Ректор ГИТИСа Григорий Заславский: Конкурс на актерский факультет 900 человек на место
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ КУРС АНДРЕЯ КОНЧАЛОВСКОГО
- С Андреем Сергеевичем знаком давно и вскоре после того, как я возглавил ГИТИС, предложил ему набрать курс. Андрей Сергеевич сказал, что ему неинтересно обучать только актеров, и в результате обсуждения мы пришли к идее совместного обучения актеров, режиссеров и даже критиков. К сожалению, с критиками не получилось. Театроведческий факультет перешел на Болонскую систему образования с магистратурой и бакалавриатом, тогда как актеры и режиссеры в России учатся специализированно, и синхронизировать эти две разные по сути программы невозможно. Дневной курс критиков набирают два профессора, два доктора искусствоведения Алексей Бартошевич и Видас Силюнас, а я - заочный. Мы договорились с Андреем Кончаловским, что студенты-критики смогут посещать его занятия.
АКТИВНАЯ КУЧКА КРИТИКОВ ПОХОЖА НА ВОЛЧЬЮ СТАЮ
- У меня возникает много вопросов к некоторым театральным критикам. Один из них: "Почему сегодня такая чудовищная нетерпимость к другому мнению? Почему критики похожи на стаю волков, готовых броситься на того, кто придерживается другой точки зрения?" Самое ужасное - травля, которой подвергаются критики, высказывающие мнение, не совпадающие с мнением активной кучки. Я убежден, что в смерти выдающегося критика, заместителя художественного руководителя Малого театра Веры Анатольевны Максимовой большая вина Ассоциации театральных критиков, набросившихся на нее после одной ее резкой, но справедливой статьи. К сожалению, независимость театральных критиков во многом осталась в прошлом. Многие беды и проблемы российского театра напрямую связаны с несвободой или интеллектуальной немощью театральной критики. Вместо того, чтобы осмысливать процессы, происходящие в театре, критики занимаются пиар-активностью.
ПЕРВЫЙ НАБОР ХУДРУКА МАЯКОВКИ
- Актерский факультет ГИТИСа находится на очень высоком уровне. Только что был на экзамене первого курса (мастер Владимир Андреев) и был впечатлен актерским мастерством студентов. У нас замечательный курс художественного руководителя театра На Малой Бронной Сергея Голомазова, где только что вышла премьера "Мещан". К сожалению, ушел из ГИТИСа руководитель курса Алексей Бородин. Это было решение Алексея Владимировича сосредоточиться на руководстве РАМТом. Но остались в ГИТИСе преподавать ученики и соратники Бородина - Блохин, Богатырев... В этом году актерскую мастерскую набирает художественный руководитель Театра имени Маяковского Миндаугас Карбаускис. Конкурс на курс Карбаускиса огромный: почти 900 человек на место. Тут произошло движение друг другу навстречу. Мы подумали о нем, как об одном из лучших учеников Петра Фоменко, а он подумал о ГИТИСе и о том, с кем ему завтра работать в Театре Маяковского. В умении работать с актерами с Карбаускисом мало кто сравнится.
ЧИСЛО БЮДЖЕТНИКОВ НЕ СОКРАТИЛОСЬ
- Страна относится к актерам как к очень важным специалистам, и в этом году бюджетных мест нам не дали меньше, чем в прошлом. Причем даже на внебюджетных курсах будут бесплатные для студентов места, в частности, на курсе Андрея Кончаловского. Андрей Сергеевич лично выберет студента, а может их будет и несколько, надеюсь, что пятеро, которые будут учиться у него бесплатно.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- За последний год ГИТИС заключил 15 международных договоров о сотрудничестве. Среди них: договоры с Мадридской королевской школой, с Рижской театральной академией, с Пекинской и Шанхайскими театральными академиями, с Сеульской... Мы заключили договор даже с Австралией. У нас много такого, что может заинтересовать Европу в нашем опыте. Изучать опыты Иваны Чабак - по-моему, бесполезное занятие, но есть западные мастера, у которых есть чему поучиться.
ШУМ ВОКРУГ МОЕЙ ПЕРСОНЫ СИЛЬНО ПРЕУВЕЛИЧЕН
- Я не испытываю трудностей внутри ГИТИСа. А те, которые возникали, были вызваны поспешностью некоторых моих действий. Я - из тех людей, кто сам создает себе трудности. Получаю огромное удовольствие от общения и взаимодействия с лучшими режиссерами, актерами, педагогами, которые сегодня есть в России. Это большое счастье общения с Андреевым, Хейфецом, Женовачом, Бартошевичем, Любимовым... Когда у меня возникают проблемы или вопросы, непосредственно обращаюсь к мастерам за советом и помощью. Впервые в жизни у меня нет острого желания что-то писать. То, что я делаю сегодня, мне интереснее, чем написание статей. Хотя писать я очень люблю. Более того, из критика я трансформировался в восторженного театрального зрителя. Новый спектакль Сергея Женовача "Мастер и Маргарита" не вызвал во мне ни одной критической мысли.
НЕ ТОРОПИСЬ: И ВСЕ УСПЕЕШЬ
- Театральное образование - консервативная сфера, и в этом ее достоинство. В ней ничего не надо менять мгновенно. Все перемены должны происходить медленно. Много лет назад, когда я служил в армии, моя тетя прислала открытку с изображением черепахи и подписью: "Медленно и постоянно - в этом хитрость: не торопись и все успеешь быстро" С одной стороны, в руководстве театральным вузом необходимо быть открытым всему новому, а с другой, учить школе, ремеслу, традициям.
КОНСЕРВАТОР И АВАНТЮРИСТ В ОДНОМ ФЛАКОНЕ
- За год моего пребывания в этом кресле я поменял пять секретарш. Купил вот и повесил картину - это мозаика со словами "Это какая-то авантюра". Консерватизм и авантюризм - единственно верное соединение. Авантюризм в том, что я не люблю закрывать дверь кабинета и стараюсь общаться со студентами в любую минуту. Даже не пытаюсь стать недосягаемым и недоступным.
ЭКСКЛЮЗИВ ДЛЯ "ВЕЧЕРКИ"
- Вы первые узнаете о том, что художественный руководитель Театра имени Вахтангова Римас Туминас согласился набрать в ГИТИСе заочный курс на факультете музыкального театра. Но из-за большой занятости мастера вторым руководителем курса будет режиссер Иван Поповски. Два иностранца, выпускника ГИТИСа, выбирают учеников. Оба режиссера - лауреаты самых престижных национальных и международных премий России и мира.