассказывает своей юной правнучке о Первой мировой войне. Среди новелл я хотел бы выделить английскую, которая меня буквально потрясла.
Именно в ней, на мой взгляд, заключена квинтэссенция всего фильма: два врага стоят лицом друг к другу и принимают решение в сложной ситуации, как им поступить. Эта новелла универсальная для фильма о любых войнах, потому что речь тут идет о времени, когда надо было бы уже друг друга и простить, и принять решение, благодаря которому ненависть ушла бы вовсе. Наш фильм антивоенный, мы напоминаем, что война не игрушка. Статистика современных войн чудовищна, в каждой новой погибает больше мирных жителей, чем солдат. Я видел, как на нашей картине серьезные мужики выбегали из зала. Видел, как молча шли те, кто нашел в себе мужество досидеть до конца — задумчивые лица, тяжелые взгляды. Это серьезное международное послание, всеобщая обеспокоенность кинематографистов мира за нашу планету и мир на ней. Поэтому при кастинге среди участников мне важны были Германия, Англия, Франция, Сербия. Хотел бы видеть армянскую новеллу, но поскольку была турецкая, армяне отказались. Франция неожиданно предоставила мудрый и эмоциональный мультик, что стало удачей.
В России богатая военная история. Вот выпустим фильм на широкий экран, и дальше надо будет делать следующие проекты. Сегодня их у нас в разработке три. Я буду продолжать тему войны. А еще мне хочется сделать фильм о революции.
СПРАВКА
Игорь Станиславович Угольников (род. 15 декабря 1962 года) — российский актер, кинорежиссер, сценарист и продюсер. Академик Международной академии телевидения и радио. Генеральный директор и продюсер Телевизионного сатирического журнала «Фитиль». С 2008 года — ведущий ток-шоу «Время Союза». С 2012 года — актер и режиссер Театра сатиры.
Автор идеи и продюсер военно-патриотических фильмов «В июне 41-го», «Брестская крепость», «Батальонъ», а также киноальманаха «Первая мировая война. WW1», который стал уникальным примером сотрудничества нескольких стран — России, США, Сербии, Германии, Турции, Англии, Канады и Франции — в области военного кино.
ЖДАТЬ, ЧТО ВСЕ КАРТИНЫ БУДУТ ШЕДЕВРАМИ, НЕСКОЛЬКО НАИВНО
Известный кинорежиссер, генеральный директор «Мосфильма» Карен Шахназаров, сам снимавший патриотическое кино, считает, что военные фильмы сегодня в целом «миссию свою выполняют». (далее…)
КАК ЖИВОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЧУВСТВО СТАНОВИТСЯ ТОВАРОМ
Некоторые представители киносообщества обеспокоены качеством современного российского патриотического кино. Среди них — Юрий Богомолов, писатель, киновед, научный сотрудник Госфильмофонда СССР, старший научный сотрудник Института истории искусств. (далее…)
КАЧЕСТВО ФИЛЬМА И ИДЕЙНОСТЬ ДОЛЖНЫ ИДТИ РУКА ОБ РУКУ
Сейчас многие режиссеры предпочитают снимать кино с финансовой помощью государства.
Возникает вопрос: в какой степени государство имеет право диктовать художнику определенные условия? И как это сказывается на качестве продукта? (далее...)
ВОЕННОЕ КИНО ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ В ЦИФРАХ
2 миллиона российских зрителей посмотрели военный боевик режиссера Сергея Мокрицкого «Битва за Севастополь» в 2015 году.
Это один из самых посещаемых фильмов отечественного кино последнего времени. Масштабные съемки проходили в К иеве, Одессе, Каменце-Подольском и в Севастополе. На Украине картину посмотрели 274 тысячи зрителей.
150 дней продолжались съемки фильма «Батальонъ» Дмитрия Месхиева. Картина вошла в восьмерку лент, окупившихся в прокате в прошлом году.
3 статуэтки национальной кинематографической премии «Ника», учрежденной Российской академией кинематографических искусств, достались в 2011 году картине «Брестская крепость» А. Котта. Отмечены работы художников по костюмам С. Стручева и В. Корецкого, художника-постановщика А. Матвейчука и звукорежиссеров Ф. Ламшина и А . Белозерова.
67 миллионов долларов составили кассовые сборы военной драмы «Сталинград» Федора Бондарчука (2013 год). Этот фильм стал самой кассовой картиной постсоветского времени, заработав более миллиарда рублей за первые 11 дней проката.