Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Галина Волчек: Не быть «Современнику» модным местом

Развлечения
Галина Волчек считает, что в артисте главное - личность, индивидуальность и содержание
Галина Волчек считает, что в артисте главное - личность, индивидуальность и содержание / Фото: Юрий Феклистов
Художественный руководитель Московского театра «Современник» Галина Волчек провела творческий вечер на сцене Дворца на Яузе, где во время ремонта Основной сцены на Чистых прудах обосновался театр. 45 лет она занимает пост руководителя. Впрочем, всю математику, с ее цифрами, подсчетами, точностями Волчек категорически не принимает. На это есть серьезная причина. С нелюбви к точным наукам режиссер, актриса начала встречу с публикой.

МОЯ ЖИЗНЬ «ДО» РОЖДЕНИЯ СЫНА И «ПОСЛЕ»

- Ни годы, ни достижения, ни роли, ни спектакли не считаю. С детства с математикой не дружу. Очень плохо училась в школе. Точнее, плохо по точным наукам. Едва окончилась школу в Железнодорожном. Театр «Современник» очень дружил с физиками, в частности, с Ландау, Харитоновым. Физики – первые зрители нашего театра. Мне всегда было неловко, потому что я ничего в физике не понимаю. Игорь Кваша рассказывал мне о своем разговоре с Ландау. Они гуляли по набережной Коктебеля, и Ландау сказал: «Игорь, вы занимаетесь таким делом? Вы же радость производите!». Да, мы производим радость. Правда, моя личная самая большая радость – рождение сына Дениса. Отсчет своей жизни веду: «до» рождения сына и «после».

Я ПОДЧИНИЛАСЬ ВОЛЕ КОЛЛЕКТИВА

- Я не хотела быть худруком театра «Современник». 21 июня 1977 года состоялось собрание, в результате которого я стала руководителем театра. С тех пор стараюсь сохранить дело, которое начал мой учитель, наш вождь – Олег Николаевич Ефремов. Я думаю о том, кто будет после меня. С первой минуты пребывания в этом кресле думала о так называемом преемнике. В театре удалось создать молодую труппу, которая продолжит русский психологический театр. Эстафету нужно передать тогда, когда сам можешь стоять на ногах. Уверена, что молодая смена не допустит, чтобы «Современник» превратился в модное место. Не хочу, чтобы «Современник» даже приближался к этому понятию. Мой учитель Олег Ефремов не создавал «модный театр». Он создал «Современник». Не быть «Современнику» модным местом, и точка. Такие понятия, как театр-дом, театр – семья, театр – искусство, - не исчезнут из нашей жизни. Мы не враждуем с другими театрами, для которых театр – прибыль, театр – тусовка. Мы существуем отдельно – сами по себе.

ДВАЖДЫ ПИСАЛА ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ УХОДЕ

- В конце 70-х годов, после того, как меня назначили худруком, я написала заявление об уходе. Актриса, с которой мы начинали играть в «Современнике», любимая актриса, подруга после одного спектакля мне сказала: «Ну, вот до чего ты довела театр». В тот же вечер я написала заявление об уходе. На следующий день состоялся Совет при театре, на котором меня уговорили остаться. Страшно вспомнить – сколько слез пролила из-за обид своих любимых артистов. Один Гафт, с его трудным характером, столько раз устраивал мне испытания! Недавно я спросила у Гафта: «Валя, а ты помнишь, что ты кричал, когда мы репетировали «Плаху»?» Разумеется, он не помнит. Более того, говорит, что этого не было. Но у меня остались фотографии, где после той репетиции я рыдала. А сколько раз нас вызывали на идеологические комиссии из-за спектаклей! В 1967 году меня вызвали в ЦК вместе с Олегом Николаевичем Ефремовым из-за спектакля «Без креста» по прозе Тендрякова. В этом спектакле я играла старуху, хотя мне было всего 27 лет. Великий режиссер Питер Брук, который видел этот спектакль, не верил, что так возможно играть старуху будучи молодой женщиной. Мой путь в «Современнике» трудный, но счастливый.

МОИ АНГЕЛЫ И ЛЮБИМЧИКИ

- Души не чаю в Мише Ефремове не только потому, что он – сын моего учителя и прекрасной Аллы Покровской, а потому что он – вот такой Мишка! Недавно он репетировал спектакль в «Современнике» «Амстердам». В нем он пьяного изображает. Смотрю – Миша багровеет, глаза кровью наливаются, и так страшно за него стало. Кричу: «Мишка, прекрати, хватит!» Ефремов своим существованием на сцене доказывает истину Станиславского: «Быть, а не казаться» Моя любимая актриса – Чулпан Хаматова. Уникальная актриса, уникальная личность! Бесконечно люблю Костю Райкина. Так, как Костя отдается каждой роли, никто этого не делает. У «Современника» есть ангелы – дети наших актеров. Сегодня – это дочь Светланы Ивановой Полина и сын Виктории Романенко Ваня.

ОТКАЗАЛАСЬ СНИМАТЬСЯ В КИНО, ЧТОБЫ НЕ КАЗАТЬСЯ СТРАШНОЙ

- Я устала от унижений и оскорблений, когда меня узнавали на улице и говорили: «Смотри, она же не такая страшная, как в кино?» Особенно ужасно, если это происходило на рынке. Прихожу за продуктами и слышу вот такие выводы. Сниматься я любила – и мне посчастливилось играть у великих режиссеров, один из которых Григорий Козинцев. В театре я плакала, когда Олег Николаевич Ефремов сказал: «Галя, мы должны перевести тебя в штат как режиссера». Я спросила: «Теперь я не смогу играть?». Олег Николаевич сказал, что «играть смогу», но «поскольку я ставлю спектакли и работаю его ассистентом, то по штату должна быть режиссером». Два года назад в сериале «Таинственная страсть» сыграла саму себя. Во-первых, этот фильм – по роману моего друга, друга «Современника» Василия Аксенова, а во-вторых, продюсером фильма был мой сын Денис Евстигнеев.

КРАСОТА — СТРАШНАЯ СИЛА

- Меньше всего меня радует, когда бывшая красавица и вся перерезанная скальпелем. Перекошенное лицо – чудовищное зрелище. У всех вот такие огромные накаченные губы! И что поистине страшно: брови идут впереди человека. Сейчас модно делать такие широкие густые брови, и эти брови «впереди планеты всей». Хочется сказать: «Девушки, я не вижу ваших глаз». Безобразие, когда актрисы с такими лицами снимаются в кино.

«КРУТОЙ МАРШРУТ» ПРОЧИТАЛА ПОД ОДЕЯЛОМ

- Первый раз повесть Евгении Гинзбург «Крутой маршрут» я прочитала в Америке. Читала в прямом смысле под одеялом. Боялась. Потом прочитала ее в латвийском журнале. Решение ставить спектакль «Крутой маршрут» возникло после знакомство с Евгенией Соломоновной Гинзбург. Нас познакомил Вася Аксенов. Всегда говорила: «Слово инсценировка – не для меня», и спектакль «Крутой маршрут» - не инсценировка повести Евгении Гинзбург, а мое видение. Журналист Зоя Дмитриевна Марченко, которая сидела в одной камере вместе с Евгенией Гинзбург, на вопрос: «Что нужно сделать для того, чтобы больше не было «Крутого маршрута»?» ответила: «Это зависит от всей страны и всех людей». Я полностью с ней согласна.

О БЕССМЕРТИИ ТЕАТРА

- Великий Михаил Ильич Ромм утверждал, что «кино убьет театр». При всем моем преклонении перед Роммом, не могу с ним согласиться. Театр – исповедальное искусство. Пока у человека будет потребность в исповеди, до тех пор люди будут нуждаться в театре. Театр, конечно, должен быть живым, - в этом вся его прелесть. Как этого добиться? Во-первых, необходимо держать руку на пульсе времени. А это означает полное информирование о том, что происходит за окном, в стране и в мире. Во-вторых, не реагировать на плевки в спину, удары и незаслуженную критику. В-третьих, забывать о себе во имя дела. В-четвертых, растить смену, передавать ей знания и опыт. В-пятых, прислушиваться к мнению зрителей, и играть для зрителей. Сейчас меня трудно заставить сходить в кино. Хотя я – дочь кинематографистов, и выросла в атмосфере кино. Кино не то, чтобы разлюбила, но отошла от него. Тем более, сейчас кино – не режиссерское искусство, а продюсерское занятие.

БЕЗ ЛИЧНОСТИ НЕТ АРТИСТА

- Для меня главное в артисте – его личность, индивидуальность, содержание. Если личность не вижу, не пониманию, не ощущаю, не рискну сделать из артиста звезду. И артистов беру в театр, ориентируясь на их личность. Счастлива, что на моих глазах выросло не одно поколение личностей в «Современнике». 

СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО СРЕДИ ГЕНИЕВ

- Я очень счастливый человек, потому что Бог дал мне возможность общаться с великими людьми. С детства я знала режиссеров Пырьева, Кармена, Савченко, да, всех кинорежиссеров. Они жили в нашем доме. Особое значение в моей жизни занимал Михаил Ромм. Мой папа - оператор и режиссер работал с Михаилом Ильичем. Я дружила с дочерью Ромма Наташей. Мы с Наташей жили на два дома - один день у меня, другой - у нее. Как Ромм рассказывал об искусстве, о фильмах Чаплина, -забыть невозможно. Мы слушали часами лекции Михаила Ильича. Знала Фаину Раневскую. Слово дружить не употребляю по отношению к таким великим людям, потому что это нескромно с моей стороны и невежливо.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.