Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Классика вверх тормашками. Зачем современные режиссеры переиначивают вечные сюжеты

Развлечения
Театры Москвы подготовили премьеры к новому сезону. В Московском художественном театре — «Васса Железнова» по Горькому, в Студии театрального искусства — «Мастер и Маргарита» по Булгакову, в Школе современной пьесы — мюзикл «Шинель» по Гоголю. Неожиданным взглядом на великие произведения режиссеры завоевывают мир. В какие еще одежды облачат героев? Барин Фамусов — в валенках, Князь Мышкин — в кедах, Настасья Филипповна в неглиже... Есть ли предел новшествам?

Русская классика — бренд, который всегда в цене. Но вот используют его не настолько бережно и честно, как это было раньше. Русскую классику ставить выгодно — во всех отношениях. С авторскими правами сложностей нет: национальное достояние используют в силу своей культуры или бескультурья.

Еще и поэтому даже в театрах, которые должны делать акцент на современных пьесах, в том же театре «Современник», половина спектаклей — по Островскому, Чехову, Грибоедову. Худрук театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз заявил, что знаковые режиссеры с именами не хотят ставить современные пьесы, объясняя это тем, что «овчинка выделки не стоит».

«Горе от ума» по-литовски: смирительная рубашка для Чацкого

Главный хит «Современника» — постановка литовского режиссера Римаса Туминаса бессмертной комедии «Горе от ума». Сегодня Туминас руководит Театром имени Вахтангова, а покорение Москвы он начал как раз с постановки «Горе от ума». Ему надо было сделать нечто сенсационное, чтобы о нем заговорили как о первооткрывателе, как о чудо-явлении, как о смелом, актуальном художнике. И он такое понаоткрывал в героях «Горе от ума», что даже его друзья, считающие его большим художником, не могут принять такую трактовку грибоедовской комедии. Для тех, кто спектакль не видел, в двух словах о постановке: главный герой Чацкий, прототипом которого стал умнейший человек России, философ, мыслитель Петр Чаадаев, — показан глупейшим, пустым, наглейшим типом— без воспитания, такта, без сердца и чести. Туминас не отрицает, что не испытывает симпатии к персонажу:

— Видел я таких русских пустозвонов в Европе. Уехали от трудностей в поисках лучшей жизни и обвиняют всех и вся, потому что больше ничего не умеют. Да, он ведь нищий приехал в Москву, в дом, где его воспитали, и вместо благодарности бросился всех уличать, не разобравшись в чем дело? Какое он имел право учить жизни Фамусова? Героя из него ваши школьные учебники сделали. А что он совершил героическое? Воевал — нет. Служил — нет. Страдал — нет. Балабол — и только, — объясняет «ВМ» свое видение героя Римас Туминас.

С такой интерпретацией образа Чацкого категорически не согласны руководители двух театров Москвы — старейшего Академического театра имени Моссовета Павел Хомский (ушел из жизни 6 сентября 2016 года) и театра «Сатирикон» Константин Райкин.

— Я считаю Чацкого трагическим персонажем, — рассказывал «ВМ» покойный Павел Хомский. — Это не фарс, когда умный, глубокий, тонко чувствующий человек не находит своего места, и всем чужой, никому не нужный, отовсюду гонимый. Смеяться или глумиться над обманутым героем в высоком смысле этого слова неправильно. Грибоедов написал комедию, но комедией это можно назвать только потому, что человек попадает в нелепую ситуацию, он словно в подвешенном состоянии, а все, что с ним происходит, трагично по сути.

Художественный руководитель театра «Сатирикон» также был настроен критично:

— Я люблю творчество Римаса Туминаса, но при этом его спектакль «Горе от ума» считаю неудачным, — говорит Константин Райкин. — По крайней мере у меня другое восприятие главного героя Чацкого. На мой взгляд, Грибоедов в название пьесы вкладывал буквальный смысл. То есть у Чацкого — горе от ума. От ума, а не от глупости. Ктото может назвать Чацкого глупым, как и героя пьесы Островского Жадова. При всеобщей продажности в «Доходном месте» Жадов — честный человек, и его честность расценивается как глупость. А Дон Кихот в житейском плане разве не дурак? А князь Мышкин? В житейском плане, наверное, дурак, но житейский ум — это и не ум, а хитрость, матерость, ушлость. Чацкий — умный, честный, неравнодушный человек.

Режиссер, сценарист, художник, народный артист России Александр Адабашьян изучал жизнь и творчество Грибоедова. Он — соавтор сценария о жизни Грибоедова, по которому Никита Михалков планирует снять многосерийный фильм. Адабашьян и вовсе посчитал постановку неприличной:

— Чацкий — это сконцентрированные боль, страдания и унижения самого Грибоедова. «Горе от ума» — истерика человека, который терпит поражение в любви. В Чацком прочитывается и Чаадаев, у которого свое горе — не из-за любви, а из-за того, что его признали сумасшедшим за его философские труды о судьбе России. Кроме того, «Горе от ума» — гениальное произведение, половина которого «ушло» в пословицы. В современном театре тенденция — ставить «поперек текста».

Вроде бы используется и произносится текст автора, но при этом играется совершенно другое, подчас диаметрально противоположное. На мой взгляд, это происходит не от большого ума и не от великих способностей режиссера. Если вас не устраивает то, что написал автор, так придумайте свое! Например, напишите про дурака, который приехал из-за границы и бесится на вечеринке у Ксении Собчак. Но написать так, чтобы больше половины вошло в пословицы и афоризмы, вряд ли кто-то сможет. Вот и получается, что классику ставят вверх ногами, чтобы слыть за новатора. Если поставят шиворот-навыворот современное произведение — кому это будет нужно — особенно в Европе, никто не заинтересуется, а вот если, так сказать, иначе взглянуть на классику — интерес обеспечен.

Художник и режиссер Михаил Шемякин тоже видел спектакль «Горе от ума» и о своем возмущении рассказал «ВМ».

— Для меня Чацкий — герой. Моя библиотека насчитывает десятки тысяч томов редких книг, и как я могу любить Фамусова, сказавшего «Чтобы все зло пресечь, надо книги взять и сжечь». Я не хочу, чтобы мои книги сожгли. Чацкий не призывал к тому, чтобы сжечь книги. Он не призывал к разрушению. В этом спектакле Фамусов показан с большей симпатией, чем Чацкий. Если постановка Римаса Туминаса вызвана желанием привлечь к себе внимание, то это недостойно художника такого уровня. Если Туминас поставил «Горе от ума», что называется, без задней мысли, то вряд ли он умный человек? Что ж, и такое бывает — художник серьезный, а человек глупый.

Театральный критик Глеб Ситковский сказал «ВМ», что «постановка Туминаса «Горе от ума» категорически не понравилась ему тогда, десять лет назад, не нравится и сейчас.

— Догадаться, для какой цели Римасу Туминасу вообще понадобился Грибоедов, было, глядя на сцену, решительно невозможно. — написал он тогда в своей рецензии, — Как обычно, он насытил свой спектакль занимательными трюками, но не придал им никакого смысла. После антракта режиссер окончательно потерялся и даже перестал делать вид, что ему интересна пьеса. Чацкого спеленают в смирительную рубашку сразу же, как он только прочтет монолог о французике из Бордо.

Может быть, на западе к Чацкому особое отношение? Однако и там недоумевают, наблюдая потуги режиссеров.

— Чацкий — герой. Его героизм в том, что он не приспособленец, что он открыто высказывает свою позицию и совершает поступки, — уверен профессор сорбоннского университета Ренэ Герра. — Западный мир полон приспособленцев и таких ловкачей, как Молчалин... а Чацких — единицы.

После Туминаса и другие режиссеры взялись переделывать «Горе от ума». Но остались и приверженцы классики. Если хотите увидеть именно грибоедовское творение на сцене — сходите в Малый театр на классическую постановку Сергея Женовача.

Классика вверх тормашками. Зачем современные режиссеры переиначивают вечные сюжеты Сергей Гармаш (слева) в роли Фамусова, Евгений Павлов в роли Петрушки в спектакле «Горе от ума» в постановке Римаса Туминаса на сцене театра «Современник» / Фото: РИА Новости
 

Читальня по-богомоловски, или Князь Мышкин с авоськой

Константин Богомолов экспериментирует над классикой явно, открыто и радикально. Cвои постановки Константин Юрьевич снабжает комментарием-подзаголовком. Так, на афише спектакля «Князь» Московского театра «Ленком» черным по белому написано: «Опыт прочтения романа Ф. М. Достоевского «Идиот». Богомолов, будучи дипломированным филологом, учителем русской литературы, имеет право на свое прочтение произведения. В школе же учителя рассказывают своим ученикам — кто такой Мышкин, Настасья Филипповна, вбивая в наши головы свои представления?

В спектакле немало странностей, одна из которых — Настасья Филипповна в белье. Далеко не все смогут воспринять «голую правду» и фрейдистский психоанализ Богомолова. Но это его правда, которую он не прячет. Богомолов честен в своих методах. Он дерзко бросает вызов традиционному театру. Он не переставляет главки и строфы, словно пешки, как это практикует Туминас, а своим языком, с учетом нынешних реалий, переносит героев Достоевского в наш мир. Режиссер Сергей Соловьев, экранизировавший русскую классику — «Анну Каренину», «Станционного смотрителя», «Трех сестер», — объясняет «ВМ», почему он считает спектакли Богомолова «Карамазовы», «Идиот», «Чайка» явлением:

— Богомолов в течение трех лет завоевал Москву своими спектаклями, и с этим не поспоришь. Он покорил Москву свежим, необычным взглядом на русскую классику. Я видел все его работы, включая последний спектакль «Идиот». Богомолов не ломает литературное произведение. Он же не берет рукопись Федора Михайловича, не вырезает из нее главы и не подклеивает вместо них другие? Вот если бы он так делал, был бы варваром. Он говорит: «Сейчас я перескажу вам роман Федора Михайловича Достоевского так, как его вижу, чувствую». С помощью средств и возможностей театра он пишет свое сочинение на тему романа.

А вот народная артистка России Ольга Остроумова, сыгравшая плеяду классических героинь в театре и в кино, не признает экспериментов с русской классикой Константина Богомолова:

— Я отрицательно отношусь к спектаклям Богомолова. Не понимаю и не принимаю такой театр. Я смотрела спектакль «Карамазовы» в Московском художественном театре и пришла в ужас. Все это выкрутасы, выпендреж. Между прочим, выдающийся артист Большого драматического театра Олег Басилашвили такого же мнения о постановках Богомолова. Я работала с Анатолием Эфросом и знаю, как подробно, тонко, литературно он разбирал «Три сестры», «Месяц в деревне», и в результате на его спектакли ходила вся Москва, и они остались в истории русского театра.

Ведущая актриса Театра имени Маяковского Ольга Прокофьева (в театре сыграла героинь Горького, Достоевского, Островского) объяснила «ВМ», почему она никогда не пойдет на спектакль Богомолова. Кстати, у Ольги Прокофьевой и Константина Богомолова один мастер — великий режиссер Андрей Гончаров:

— Я берегу свою психику. У меня нет никакого желания соприкасаться с негативом, грязью, тем более на театральной сцене. Думаю, Андрей Александрович Гончаров ужаснулся бы, увидев его спектакли. Андрей Александрович старался через каждый спектакль пронести надежду и увидеть свет в конце тоннеля. Он говорил, что если нет выхода, значит, нет смысла ставить спектакль.

Народный артист России Сергей Никоненко рассказал «ВМ», почему он отказался играть в спектакле Богомолова:

— Для Богомолова важны только изыски в режиссуре, актеров он не видит. Они для него пешки. Я был на трех репетициях одного из его спектаклей и скажу вам, что дальше этой глупости не выдержал.

Зато Александр Збруев, исполнитель роли Рогожина в спектакле «Князь», работу с Богомоловым считает большой удачей в своей карьере и объясняет «ВМ», почему:

— Богомолов — «взломщик» актерских амплуа, клише, стереотипов. Я счастлив, что он берет меня в свои постановки.

Режиссер и актер Александр Галибин в театре «Балтийский Дом» поставил «Анну Каренину» (премьера прошла 9 сентября), и его постановка без отклонений от романа. Но при этом он принимает спектакли Богомолова, о чем сказал «ВМ».

Богомолов в Лиепайском театре (Латвия) поставил пьесу Тургенева «Месяц в деревне», где мужчина Каспар Карклиньш играет девушку Верочку.

Богомолов начал покорять мир своими постановками по русской классике. Мир покоряет и Туминас — прочтением романа Пушкина «Евгений Онегин» — с двумя Онегиными, гусаром, которого нет в романе, белым медведем, с которым танцует Татьяна. Онегин в его постановке — зловещая и гротесковая фигура.Есть ли пределы в театральной игре с произведениями классиков?

— Только что снял фильм по пьесе Чехова «Три сестры», — поделился режиссер Юрий Грымов. — Я при этом оставил 95 процентов текста автора, настроения. Грустно, когда с помощью классики пытаются завоевать зрителя. Мне поступило предложение в одном из ведущих театров Москвы поставить роман «Война и мир» Льва Толстого., и бесчинствовать я не буду.

Критик Армен Медведев предложил обратиться к опыту худсоветов, которые с привлечением общественности рассматривали вопросы о том, не нанесет ли фильм по классике вред тем же школьникам. В совет входили учителя:

— То, что вытворяют в кино и в театрах с русской классикой, невольно наводит на мысль о введении советов, которые бы рассматривали, насколько возможно вот так преподносить классику, — сказал Армен Медведев. — Так что я — «за» советы.

Что касается театров, то в каждом из них есть художественный руководитель и совет, который приглашает режиссеров на те или иные постановки и принимает их работы. Разногласия были у худрука МХТ Олега Табакова с режиссером спектакля «Карамазовы» перед премьерой. Но успех постановки у публики убедил Табакова разрешить версию режиссера. А вот худрук театра Вахтангова Римас Туминас накануне премьеры запретил инсценировку Антона Яковлева романа Достоевский с вердиктом «творческая неудача».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Электротеатр «Станиславский» готовится к большой премьере

22 сентября Электротеатр «Станиславский» открыл Малую сцену, предназначенную для дебютов молодых режиссеров. Теперь театральная площадка не ограничивается четырьмя стенами — она буквально вырывается на улицы города. Большой прозрачный витраж в фойе Электротеатра «Станиславский» встречает первых гостей (далее...).

Олег Басилашвили: Работаю, иду вперед, надеюсь. Таков ритм моей повседневности

Актер театра и кино, народный артист СССР отмечает день рождения . О том, с каким настроением он встречает свой личный праздник, Олег Валерианович рассказал «Вечерней Москве» (далее...).

 

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.