Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Цветы зла и люди-рыбы на сцене МХТ

Развлечения
Цветы зла и люди-рыбы на сцене МХТ
С первой же сцены герои - писатели, художники, филологи, - напоминают призраков / Фото: Екатерина Цветкова
24 сентября — день рождения известного театрального режиссера Юрия Бутусова. А накануне состоялась премьера в МХТ его спектакля «Человек из рыбы», на которой побывала наш корреспондент.

Интерес к этому спектаклю огромный (билеты проданы уже на октябрь) сразу по нескольким причинам. Первая причина — это Юрий Бутусов, который всегда делает нечто особенное. Вторая — первая премьера при новом художественном руководителе МХТ — Сергее Женоваче. Третья — современная драматургия Аси Волошиной, творчество которой, даже несмотря на ее молодость, получило признание уже и за рубежом.

Кстати, Европа занимает большое место в этой четырехчасовой постановке с двумя антрактами. Более того, главная тема — вечный спор западников и славянофилов — об особом пути России и ее месте в мировом пространстве. Несмотря на то что действие спектакля происходит в квартире на Караванной улице Петербурга, зрителю предстоит путешествие по Франции, Италии, Польше, перемещаясь во времени и в пространстве.

Цветы зла и люди-рыбы на сцене МХТ В принципе, постановка Юрия Бутусова как раз о вселенской усталости русского интеллигента / Фото: Екатерина Цветкова

По замыслу авторов спектакля, это — вселенная, где и рай, и ад, и чистилище.

С первой же сцены герои — писатели, художники, филологи, — напоминают призраков. Будто бы они — тени из прошлого. По своему стилю и манерам они напоминают героев фильма Стэнли Кубрика "Сияние". Все герои спектакля — в черном. Костюмы напоминают кожу — плотно прилегают к телу. В них даже стройные дамы похожи на прекрасные, но уже вялые цветы на длинных стебельках.
Главная декорация — большой странный цветок — не то кактус, не то огромный полип — один в один картинка с обложки книги Бодлера "Цветы зла", которая была издана в 1900 году. И все темы, мотивы — сплин, идеал, парижские картины, вино, мятеж, смерть — бодлеровские. Правда, вместо Альбатроса, с которым сравнивают поэта, — Пингвин. Этому образу француз-писатель Бенуа (Андрей Бурковский) противопоставляет русских людей в общем и в частности:

— Вы все говорите, что вам плохо. Разве вы живете, как пингвины в Антарктиде? Там холод, как на дне ада, — критически в адрес нашего человека высказывается пылкий француз с русской бабушкой-эмигранткой.
Француз, в отличие от русских обитателей съемной квартиры, горяч. В нем все купит. Он — не рыба, как остальные: Света, Юлька, Гриша, Стасик. Судя по словам Бенуа, любит он и ненавидит — все "неслучайно", тогда как у его русских соседей все во власти случая. Но больше всего Бенуа ненавидит СССР, а его бабушка-эмигрантка, бежавшая из Петрограда, очень напоминает героинь из булгаковского "Бега".
Обитатели на Караванной мечтают о снеге, холоде, ледяном сиянии оружия... Перед нами все те же символы и образы "Бега". В квартире нет горячей воды, но, кроме Бенуа, никто от этого не страдает. Русским нужен холод, потому что они, по замыслу режиссера, — призраки, тени. И по-настоящему живой французик Бенуа упрекает своих соседей в том, что они говорят, говорят... Красиво говорят, но при этом вроде как не живут... Он критикует русский патриотизм, который, на взгляд француза, имеет только территориальный характер — гордость за большую страну и военные завоевания. Критикует нашу литературу, которая культивирует несчастье и страдание. Однако больше всего достается нашей манере быть несерьезными, когда нужно быть серьезными, и наоборот. Выпады француза против русских можно выразить цветаевской фразой ".. В тот край, что всем краям наоборот — куда назад идти — вперед".

Цветы зла и люди-рыбы на сцене МХТ В тот край, что всем краям наоборот / Фото: Екатерина Цветкова

В спектакле цитируется поэма Марины Цветаевой "Крысолов", которую она написала в Праге незадолго до переезда в Париж, и где обличила материализм и коммунизм. Правда, в спектакле так много названий произведений, картин, цитат, фамилий великих людей, что легко запутаться. Причем каждое упоминание не простое, а с иронией, сатирой или же с "черным" юмором.

Юрий Бутусов, рассказывая о жизни интеллектуальных современников, показал тщетность культурных достижений для счастья человека. Здесь мир переполнен шедеврами — литературы, искусства, музыки, кинематографа (в спектакле фигурируют фильмы, в частности "Ностальгия" Тарковского), речь людей изобилует мудрыми цитатами, но в их душах и сердцах пустота и черная мгла ада.

Спектакль "Человек из рыбы" — красивый, эстетический, стильный. Невидимыми нитями, как паутинками, в нем соединены эпохи и страны. По настроению, тематике он попадает в наш день. Мы же тоже сейчас переоцениваем свою историю, как это делают герои спектакля. Только вот с эмоциями у нас опять дефицит. Видимо, скопилась многовековая усталость. И она везде — в воздухе, в характерах, в мыслях. И наблюдая за героями пьесы, вспоминаются бодлеровские строчки все из тех же "Цветов зла": «Я полюбил нагих веков воспоминания. Мы, извращенные, мы, поздние народы, ждем красоты иной, чем в девственные годы». Впрочем, и красота уже не нужна… Единственное, на что мы по-прежнему живо реагируем, — на иронию. А в этом спектакле ее много. И публика аплодирует.

Цветы зла и люди-рыбы на сцене МХТ В принципе, постановка Юрия Бутусова как раз о вселенской усталости русского интеллигента / Фото: Екатерина Цветкова

После спектакля, не удержавшись, корреспондент "ВМ" задала вопрос старейшинам театра — гардеробщицам: "А вам понравился спектакль?" Ведь они всегда смотрят все постановки:

— Пока нет желания смотреть, — ответила одна из них. — Спектакль — очень длинный, и чтобы его досмотреть и оценить — нужны силы. В людях чувствуется усталость — огромная усталость. И мы устаем, и зрители устают. Если бы более короткий спектакль, было бы лучше. Речь идет не о том, что люди спешат и не могут выдержать четыре часа. Просто они морально устали.

В принципе, постановка Юрия Бутусова как раз о вселенской усталости русского интеллигента. Как бы старомодно это не звучало, но героям хочется пожелать выйти на улицу из этой мрачной квартиры, населенной призраками, и пойти общаться с простыми людьми. Как говорится, "стать ближе к народу". Иногда такое общение лечит от сплина.

Цветы зла и люди-рыбы на сцене МХТ Видимо, скопилась многовековая усталость / Фото: Екатерина Цветкова

Постановка Бутусова, которая задумывалась еще при Олеге Табакове, не разочаровывает. Ведь она до боли актуальная. Правда, есть претензии к самой пьесе. Ася Волошина, безусловно, талантливый автор, но не Джеймс Джойс с его «Улиссом» и даже не Генри Миллер с «Тропиком рака». В этих произведениям мировой литературы сопоставляются века, шедевры, жанры, люди, герои. Это мы все видим на сцене. Но чтобы вот так все смешать, разделить и вынести вердикт, конечно, мало быть очень талантливым. Когда Юрий Бутусов ставит спектакли по гениальному материалу, как это происходит с Брехтом, Чеховым, Шекспиром, получается гораздо лучше. Но и с этим материалом режиссер сделал все, что мог. И даже больше.

Юрий Бутусов, режиссер постановки дал комментарий корреспонденту «Вечерней Москвы»:

- В этой постановке я затрагиваю ту же тему, что и в «Беге», который идет на вахтанговской сцене - ностальгии. Все мы испытываем чувство ностальгии по тому, что было в наших воспоминаниях прекрасным, дорогим, родным, но чего уже нет. Ностальгия - сложное, неоднозначное ощущение, с которым лично я борюсь. Все мы должны стараться жить будущим, а не прошлым. Ностальгия не может доминировать над настоящим. Человек устремлен в будущее, и это правильно.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.