Похищенные шедевры Франсиско Гойи
Автор серии офортов "Капричос" и таких знаменитых картин, как "Сатурн, пожирающий своих детей" или "Маха обнажённая", Гойя стал одним из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. "Деформированный гений", как называл его философ Хосе Ортега-и-Гассет, не имел ни учеников, ни единомышленников, ни даже подражателей, а потому его непосредственное влияние на развитие испанской живописи можно считать весьма ограниченным.
К концу жизни популярность творчества Гойи заметно упала. Его индивидуальная манера раздражала, а в лидеры зрительских симпатий вышли более "академические" полотна других мастеров. После смерти имя Гойя долгое время ассоциировалось, с принадлежащими его кисти портретами современников. Новое "открытие" художника произошло лишь спустя десятилетия. Эжен Делакруа (1798-1863) увлечённо копировал его "Капричос", а Эдуард Мане (1832-1883) в своей картине "Казнь императора Максимилиана" сознательно повторил открытия Гойи, сделанные им в "Расстреле повстанцев 3 мая 1808 года". Многие импрессионисты считали себя учениками Гойи, умевшего пожертвовать деталью ради достижения общего эффекта.
XX век без оговорок признал в Гойе одного из величайших художников в истории мировой живописи. Символизм, экспрессионизм и сюрреализм, нашумевшие в ушедшем столетии, во многом опирались именно на его творчество. К примеру, Сальвадор Дали написал целую серию картин к "Капричос". Кроме того, работы мастера вошли в список самых дорогостоящих и самых похищаемых картин в истории.
В 1961 известный коллекционер Чарльз Райтсмен, нефтяной магнат из Америки, приобрёл за 392 000 долларов "Портрет герцога Веллингтона" кисти Франциско Гойи, однако отвезти в Америку его не удалось. Факт приобретения картины и возможность её вывоза за границу вызвали в Англии такой скандал, что британское правительство срочно собрало необходимую сумму и перекупило предмет национальной гордости у американского коллекционера. Но знаменитое полотно было похищено вскоре после того, как заняло свое законное место в Национальной галерее. Похититель требовал за картину выкуп в размере той же суммы, за которую она была выкуплена у Райтсмена, и утверждал, что отдаст все деньги на благотворительность. В 1965 похититель - безработный, в прошлом водитель автобуса Кемптон Бантон - добровольно вернул полотно, отправив информацию о местонахождении картины в газету Daily Mirror. За своё необычное преступление Бантон был приговорен к трёхмесячному тюремному заключению.
"Граф Уголино", полотно размером с лист бумаги, было украдено с выставки в Турине в декабре 2001 года. После кражи оно было вывезено из Италии в Сербию и Черногорию. Местная и итальянская полиция охотилась за преступниками в течение четырёх месяцев. В конце концов, картина была найдена, а грабители арестованы. Ими оказались два местных жителя – братья Горан и Деян Мугоса. На картине изображен граф Уголино дела Герардеска и два мальчика. В "Божественной комедии" Данте граф Уголино, его сыновья и внуки были заперты в Пизанской башне и умерли от голода в 1289 году. Кстати, сама картина в начале 1990-х годов была куплена всего за 250 долларов, однако когда эксперты определили ее принадлежность кисти Гойи, она была застрахована уже на 500 тысяч. В августе 2001 года в Мадриде из частной коллекции при содействии охранника были похищены 17 картин, среди которых были два полотна Гойи. В 2002 году удалось найти 7 похищенных картин, в том числе "Качели" и "Падение осла". Похитители намеревались сбыть полотна колумбийской мафии, а также английской страховой компании. Картины хранились на пустой вилле под Жироной и уже были проданы колумбийцам, которые частично расплатились за них наркотиками. Однако в сентябре 2003 года испанская полиция, при взаимодействии с коллегами из ряда стран, смогла обнаружить все похищенные картины общей стоимостью более 300 миллионов евро.
Полотно "Дети с повозкой" исчезло в ноябре 2006 года, при транспортировке из музея в Огайо на выставку в Нью-Йорк. Кража произошла, когда водитель грузовика остановился на ночь в мотеле и оставил картину без присмотра. Очевидно, воры не знали, что находится в кузове грузовика, надеясь стащить оттуда что-то ходовое, вроде теле-видео-стереустановок. Вскоре после пропажи картины страховая компания назначила вознаграждение в 50 тысяч долларов за информацию, которая приведет к её находке. Найти пропавший шедевр полиции удалось благодаря повышенному вниманию прессы к этой краже, в результате чего некий аноним позвонил в ФБР и сообщил, где находится украденное полотно. Франсиско Гойя написал картину в 1778 году, как эскиз к гобелену. Сама картина оценивается приблизительно в 1,1 миллион долларов и застрахована примерно на ту же сумму.
Офорт "Мрачные предчувствия того, что должно произойти" был украден 11 сентября 2008 года на временной выставке в столице Колумбии - Боготе. Похищенная работа была обнаружена в номере одного из отелей Боготы, обыск в котором был проведён после получения информации от одного из агентов. "Мрачные предчувствия" были нарисованы между 1810 и 1814 годами. Офорт особенно ценен, так как является первым в серии из примерно 80 офортов испанского художника, известных под названием "Бедствия войны".