Фантастический мир Эрика Йоханссона: как шведский фотограф создает свои работы
В Центре фотографии имени братьев Люмьер впервые в России проходит выставка молодого шведского фотохудожника Эрика Йоханссона «По ту сторону реальности». Корреспонденту «ВМ» удалось встретиться с молодым шведом и расспросить о том, как он достигает забавных эффектов в своих фото и что его вдохновляет.
Эрик Йоханссон - из маленького сельского поселения, родился в маленькой Швеции в 1985 году. В 2000 году в честь нового тысячелетия и 15-летия Йоханссона отец подарил ему цифровую «мыльницу» и стал привлекать к работе на компьютере. Чуть позже Эрик обзавелся «зеркалкой», и фотография его увлекла.
- Я стал как будто рисовать фотоаппаратом. Мне это очень нравилось. Да и сейчас очень нравится. Но я пытался дополнить реальность, подражая разным художникам. Один из самых любимых - Эшер. Его рисунки-загадки вдохновили меня на создания подобных же изображений, - рассказал фотохудожник корреспонденту «ВМ».
Сегодня Йоханссон - известный фотограф, поэтому часто работает для известных фирм как рекламщик. Секрет его успеха - в тщательной продуманности сюжетов. Он сам фотографирует то, что ему нужно, и потом искусно модифицирует свои изображения, доводя идеи до абсурда. Коммерческий успех пришел к нему почти сразу.
- Первую свою работу "Остров Рыба" я продал одному знакомому за несколько сотен евро. Он с удовольствием повесил ее на стену, а я получил деньги и расписался на фотографии. Так родилась идея работать с галереями современного искусства, - делится рецептом своего успеха Йоханссон.
Свой стиль он называет "фотореалистичный сюрреализм". На его фото можно увидеть то дома, которые закрывают на застежку-молнию, то лодку, плывущую по полю с травой... Швед специально уходит от буквалистики и провоцирует зрителя фантазировать, стоя перед полноразмерной, полтора метра на метр, фотографией.
Сейчас шведский фотограф живет со своей подругой в Праге.
- Она из Чехии, и потом я часто бывал в чудесной Праге, хотя меня до сих пор вдохновляет только шведская природа. Приехать в Москву - ее идея, я никогда тут не был. Поражен ее размахом, ее огромными улицами, огнями. Но пока я мало гуляю - слишком холодно, - уточнил фотохудожник.
Объяснять его работы бессмысленно. Каждый может фантазировать - художник лишь задает тему.
- Однако моя пост-обработка фотографий и все части изображений не плагиат! - предупреждает Йоханссон корресподента «ВМ». - Я сам много лет снимаю, сейчас у меня есть цифровая крупноформатная камера, и я снимаю только со штатива.
Фотограф признался, что придает изображениям новый смысл и любит ими жонглировать.
- Пусть зритель совершают свою работу сам, я лишь буду наблюдателем, - добавил Йоханссон.
И действительно: если долго пристально разглядывать его фото "Дом архитектора", то голова начинает кружиться - все непонятно и многофигурно. Как у Эшера.