Как построить «Горку» и не сойти с ума: премьера в Театре на Таганке
В Театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Горка» режиссера Данила Чащина по пьесе драматурга Алексея Житковского, признанной лучшей пьесой 2018 года. В главной роли — Юлия Куварзина.
Событийная канва пьесы проста — вечно усталая и задерганная воспитательница детского сада Настенька до позднего вечера сидит в чате группы и отвечает на вопросы родителей, которые спрашивают одно и то же. Настенька боится что-то упустить, что родители чего-то не поймут. Группа «Пчелки» готовится к новогоднему утреннику, который состоится уже через три недели, а еще ничего не готово — нет елочек, не сшиты костюмы, не выучены слова песни, да еще ведущий утренника мальчик Димка заболевает и роль придется отдать другому. Мама Димы не в восторге от такого решения. Но самое главное — во дворе не готова горка, которую нужно заливать по правилам безопасности, соблюдая высоту бортиков, чтобы дети не разбили себе нос.
Все это обилие дел вводит в ступор молодую воспитательницу, ночью в кошмарах к ней приходит заведующая Зульфия Фаридовна с допросом, почему не готова горка. От такой нервотрепки страдает и личная жизнь Настеньки. Когда ее друг, простой сварщик Олег предлагает ей махнуть на море или посмотреть кино, она отмахивается. Друг искренне не понимает, чем переписка в родительском чате важнее фильма и «потискаться», а Настенька интерпретирует его удивление как черствость души. Интрига в том, успеет ли Настенька построить горку, разрулить все домашние и рабочие задачи, справиться с чувством одиночества, со страхами в лице заведующей и сохранить отношения с другом.
Комичной постановку делает точная игра актеров, а также достоверные детали — безумные родительские чаты, еще более безумные требования системы образования к безопасности детей, сбор денег на подарки, шутки про утренники, которые должны быть так же масштабны, как олимпиады, знакомые типажи нянечек, медсестер и музыкальных работников, дети, плохо говорящие по-русски, и прочие особенности современного детского садика. Весь спектакль очень смешно, потому что правдиво.
Однако «Горка» — совсем не комедия. Постановка оказалась смесью фантасмагории и фарса, с элементами трагедии.
Актеры, текст, сценография, выбор музыкальных тем слаженно раскачивали зрителя на качелях эмоций, перемещая из обыденного мира в обитель теней, меняя бытовое повествование на театр абсурда. Обычные дети, родители и педагоги на глазах превращались в образы-архетипы, в сказочных героев, в ангелов и монстров, жертв и палачей. А через минуту рассеивались как дым. Оказалось, что жертв не надо спасать, а тираны обернулись вполне себе милыми людьми, готовыми прийти на помощь.
Хэппи-энд в этой истории неожиданный и в то же время закономерный — добро победило, зрители остались довольны. А Театр на Таганке можно поздравить еще с одной отличной премьерой.
Читайте также: Театр «Современник» пригласил москвичей на новые постановки