сб 19 октября 01:11
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

ХХ век: перезагрузка

ХХ век: перезагрузка

В Третьяковке на Крымском валу – обновленная экспозиция современного искусства

[b]С искусством ХХ века у нас одни проблемы. А все почему? Потому что в арт-власти то авангардисты, то плюралисты, то соцреалисты.[/b] Сначала нельзя было показывать авангард. Теперь уж и соцреализм почти под запретом. В результате такого «просвещения» художественное наследие прошлого века мало кто у нас воспринимает в качестве искусства. О современном искусстве вообще речь не идет. Даже сам г-н Швыдкой как-то сказал, что современное искусство ему совсем не нравится – оттого все так и ходят в Лаврушинский на «Трех богатырей» смотреть. Как-то заботливая старушка-смотрительница предупредила меня при входе, приняв за приезжего, что я, верно, ошибся адресом: мол, здесь лишь авангардизм да советское искусство. Приходишь на Крымский Вал, 10, переживаешь. Народ на «Шедевры Орсэ» ломится. В русской экспозиции – двадцать человек патриотов. Или, может, после Мане забрели. Им в первый раз интересно. А я здесь раз в месяц точно бываю. Смотрю с начала. Удивляюсь. Почти ничего не изменилось. Проистекает экспозиция из двух начал – с символизма и раннего авангарда. Символисты – «Голубая роза», Анненков, Григорьев, Петров-Водкин. Авангард – Гончарова, Лентулов, «Бубновый валет». Зал Лентулова. Рядом комната с Шагалом, Кандинским, Бурлюком, Экстер. Из лентуловского многоцветья попадаешь в суровый мир супрематизма и конструктивизма. Это уже новость. Наконец, «Черный квадрат» Казимира Малевича, величайшую картину всех времен и народов, Царя царей, как ее называл молодой Борис Гройс, поместили более или менее в соответствии со статусом. Хотя для этой сверхиконы должно выделить тронный зал. И ни в коем случае не совмещать в одном пространстве с конструктивизмом, как это делают невежественные иностранцы. Замечательна реконструкция группы молодых конструктивистов ОБМОХУ ([i]см. «ВМ» от 24 мая о работе реконструкторов[/i]). Нетронутым остался зал будущих соцреалистов ахрровцев и первых настоящих советских художников – группы ОСТ. Только вот нет на месте картины моего учителя Андрея Дмитриевича Гончарова «Смерть Марата». Залы раннего и послевоенного, до 1950 года, социалистического реализма почти без изменения. Как всегда, переизбыток Пластова и ни одной картины замечательного пейзажиста Нисского. Зато там, где раньше находилось послесталинское официальное искусство 50–60-х годов, оптимистическое и жизнеутверждающее, – наивные подражания зачинателей советского андеграунда американскому абстракционизму 50-х. Спрятали картину Коржева – рисующий на асфальте парижский художник. А где коржевский триптих «Коммунисты»? Одна радость – две картины Юло Соостера, ведущего неофициального художника 60-х. Дальше начинается какой-то белый шум. Работы официальных мастеров и диссидентов абсурдно перемешаны. Ни к селу, ни к городу среди борцов с официозом появляются картины Турновой, Табенкина, звезды молодежного искусства 70–80-х Булгаковой. В то же время зал сурового стиля почти не изменился. Но вот творчеству национал-реалистов – Кугача, братьев Ткачевых, Зверькова – теперь посвящены сразу два зала. Такое впечатление, что выставлены лишь работы оставшихся в живых участников художественного процесса 60–80-х. Однако этой исторической аберрации противостоит экспозиция современного искусства. Здесь явно другой рассказчик – вменяемый. Он не поленился – и классифицировал экспонаты. Разобрал их не только хронологически, но и на течения – кинетизм, научная абстракция, поп-арт, концептуализм, нью-вейв, тотальная инсталляция... Поместил их названия рядом с произведениями, написал объяснительные тексты. Довел рассказ до сегодняшнего дня. Из экспозиции понятно, из каких предшествующих выставок эта экспозиция происходит. Значит, необходимая научная работа проведена. Другое дело, что можно соглашаться или не соглашаться с концепцией ее авторов, классификацией и терминологией. Ну так это и есть предмет их авторской ответственности. Потому – спасибо! В целом же приходится констатировать, что перезагрузка состоялась через пень-колоду, и экспозиция все время глючит и зависает. И еще одно замечание: на экспозиции ХХ века имена художников написаны в самой что ни на есть злостной бюрократической манере – фамилия плюс инициалы. Чтобы узнать имя художника, приходится читать табличку на английском, где автор назван, как и принято во всем мире: по имени и фамилии. Зато имена современных художников поданы с приговской ироничностью – Шеховцов Сергей Васильевич… Так благодаря уважаемым третьяковцам соотечественники и будут деятелей современного искусства за недоумков держать. И все же новую экспозицию следует посетить. Здесь есть что посмотреть. Иностранные друзья, которых я люблю водить в Третьяковку на ХХ век, каждый раз благодарят меня за то, что я познакомил их с такой замечательной коллекцией.

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Оксана Крученко

Детям вседозволенность противопоказана

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Виктория Федотова

Кто опередил Познера, Урганта и Дудя на YouTube

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?