Лир, Тристан, Кармен и Фигаро
[b][i]В Москве открылся 12-й национальный театральный фестиваль «Золотая маска». Столичные номинанты театралам известны хорошо, да и никуда они не денутся: все-таки это лучшее из лучшего, и исчезновение из репертуара им не грозит. Другое дело – спектакли привозные: сегодня это вообще редкость. Именно поэтому «ВМ» предлагает свой путеводитель по спектаклям «Золотой маски» из других российских городов.[/i][/b][b]«Кармен» Жоржа Бизе[i]ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, ПЕРМЬ[/b][/i]Еще один пермский спектакль ([i]на фото[/i]), на этот раз поставленный «законным» оперным режиссером Георгием Исаакяном, входящим в тройку сильнейших мастеров своего поколения.Главная тема – «первобытная, мощная, властная и разрушительная сила, заложенная в женщине». Никакого цветка в зубах и знойного псевдоиспанского колорита. Очень осовремененная версия.«Новая Опера». 16 апреля, 19.00.[b]«Гадкий утенок» по Гансу Христиану Андерсену[i]ТЕАТР КУКОЛ «БРОДЯЧАЯ СОБАЧКА», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ[/b][/i]В год Андерсена земляк великого сказочника Жак Матиссен поставил в России его лучшую сказку. Датский режиссер не говорит по-русски, но языковой барьер ему преодолевать не пришлось, так как актеры «Бродячей собаки» научились бесподобно крякать, кукарекать, кудахтать и свистеть на специальных свистульках. Драматическим кряканьем прелести спектакля не ограничиваются – интересна и работа молодой художницы Алевтины Торик, сумевшей придать своим деревянным пернатым неуклюжую грацию. Первые ряды в зале будут отданы детям.[b]Сцена «Под крышей» Театра им. Моссовета. 3 апреля, 19.00.4 апреля, 12.00, 15.00 и 19.00.«Ночь открытых дверей» по повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь»[i]ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ, ЕКАТЕРИНБУРГ[/b][/i]Спектакль поставил патриарх отечественной оперетты Кирилл Стрежнев. Музыку к двухчасовому идиллическому представлению, носящему подзаголовок «Святочные сновидения», написал молодой композитор Евгений Кармазин.[b]Российский академический молодежный театр (РАМТ). 3 апреля, 19.00.«Соловей» Игоря Стравинского[i]ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, ПЕРМЬ[/b][/i]Интереснейшую по музыке и полную изящной назидательности оперу поставила Татьяна Баганова – известный хореограф. В 2000 году она получила «Маску» за «Свадебку» Стравинского, а в 2001-м – за балет «Кленовый сад» своего екатеринбургского театра «Провинциальные танцы». Жанр багановского «Соловья» обозначен как «опера-балет». Кроме постановщицы выдвинута художница Светлана Башарина.[b]«Новая Опера». 15 апреля, 19.00«Поющая стрела»[i]БУРЯТСКИЙ ТЕАТР КУКОЛ «УЛЬГЭР», УЛАН-УДЭ[/b][/i]Композиция по бурятским народным сказкам о мудром старце Мээлбаторе, спасшем свое племя от молодого агрессора Ээлен-батора.Выполнена в стиле картин наивного художника Цырен-Намжил Очирова. Идет наполовину по-русски, наполовину по-бурятски.[b]Театральный центр «На Страстном». 10 апреля, 19.00, 11 апреля, 12.00 и 19.00.«Оскар и Розовая дама» Эрика-Эмманюэля Шмита[i]ТЕАТР ИМ. ЛЕНСОВЕТА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ[/b][/i]Пожалуй, ни одну питерскую актрису не ждут в Москве с таким нетерпением, как Алису Фрейндлих. Никаким заезжим знаменитостям и авторитетам не снились те стоячие овации, которыми провожали Фрейндлих, сыгравшую 10-летнего умирающего мальчика и одновременно его 80-летнюю сиделку. И вот она снова привозит свой моноспектакль на «Золотую маску».Одна из самых женственных актрис нашей сцены играет мужество, юмор, счастье и просветление перед лицом смерти. Она как будто ничего специально и не делает, чтобы мгновенно превратиться из мальчишки в глубокую старуху. Но перед нами непостижимым образом возникают два человека, старый и малый. Они, эти старуха и мальчишка, точно из приграничной зоны рядом с какой-то самой важной, самой главной истиной. Алиса Фрейндлих позволяет себе впасть, «как в ересь, в неслыханную простоту». Быть сентиментальной, быть религиозной, не боясь упреков в старомодности. Не стесняться слез – ни зрительских, ни собственных.[b]Театр им. Моссовета. 13 апреля, 19.00.«Вишневый сад» Антона Чехова[i]ТЕАТР ДРАМЫ, ОМСК[/b][/i]Дважды номинант нынешнего фестиваля Евгений Марчелли тщательно изучил столетнюю историю постановок «Вишневого сада» – от Станиславского до Някрошюса – и с каждым захотел поспорить. Дань истории – проекция на заднике чеховского текста, фотографий легендарного спектакля Художественного театра и видов Парижа начала прошлого века. Из этой «шинели» выходят герои спектакля Марчелли, чтобы затем рассказать свою собственную историю, исполненную новыми смыслами и неожиданными нюансами. Сам режиссер называет эту пьесу роскошным падением в пропасть и предлагает зрителям восхититься «фантастической, мазохистской красотой этого прыжка».[b]Театр им. Пушкина. 6 апреля, 19.00.«На дне» по мотивам пьесы Максима Горького[i]«НЕБОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ[/b][/i]Лев Эренбург, режиссер-номинант (а также актер, филолог и врач «скорой помощи») увлек за собой театральных студентов-однокурсников – так родился «Небольшой драматический театр». Видимо, медицинское образование режиссера (в лучших русских традициях) провоцирует на поиски в хрестоматийной пьесе Горького новых источников для сострадания. Неструганые деревянные доски оставляют занозы в босых ногах, от ударов льется кровь, Лука – юродивый эпилептик, у Анны чуть ли не синдром Дауна. В отличие от реальности как таковой, театральная реальность не дает возможности отвернуться или проскочить мимо.[b]Центр им. Вс. Мейерхольда. 10 и 11 апреля, 19.00.Балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева[i]ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, КРАСНОЯРСК[/b][/i]Добротная традиционная работа, которой предстоит тягаться с двумя спектаклями Большого и двумя – Мариинки.Балетмейстер-постановщик Сергей Бобров старается вырваться изпод влияния Юрия Григоровича, под началом которого сам когда-то танцевал в Большом театре.Недавно балет «Ромео и Джульетта» был благожелательно принят в Англии. Надо обратить внимание на Анну Ребецкую, одну из соискательниц «Маски».[b]«Новая Опера». 4 апреля, 19.00.«Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера[i]МАРИИНСКИЙ ТЕАТР, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ[/b][/i]Очевидно аншлаговый спектакль – всем интересно, что там снова учудил Дмитрий Черняков. Впервые внимание театральной общественности на этого молодого режиссера обратила именно «Золотая маска», привезя в 2000-м из Новосибирска его спектакль «Молодой Давид». В 2002-м сенсацию произвело его «Сказание о граде Китеже» (Мариинский театр, несколько «Масок»). В 2004-м его драматический спектакль «Двойное непостоянство» (новосибирский театр «Глобус») был награжден как «Лучший спектакль малой формы», и тогда же режиссер получил награду за постановку оперы Стравинского «Похождения повесы» в Большом театре. В прошлом году именно его новосибирская «Аида» собрала на фестивале наибольшее число зрителей и принесла ему «Маски» за лучший спектакль и лучшую режиссуру. Как правило, Черняков выступает и в качестве художника. Так, и за «Тристана» он выдвинут по двум номинациям (как художник – вместе с Зиновием Марголиным). Лариса Гоголевская – за партию Изольды. Правда, возможно, любители Вагнера предпочтут слушать музыку в интерпретации Валерия Гергиева, а не смотреть на сцену, где история Тристана и Изольды будет совершаться между двумя современными немолодыми людьми.[b]Новая сцена Большого театра. 14 апреля. Внимание: начало в 18.00, продолжительность спектакля – 5 часов 30 минут.[/b][b]«Немного ностальгии»[i]ТЕАТР СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА, ЧЕЛЯБИНСК[/i]«Клетка для попугаев»[i]БАЛЕТ ЕВГЕНИЯ ПАНФИЛОВА, ПЕРМЬ[/b][/i]Два балета примерно по 40 минут представляют два хорошо известных в Москве коллектива.Первый поставила Ольга Пона: это тоска по беззаботной летней загородной жизни – непременной части детских воспоминаний. Второй – о том, как два попугая мечтают вырваться из клетки на волю, к людям. Мечта сбывается, но к жизни вне клетки попугаи не приспособлены. Работа Евгения Панфилова уже отмечалась на «Золотой маске» в 2001 году. Балеты номинируются по разделу «Спектакль современного танца».[b]РАМТ. 10 апреля, 19.00.«Чудаки» Максима Горького[i]«ПЯТЫЙ ТЕАТР», ОМСК[/b][/i]В спектакле Анатолия Праудина (постоянного участника «Золотых масок» и нынешнего номинанта) одними из главных «действующих лиц» становятся детская песочница и все ассоциации, которые с ней связаны, – инфантильность людей, слабых телом и душой, зыбкая неустойчивость самой жизни.История писателя, который не может разобраться со своими женщинами, представлена как психологический диагноз «духовной стагнации» человека – диагноз жесткий и трезвый, но не исключающий сострадания. Сам Праудин определяет пьесу как «интеллигентскую, особенно интересующую людей пытливого ума».[b]Московский театр юного зрителя. 4 апреля, 19.00.«...И пишу я тебе в первый раз» («Оскар и Розовая дама») Эрика-Эмманюэля шмита[i]ХАКАССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР КУКОЛ «СКАЗКА», АБАКАН[/b][/i]Театр «Сказка» на фестивале не раз обласкан. Отмечались наградами спектакли «Иуда Искариот» (1999), «Якоб Якобсон» (2002), «Athanatomania» (2005). Фантасмагория: внизу, на большой сцене Театра им. Моссовета, пьесу Шмитта играет Алиса Фрейндлих, а в эти же самые минуты наверху, в маленьком зале на крошечной сцене, – куклы во главе со своим хозяином Евгением Ибрагимовым (номинирован и как режиссер, и как художник).На «Маску» претендуют и две актрисы, Дана Хроустова и Рима Зайнуллина.[b]Сцена «Под крышей» Театра им. Моссовета. 13 апреля, 19.00. 14 апреля, 15.00 и 19.00.«Между собакой и волком» по мотивам романа Саши Соколова[i]«ФОРМАЛЬНЫЙ ТЕАТР», САНКТ-ПЕТЕРБУРГ[/b][/i]«Между собакой и волком» – постановка Андрея Могучего по роману Саши Соколова – родилась по заказу фестиваля в Ницце, получила там Гран-при и зависла где-то между фестивальным фейерверком и буднями. Фестиваль «Новый Европейский театр» – второе место, где показали этот спектакль-наваждение, поток театрального сознания. «Золотая маска» – третье.Пухлый заяц (пушкинский ангел-хранитель) пытается помирить пьяненького Сан Сергеича с «иносраным» Дантесом, да сам гибнет от пули, выпустив красный шарф.Мужики, не снимая кожанок, а лишь закатав штанины, насилуют красавицу-шлюху Орину, лебедь белую. Конькобежцы бегут по слабеющему льду: путь им, как шахтерам, освещает фонарь, привязанный к косе-смерти. Удавленника кладут в лодку-гроб, а он прикуривает от заупокойной свечки. Ван Эйк, Итиль-река (Волчья река, Волга), Брейгель, «наше все», матросское «Яблочко», сирые и убогие, что первыми войдут в царство небесное, – все смешалось в этом спектакле и удивительным образом зарифмовалось.[b]РАМТ. 7 апреля, 19.00«Фрекен Жюли» Августа Стриндберга[i]ТЕАТР ДРАМЫ, ОМСК[/b][/i]Великий Баланчин говорил, что мужчина и женщина на сцене – это уже сюжет. Евгений Марчелли сосредоточился именно на этом сюжете, сократив многие социальные и психоаналитические мотивы пьесы о «любовном треугольнике» госпожи, слуги и служанки. С запахом мяса, которое Кристина поджаривает для Жана (Инга Марис и Виталий Кищенко номинированы за актерские работы), в спектакль входят ароматы чувственности и животной страсти. В этой неприкрытой войне полов обремененная культурой фрекен Жюли обречена на поражение. Беспросветность истории о гибельных страстях людей, лишенных любви, режиссер умело уравновешивает элементами театрального карнавала.[b]Камерная сцена Театра им. Вахтангова. 7 и 8 апреля, 15.00 и 19.00.«Травиата» Джузеппе Верди[i]«САНКТЪ-ПЕТЕРБУРГЪ ОПЕРА»[/b][/i]Театр Юрия Александрова – завсегдатай фестиваля. В 1999 году как лучший был отмечен оригинальный спектакль «Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке» (его показывали в церкви Св. Андрея), а сам Александров был удостоен «Маски» за постановку в Мариинке оперы «Семен Котко» (2000). В Большом театре идет его версия «Хованщины». Действие беспроигрышной оперы Верди перенесено на обочину шоссе.Кроме режиссера номинирована исполнительница заглавной партии Юлия Птицына.[b]Малая сцена Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. 12 апреля, 19.00.«Король Лир» Уильяма Шекспира[i]ТУВИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР, КЫЗЫЛ[/b][/i]Москве не привыкать к «Королям Лирам», поставленным как эпос. На «Золотую маску» некогда привозили якутского «Лира», теперь настал черед тувинского. Шекспировский сюжет перекочевал в тувинскую степь, к людям присоединились куклы, королевские особы и свита облачились в шкуры, дворец обратился в шатер, края которого то взмывают вверх, то опускаются вниз. Тувинский «Лир» – это первый крах родовых связей и первобытный хаос в душе Лира (Александр Салчак), который рвет карту королевства и ломает корону, не осознавая еще, что раскрутил неумолимое колесо Рока.[b]РАМТ. 11 апреля, 19.00.«Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта[i]БАШКИРСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА, УФА[/b][/i]Немецкий режиссер-номинант Уве Шварц и его соотечественник, дирижер Роберт Лютер, удачно посотрудничали с художником Евгением Ивановым. Спектакль не перегружен загадочными символами. Из певцов особенно хорош Владимир Копытов, выдвинутый на «Золотую маску» за роль Папагено. В прошлом году уфимский театр привез национальную оперу «Кахым-туря», перенесшую нас в застойные годы. Моцарт – нечто совсем иное. При нынешнем нашествии на Москву «Волшебных флейт» сравнивать их особенно интересно.[b]«Новая Опера». 8 апреля, 19.00.[/b][b]«Фигаро здесь!» по мотивам пьесы Пьера Бомарше «Женитьба Фигаро» и оперы Джакомо Россини «Севильский цирюльник»[i]ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ, НОВОСИБИРСК[/b][/i]Постановка Леонида Квинихидзе (номинант) – комедия Бомарше с музыкой Россини. Элементы водевиля, оперы-буфф и комедии дель арте не мешают друг другу. В общем, получилось что-то вроде мюзикла. Да еще с фантазийными костюмами (выдвинута и художница Яна Штокбант). Номинируются два хорошо известных московской публике актера: красавица Вероника Гришуленко (Розина) с невероятной фигурой и блистательный Александр Выскрибенцев (Фигаро). В прошлом году они снискали успех у зрителей в спектакле «В джазе только девушки», причем Выскрибенцев за роль миллионера был удостоен «Золотой маски».[b]РАМТ. 13 апреля, 19.00.[/b]