вс 20 октября 01:39
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Вольнодумец или любимчик режима?

Вольнодумец или любимчик режима?

Работы Виктора Попкова в Центральном доме работников искусств

[b]Родственники художника представляют 34 его картины из частных собраний. Многие из них экспонируются впервые. На выставке вывешены преимущественно пейзажи и портреты. Изображений строек, которыми в 1960-е прославился автор и которые теперь некоторых раздражают, на экспозиции практически нет.[/b] Попков – фигура противоречивая. Один из лидеров так называемого сурового стиля, возникшего во времена оттепели. В 70-е годы, после трагической и нелепой смерти (от руки пьяного охранника инкассатора), художника считали вольнодумцем и героем. А в американских СМИ и вовсе сообщали: в СССР застрелили диссидента. После перестройки взгляд на историю поменялся, и о Попкове заговорили как о «баловне системы». Еще бы: писал соцстройки вроде Братской ГЭС, входил в Комитет по присуждению Ленинских и Государственных премий. Племянник знаменитости, живописец Юрий Попков, устроивший выставку в ЦДРИ, согласился рассказать о жизни дяди. [b]– Трудно отрицать, что Виктор Ефимович пользовался успехом у власть имущих?[/b] – Так было на первых порах. Он очень много трудился: в качестве диплома в Суриковском институте представил вчетверо больше работ, чем было нужно: целую серию на тему транспорта. Три линогравюры сразу забрали в Третьяковку. Карьера автора начала набирать обороты. Зато друзья-художники ругали его за то, что он поддерживает академическую школу. Попков метался между ними и властью, однажды чуть не свел счеты с жизнью, его спасли. В тупиковой ситуации он оказался в 1963–1964 годах, у него и работ тогда серьезных практически не было. А потом они начали появляться, с 1965 года: «Бригада отдыхает», «Семья Болотовых», «Полдень»… Но после этого свою «крышу», академиков, он потерял. И ему начали ставить палки в колеса. С экспозициями были проблемы. Но, главное, его не пустили на выставку молодых художников в Париже. А он там должен был получить почетный диплом биеннале. По тем временам для советского искусства это вообще было событием. [b]– Как могли в 1967 году так поступить с человеком, который еще год назад решал, кому давать Госпремию?[/b] – В комитет его выбрали в 1963 году вместе с Михаилом Ульяновым и Татьяной Конюховой. Был период оттепели, вот и позвали туда молодежь. Но с Попковым было трудно работать, он говорил, что думал. Например, выступал за то, чтобы премировать Солженицына. [b]– Так что, под конец жизни друзья-художники его зауважали?[/b] – После заграничной выставки внимание к нему повысилось, так всегда бывает. О нем сняли много телепередач, правда, их потом стирали, и я не нашел ни одной. А жаль, потому что сейчас интерес к его картинам снова велик. Они висят в музеях Оксфорда и Миннеаполиса, выставляются на «Сотбисе» и приобретаются многими коллекционерами. Большое собрание Попкова есть у президента компании «Арбат-Престиж» Некрасова. Недавно вышло два альбома о Попкове, сейчас вот я выпустил книгу, собранную из его дневниковых записей. А скоро в юбилейной экспозиции Третьяковская галерея выставит его 4-метровое полотно «Хороший человек была бабка Анисья». [b]На илл.: [i]Юрий Попков чтит память дяди (около картины «Весна идет». 1963 год).[/b][/i]

Новости СМИ2

Никита Миронов  

Смелых становится все больше

Екатерина Рощина

Елки, гирлянды и мыши: новогоднее безумие стартовало

Елена Булова

Штрафовать или не штрафовать — вот в чем вопрос

Александр Хохлов

Шестнадцать железных аргументов Владимира Путина

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Оксана Крученко

Детям вседозволенность противопоказана

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?