сб 19 октября 11:20
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Фанера, сэр!

Фанера, сэр!

Кушайте, не обляпайтесь

[b]Фанера, или фонограмма, — студийная запись музпроизведения (песни) на каком-либо музносителе (обычно на мини-диске или CD ). Фанеры делятся на «минусовки» и «плюсовки». Минусовая фонограмма («минус один») — это когда музыка звучит с диска, а артист поет, как умеет. «Плюсовка», или полная фанера, — когда артист на сцене шевелит губами, старается попасть в слова, а вся песня — и музыка, и голос — воспроизводится с музыкального носителя. [/b] Как-то вечерком по Российскому каналу певица [b]Каролина[/b] «судилась» с Государственной Думой. Нехорошая эта Дума взялась обсуждать поправку в закон «О защите интересов потребителей». Поправку для Каролины весьма неудобную, мешающую артистке жить и работать (читай — зарабатывать). Суть конфликта между Каролиной и депутатской группой, озаботившейся тем, как дурят поп-звезды нашего брата-потребителя, в том, что артистка не считает зазорным выступать под фонограмму. Каролина заявила, что концертирует под «минусовку». Ее зрителей такое положение вещей устраивает. Зачем же нужно их насильно защищать? —рассуждает Каролина. К тому же, по словам певицы, работать в нынешних условиях с живым сопровождением — музыкантами — она никак не может. Накладно для нее возить с собой на гастроли такую ораву. Да и тетенька, записавшая на студии бэквокал к песням Каролины, уже в летах, не особенно сценична и вряд ли согласится мотаться с певицей по городам и весям. Вот основные Каролинины аргументы. И артистка по-своему права. В том, что закон о защите интересов потребителей должен формироваться по заявкам самих потребителей. Если им нравится ходить на концерты, где в массовом порядке прокручивают диски, а артисты просто извиваются на сцене под музон — то действительно чего же лишать их такого «удовольствия». Другое дело, что пока певцы будут дурить публику, а она — аплодировать фанере, вряд ли у господ-потребителей сформируется вкус к живой музыке. Поп-певцов, не работающих на гастролях под фонограмму, сегодня уже можно пересчитать по пальцам. Еще держит марку старая гвардия: [b]Кобзон, Зыкина [/b]и другие столпы эстрады, чьи голоса зазвучали в то время, когда не петь вживую было нельзя. Еще предпочитают живой звук [b]Пресняков, Пугачева, Долина, Буйнов... [/b]Естественно, играют вживую музыканты, гордо причисляющие себя к рок-цеху. Рок-музыка изначально настроена не на шлягер, а на живое звучание — музыканты делают свое дело прямо на твоих глазах. Иначе неинтересно. Но иначе бывает. Как-то лидер [b]«Воплей Видоплясова» Олег Скрипка[/b], то ли наподдававшись по случаю своего дня рождения, то ли так — по приколу, выступал на церемонии вручения журналистского приза «Знак качества». Не берусь утверждать, может, музыканты [b]«ВВ» [/b]и играли, но солист просто придурковато скакал по сцене, растягивая меха гармошки и не попадая в свои собственные «бу-бу-бу-буй-буй». Зрелище было не для слабонервных. Впрочем, к середине песни Олег — то ли протрезвел, то ли врубился в комичность происходящего — плюнул на весь этот спектакль и запел, не обращая внимания на фанеру. Выступление в Кремлевском дворце акселератки-скрипачки Ванессы Мэй тоже стало своего рода сенсацией. Совершенно обескуражены были наши музыканты, пришедшие на концерт посмотреть и послушать (!) восточное чудо. На самых нашумевших своих хитах («Шторм», «Аврора» и другие) юное чудо, дабы не растерять до конца концерта свой пыл, гоняло со скрипкой по сцене... под фонограмму. Зрители, те, что поумнее, интуитивно почувствовали подвох — Мэй звучала, как по радио, — и пошли по домам. Потом, правда, Ванесса заиграла по-настоящему, но это ее пиликанье было уже вполне академичное, такое мы уже слышали в консерватории. Представилось: выходит на сцену консерватории, скажем, [b]Евгений Светланов [/b]со своим оркестром, взмахивает дирижерской палочкой и в зал льется чарующая фонограмма Бетховена. Бр-р! Если защищать от фанеры нас будет закон, поп-артисты первыми попадут под раздачу. Каждый из них хоть раз в жизни выступал под фонограмму. И практически каждый — не один раз. Даже наша прима (которая, как известно, на своих «сольниках» предпочитает «живье»), репетируя выступление на творческом вечере своего композитора, включила несколько старых фонограмм. Послушала и вздохнула: «А «Сто друзей» придется отрепетировать и спеть, слышно же, что сейчас я уже так не пою». Тут приме надо отдать должное — совестливо отнеслась к зрителям, хотя концерт был «картонный» процентов на 90. Другая певица, известная своей любовью менять шляпки и перчатки, выдала на сольном концерте в «России» пару фанерных хитов десятилетней давности (!). За это время ее «инструмент» так осип, что зрители содрогнулись — настолько чудовищной была разница и в голосе, и в качестве записи. Можно только заподозрить, что артист поет под фанеру, обвинить его — ни, ни! Если, конечно, не поймал за руку звукорежиссера, вставившего в концертный аппарат диск с фонограммой. Еще не остыла в памяти история суда (не телевизионного — настоящего!) между кабаре-дуэтом «Академия» и музыкальным обозревателем популярного российского еженедельника. Обозреватель тиснул в своем издании буквально пару строк о гастролях «академиков» в США, где, в частности, указал, что концерты проходили под фонограмму. «Академики» притащили на заседание суда свидетелей того, что они честно отработали свои гастроли, выступали вживую, хотя и под «минусовку». И — выиграли сколько-то миллионов за моральный ущерб и клевету. Что касается «академиков», то они работают скорее в жанре эстрадного спектакля, нежели концерта, и музыканты за их спинами выглядели бы нелепой декорацией. А на премьере шоу [b]«Свадьба кабаре-дуэта «Академия» [/b]в «России» Лолита выдавала такие голосовые импровизации, что убедила присутствующих навсегда: петь она любит и умеет. Но фанерные концерты у нас, к сожалению, не редкость, а будничное средство зарабатывания денег. Причем развращают артистов в этом плане сами организаторы шоу-проектов, телевидение и мы, потребители. Любим мы, москвичи, выйти в выходной куда-нибудь на Тверскую или в Парк культуры гульнуть, так сказать, оторваться. Для гуляющей общественности в местах массовых скоплений возникают «концерты по заявкам». Если у праздника нет солидного спонсора-миллионщика, организаторы общегородских мероприятий обыкновенно экономят на всем — на аппаратуре, на декорациях, на гонорарах артистам, поскольку билеты на шоу не продаются, то и доходов никаких. Поэтому предупреждают выступающих: «Лучше — под фанеру! А то, мало ли что — звук будет, как из бочки, или микрофон вырубится». И артисты к таким советам прислушиваются. Ну а если отдельные личности все-таки считают ниже своего статуса и достоинства выступать под фонограмму, то они оказываются в ситуации, когда самим впору доплачивать за свой выход на сцену. Ведь музыкантам надо заплатить за работу и звукорежиссеру, который отстроит звук, — из каких шишей, если звезда выступает бесплатно? Однако на практике уважающие себя и зрителей артисты решают такие проблемы полюбовно. Те, кто не приемлет фанерный образ жизни, работают с постоянным коллективом, а со своими ребятами всегда можно договориться: «Сегодня мы работаем бесплатно, а завтра отобьем свой гонорар». Поэтому жалобы Каролины на то, что содержать музыкальный коллектив не по карману, говорят лишь о ее недовостребованности. Для артиста, который дает хотя бы по десять концертов в месяц, — дело чести обрасти своим музыкальным «гарниром» и разъезжать с ним по гастролям. Часто «гарнир» подбирается под стать «основному блюду». Весьма заметные: артистичные и профессиональные музыканты у [b]Валериев — Меладзе и Леонтьева — и у Ларисы Долиной.[/b] Кстати, ее группа «Скитальцы» сейчас играет только вживую, благо профессионализм позволяет. Раньше некоторые «скитальцы» работали с Володей Пресняковым, но когда он сократил концертную деятельность с 15 концертов до двух-трех в месяц, многие музыканты ушли — им просто надо было кормить семьи. Долину «Скитальцы» называют мамой, она из гастролей просто не вылезает — дает по 20—25 концертов ежемесячно. Так же «неэкономно» с музыкантами и собственным балетом ездят по России [b]Леонтьев, Буйнов, Киркоров[/b]. Практически все праздничные «сборные солянки», которыми кормит нас наше же ТВ, проходят под полную фонограмму. Почти всегда это требование самих телевизионщиков. Зал для съемок телешоу арендуется на один день, артистов — уйма, с каждым отрепетировать и отладить звук нереально. Звезды на такие тусовки приезжают прямо к своему выходу, исполняют уже отлаженный шлягер, а звук в зал и на телеэкраны идет с диска. Зрители все равно будут платить за билеты на такие фанерные шоу, покупаясь на возможность получить сразу много любимых артистов в одном флаконе. Интересно, что даже зарубежные исполнители идут на эти условия. [b]Таркан, «Ace Of Base» и «La Boushe» [/b]выступали в сборных концертах под фанеру. Видимо, им все равно было — лишь бы срубить гонорар. Вот это притягательное слово и является решающим в сомнениях артиста — петь или не петь? Фонограммные концерты можно давать хоть по три на дню, а попробуй попОй по три часа каждый вечер, выкладываясь на все сто. А денежки за концерт платят одинаковые — и за живой, и за «дохлый» — в зависимости от калибра и аппетита звезды. И у каждой звезды случался хоть раз в жизни какой-нибудь прокол с фанерой — то заест, то вообще отрубится — такие моменты артисты не забывают как самый большой позор. (Обычно за «это дело» достается на орехи звукорежиссеру: бедолагу могут оскорбить, оставить без жалованья, даже уволить.) И все равно звезды продолжают «рисковать». Хотя догадываются, что во время фонограммного выступления контакт с залом практически невозможен , микрофон кому-то из зрителей не поднесешь, он же мертвый. И концерт — мертвый, нет в нем ни единой живой эмоции, не даст артист «петуха», а зал не посочувствует, и импровизации полетной нет, и игры, той, что важнее самих игроков, не будет. И мы, пришедшие на концерт, не узнаем главного — как этот человек и его единомышленники-музыканты делают эту музыку. Мы просто получим видеоряд к той записи, которая хранится дома на компакт-диске. Поэтому депутатская команда во главе с [b]Михаилом Александровичем Менем [/b]предложила к обсуждению в Госдуме маленькую поправку к закону «О защите интересов потребителей». А звучит она так: «При предоставлении развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений или от их имени с использованием фонограмм потребителю должна быть заблаговременно предоставлена информация об этом». Скажем, на афише или в телерекламе появится такая «печать» — «Концерт проходит под фонограмму». Пойдете?

Новости СМИ2

Александр Хохлов

Шестнадцать железных аргументов Владимира Путина

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Оксана Крученко

Детям вседозволенность противопоказана

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?