- Город

Бедность и гордого смиряет

Сергей Собянин рассказал о поддержке столичного бизнеса, пострадавшего из-за пандемии

Как изменятся отношения Москвы и Минска после выборов в Белоруссии

«Стоял и жалел свою машину»: свидетели рассказали о действиях Ефремова после ДТП

Надеть маски. Нарушителей ждет большой штраф

«Сварщик — от 110 тысяч рублей»: названы регионы с самыми высокооплачиваемыми вакансиями

Социальные работники получили 8 миллиардов рублей за работу в период пандемии

«Второй пакт Молотова — Риббентропа»: политологи назвали истинную причину ненависти Польши к РФ

Политолог объяснил, что будет с Лукашенко, если он выдаст россиян Зеленскому

Врач назвал единственный способ облегчить состояние при COVID-19

«В России легче, чем в Европе»: как итальянец развил бизнес в Москве в разгар пандемии

В Генштабе назвали условие применения ядерного оружия

Названы самые опасные сорта пива для здоровья

Адвокат Соколова объяснил, почему решил защищать в суде вдову рэпера Картрайта

Жириновский рассказал о своих самых больших ошибках в жизни

Как россияне покупают «золотые паспорта» и сколько это стоит

«Забыл дорогу в дорогие магазины»: Лоза рассказал о проблемах с финансами

Бедность и гордого смиряет

Современный мюзикл способен при помощи художественных средств раскрывать пороки общества

ФОТО: Пресс-служба Московского театра Оперетты

На этот раз печальная история жизни образованного молодого человека Василия Жадова, который стремится оставаться честным и порядочным в мире денег, где, как утверждал Мефистофель, «весь род людской чтит один кумир священный, он царит над всей вселенной, тот кумир — телец златой», представлена на сцене музыкального театра.

Современному мюзиклу это вполне по силам, он способен без излишней психологии, своими художественными средствами раскрывать пороки общества. Особенно, если за дело берутся такие признанные мастера: композитор Геннадий Гладков, поэт Юлий Ким, режиссер Валерий Архипов, дирижер Андрей Семенов, художники Борис Краснов (сценография), Виктория Севрюкова (костюмы), Александр Сиваев (свет).

В «Доходном месте» сатирический театр Александра Островского получил новое музыкальное звучание, представив чиновное сословие без прикрас, хотя и с поправкой на время. Правда, нынешние чиновники в сути своей мало чем отличаются от предшественников, считая, что «от трудов праведных не наживешь палат каменных». А все потому, что умеют они, как тараканы, ко всему приспосабливаться, видя смысл своего существования в доходном месте. О чем весело распевают:

О превосходное место доходное,

Манна небесная, истинный клад!

Кто достигает, тот горя не знает,

Слава тому и виват!           

В «Доходном месте» сатирический театр Александра Островского получил новое музыкальное звучание / Пресс-служба Московского театра Оперетты

В «Доходном месте» сатирический театр Александра Островского получил новое музыкальное звучание

ФОТО: Пресс-служба Московского театра Оперетты

Реальная жизнь далека от возвышенных книжных идеалов, а хроническая нужда и постоянная борьба с нею, бунт любимой жены, не разделяющей взгляды на «светлое будущее праведника», вынуждают вчерашнего правдоискателя отправиться на поклон к богатому родственнику просить «доходное место». От грехопадения Жадова спасает внезапное разорение Аристарха Владимирыча, после которого наш герой, давший слабину, обещает: «Я буду ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного».

Казалось бы, добро победило. Но мы-то знаем, что и сто шестьдесят с лишним лет спустя, после появления неудобной для властей пьесы, мечты Жадова остались только мечтами: миром правят все те же Вышневские и Юсовы, научившиеся выступать на публике с обличительными речами в духе Жадова. Лицемерие вошло в моду, стало в чести.

Так что пьеса Островского «Доходное место» по-прежнему созвучна времени, даже если спектакль поставлен как «старая комедия о современной жизни» с карнавальным ходом, песнями, танцами и скоморошеством, с намеком на то, что сегодняшние беды — воровство, коррупция, взяточничество — родились не вчера.

Игорь Балалаев блестяще сыграл Вышневского. Его монологи-отповеди племяннику («благородная бедность хороша только на театре») звучат столь убедительно и злободневно, что зрители встречают их с восторгом. В то время как правильные слова Жадова выглядят книжными и излишне пафосными. 

Вышневский Балалаева словно вышел из-за стола современных ток-шоу, а Жадов так и остался в позапрошлом веке.

Пьеса Островского «Доходное место» по-прежнему созвучна времени / Фото предоставлены театром "Московская оперетта"

Пьеса Островского «Доходное место» по-прежнему созвучна времени

ФОТО: Фото предоставлены театром "Московская оперетта"

Талантливый актер Павел Иванов играет Жадова не без налета юношеского романтизма:

Московский университет…

Сто раз скажу: ученье — свет,

И мне ни разу не наскучит!

И кто здесь знания получит,

Тому препятствий в жизни нет!

Однако его громогласные назидательные речи во славу труда и честного образа жизни скучны и театральны. А сам он вызывает жалость, но не уважение. 

Юсов в исполнении Дмитрия Лебедева — образец чиновников, сошедших со страниц гоголевских «Мертвых душ» и намертво засевших в кабинетах наших министерств. Подобно хамелеону, меняющему свою окраску от цвета ветки, на которой он сидит, Аким Акимович меняется в голосе, мимике, телодвижениях и поступках в зависимости от того, с кем он общается:

Всяк имей свою поживу, но, конечно, по ранжиру —

Вот и будешь парень свой, то есть наш!..                                                 

Своего не прозеваю, и одно не забываю:

Я тебя не задеваю — ты не трогаешь меня.

Под стать Юсову его верный ученик и последователь Онисим Белогубов (Никита Грабовский):

Бери что только можно взять!

Бери — большой тут нет науки.

На что ж привешены нам руки,

Как не на то, чтоб брать, брать, брать!

Среди актерских удач следует назвать также работу Инары Гулиевой (Фелисата Кукушкина) и Алены Голубевой (Юленька). Публика, затаив дыхание, внимает их рассуждениям о том, как надо ловить богатых женихов — живое пособие для кандидаток в «рублевские невесты».

Яркой режиссерской находкой стала полная комического и жизненного смысла сцена пляски загулявших чиновников во главе с Юсовым в трактире перед «потерявшим себя» Жадовым.

А еще замечательно, с драматическим накалом страстей сделан финал спектакля.

Мюзикл поставлен почти по Островскому, с бережным сохранением слога и стиля  автора, смотреть его интересно. Возможно, еще и потому, что получился он очень театральным.

Новости СМИ2

Коронавирус

в Москве

189 657 + 803 (за сутки)

Выздоровели

247 534 + 689 (за сутки)

Выявлено

4 572 + 12 (за сутки)

Умерли

Варвара Болондаева

Бро, ты достоин быть президентом

Анатолий Горняк

Не трогайте артистов, проституток и кучеров

Камран Гасанов

Взрыв в порту — второй Чернобыль

Ольга Кузьмина  

Август пахнет горечью

Екатерина Рощина

Гармаш и Ефремов в театре абсурда

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Кто кого обидел

Руслан Клинский

Только без паники: истории чудесного спасения

Река сильнее традиций. Правда и мифы о столице и ее жителях

Газеты создаются в творческих муках и спорах

Как помочь ребенку выбрать профессию?

ЕГЭ по литературе. Больше читайте и пишите