втр 15 октября 09:50
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Оперный ответ Голливуду

Оперный ответ Голливуду

Премьера «Русалки» в «Геликоне»

[b]В театре «Геликон-опера» состоялась премьера «Русалки» Антонина Дворжака – музыкального раритета, не ставившегося в столице как минимум лет двадцать. Осенью «Геликон» открывал этой оперой фестиваль Андерсена в Орхусе (втором по величине городе Дании). Теперь спектакль показали и в Москве.[/b] «Русалку» сыграли в бывшем здании театра Et Cetera, куда геликоновцы постепенно начали перебираться. Сейчас здесь немного изменился дизайн зала и фойе; стало гораздо уютнее, чем при прежних хозяевах. Сцена шире и глубже, чем в здании на Большой Никитской, поэтому можно ставить полноценные спектакли, не ограничивая фантазии режиссера и художников техническими возможностями сцены. Оркестровой ямы по-прежнему нет, но музыканты театра давно с этим смирились. На новом месте для них сняли несколько передних рядов и отгородили барьером освободившееся пространство. Оперы, идущие в репертуаре «Геликона», будут переезжать в новый зал постепенно – нужно справиться с проблемами акустики. Пока здесь играют только сказки: «Русалка» стала вторым спектаклем после «Кащея Бессмертного» Римского-Корсакова. В последние годы на киноэкранах появилось немало фэнтези, от «Властелина колец» до «Хроник Нарнии». Сюжет «Русалки» – одноименная сказка Ганса Христиана Андерсена, перенесенная на славянскую почву, – написан по тем же законам и правилам. Уловив веяния времени, Дмитрий Бертман решил дать оперный ответ киношникам. И, хотя результат лучше не сравнивать с голливудским образцами, режиссер сумел увести исполнителей от траченных молью оперно-сказочных традиций. События геликоновской «Русалки» разворачиваются в наши дни: Принц, Чужеземная княжна-разлучница и гости на свадьбе одеты в современные костюмы, а оруженосец бренчит на гитаре. Виртуозная работа со светом превращает пространство сцены (художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева) то в сказочную долину, где обитает всевозможная нечисть, то в старый замок, куда Принц приехал погостить на каникулы. Водяной, Баба-яга и прочие сказочные существа выглядят не менее натурально, чем в сказках Питера Джексона, чудеса происходят прямо на глазах у зрителей, а Русалка, демонстрируя достижения современной техники, поводит туда-сюда огромным рыбьим хвостом и, не уходя со сцены, превращается из женщины-рыбы в обычную представительницу слабого пола. Однако в сказку добавлена изрядная доля привычной для Бертмана иронии. Даже три лесовички, похожие на сказочных Сильфид, вдруг ни с того ни с сего начинают отплясывать канкан. Оперная история получилась откровенно антифеминистской: скромная, добрая и женственная Русалка (Светлана Создателева) полюбила Принца (Дмитрий Пономарев) и готова была ему служить беззаветно, как сказочная Аленушка. Он на время увлекся говорливой Чужеземной княжной, похожей на современных бизнес-вумен, но быстро вспомнил о преданной Русалке и понял, что жизнь без нее не имеет никакого смысла. В это поверили все, кроме дирижера Нильса Мууса. Скептически настроенный датчанин явно не доверяет ни сказкам, ни женщинам, готовым посвятить свою жизнь любимому. В его интерпретации музыка Дворжака лишилась многих романтических красот и звучала гораздо скучнее и рациональнее, чем предполагала постановка. [b]На илл.: [i]Принц (Дмитрий Пономарев, справа) едва не променял Русалку на тривиальную бизнес-леди.[/b][/i]

Новости СМИ2

Екатерина Рощина

Котам — подвалы

Никита Миронов  

Хамское отношение к врачам — симптом нездоровья общества

Ирина Алкснис

Мы восхищаемся заграницей все меньше

Сергей Лесков

Нобелевка, понятная каждому

Георгий Бовт

Сталин, Жданов, Берия и «Яндекс»

Оксана Крученко

А караван идет…

Ольга Кузьмина  

Без запуска социального лифта нам не обойтись

Александр Никонов

Чему нам действительно нужно учиться у Запада