Победы юной Кирико. Талантливым детям вручили гранты мэра Москвы
В воскресенье, 3 ноября, талантливым ученикам творческих школ и колледжей столицы вручили гранты мэра Москвы. Торжественная церемония награждения лауреатов конкурса уже по доброй традиции прошла в Светлановском зале Московского дома музыки.
В этом году заявки на участие в конкурсе подали 3650 солистов и творческих коллективов. Премии получили только 100 финалистов. Среди них — 16-летняя Кирико Баба, выпускница Детской музыкальной школы имени Танеева.
— Для меня конкурс — не столько соревнование, сколько мотивация показать все, что я сейчас умею, — говорит Кирико. — При этом место, которое я займу, совсем не важно. Самое главное, чтобы то, как я сыграла, понравилось мне, моему педагогу и родителям.
Умение учиться
В конкурсе на гранты мэра Кирико участвует второй раз. За два года, пролетевших между соревнованиями, она не только повзрослела, но и выучила сложнейшую программу. Шестая рапсодия Листа, прелюдия и фуга Танеева, «Аврора» Бетховена — все это, по словам преподавателя по классу фортепиано Детской музыкальной школы имени Танеева Иветты Юдович, крупные серьезные произведения, которые обычно исполняют концертирующие пианисты.
— Кирико, конечно, талантливая девочка, — подчеркнула Юдович. — У нее очень сильное виртуозное начало. Кроме того, она одарена, пожалуй, главным талантом — умением учиться.
Иветта Исааковна знает Кирико с пяти лет как скромную, трудолюбивую и упорную девочку. Нет такого произведения, которое ей задали выучить и она с ним не справилась. Свое мастерство Кирико совершенствует каждый день.
— То, что сегодня кажется тебе идеальным, завтра уже не будет таким, — поясняет она.
Музыкально одаренная Кирико тонко чувствует инструмент, на котором играет. На третьем, финальном конкурсном прослушивании рояль, по ее словам, попался «с тяжелым характером». Да и акустика была непростой. Но она собралась — и справилась, растворилась в музыке сама и очаровала всех, кто ее слушал. О спокойствии Кирико дома ходят легенды.
— Мне кажется, я каждый раз волнуюсь больше, чем она, — признается мама юной пианистки Кеко Баба. — Я всегда стараюсь снимать видео на память с ее выступлений, но иногда у меня так сильно дрожат руки, что мне едва удается удержать камеру.
Никто лучше мамы не знает, каких усилий стоила дочери каждая победа.
Чайковский навсегда
Семья Кирико переехала в Москву из Японии за несколько лет до ее рождения. Когда девочке исполнилось три года, к ней пригласили учительницу русского языка. Однажды она услышала, как Кирико поет, и посоветовала родителям отвести дочку в музыкальную школу.
— По дороге я себе представляла очень красивое белое здание, где все ходят в бальных платьях — это же музыкальная школа, — вспоминает Кирико. — Но когда мы пришли, школа — тогда еще без ремонта — показалась мне старой и страшной. Я так испугалась, что ни с кем не могла разговаривать, даже с мамой.
Первое время, признается Кирико, было непросто. В три года она почти не знала русский язык, поэтому не понимала, что говорят вокруг: педагоги, другие дети. Но ей нравилась атмосфера в школе и, конечно же, музыка. Поэтому после подготовительных классов ее отдали заниматься на фортепиано, хотя сама она изначально больше хотела играть на флейте.
— Я просто услышала мелодию из балета «Щелкунчик» Чайковского, исполненную на флейте, — рассказывает Кирико. — Мне так понравилось, как она звучит, что я сама захотела на ней играть, но в школе сказали, что рояль для меня будет лучше.
Музыка Петра Чайковского поразила маленькую девочку в самое сердце. Она решила побыстрее освоить инструмент, чтобы сыграть произведения классика на фортепиано. В шесть лет Кирико выступала на первом в своей жизни концерте, а в семь вместе с другими учениками школы имени Танеева играла в Рахманиновском зале Московской консерватории имени Чайковского. Уже тогда ее преподаватель Иветта Юдович поняла, что у девочки большие музыкальные способности.
— Хотела ли я все бросить? — задумалась Кирико. — Да нет, просто были сложные времена. Мне, как и всем, хотелось больше общаться с друзьями, гулять. Иногда из-за этого я специально не так играла: переворачивала ноты и говорила, что таких нот не знаю.
Переломный момент настал в 13 лет, когда она сама поняла, что музыка — это то, чем ей хочется заниматься в будущем. Чтобы было больше времени, Кирико перешла на домашнее обучение. Программу старших классов освоила экстерном, успешно сдала ЕГЭ и окончила общеобразовательную школу с золотой медалью. Последний год выдался особенно напряженным. Помимо выпускных экзаменов, она участвовала в конкурсе и готовилась к поступлению в Московскую консерваторию имени Чайковского.
— Я стараюсь не мечтать, а ставить цели, — говорит первокурсница. — Сейчас мне нужно собрать программу, выучить новые произведения и хорошо играть в любом концертном зале, куда меня, надеюсь, пригласят.
Кирико хотела бы выступить в Армении. Об этой красивой стране ей рассказывал младший брат, который был там вместе с родителями. А еще — побывать в Германии и в Польше, где пройдет форум, посвященный еще одному ее любимому композитору Фредерику Шопену.
— Пианисты в Польше играют Шопена по-другому — более строго, как мне кажется. И это очень красиво, — советует послушать польских исполнителей Кирико. — Я же стараюсь играть с душой — так, как чувствую.
Японские книги и русские классики
Сейчас Кирико полностью посвящает себя музыке. А когда выдается свободное время, решает задачи по математике и химии, учит немецкий язык, читает научно-популярную литературу и художественные произведения японских писателей и русских классиков.
— В последнее время мне нравится Кобо Абэ, — показывает книгу японского писателя Кирико. — Пока мне тяжело читать в оригинале, поэтому я читаю в переводе на русский. У меня с собой «Стена» — книга о стене, которая растет в человеке, и в конце концов человек сам становится этой стеной. Мне кажется, Абэ немного похож на Гоголя, а иногда — на Достоевского.
Достоевский — один из любимых писателей Кирико. Ей нравится достоверность, с которой он описывает колебания человеческой души. Она уже прочитала «Преступление и наказание». На очереди — «Братья Карамазовы». Прошлым летом Кирико посмотрела театральную постановку своего двоюродного брата, который живет и учится в Японии, по мотивам последнего романа Достоевского.
— Сколько себя помню, мне никогда не хотелось уехать из России, — говорит Кирико Баба. — Мне нравится Москва, особенно переулки старого Арбата. Да, я хочу здесь жить. Но мне также хочется поездить по городам Японии, увидеть Фудзияму, побывать в Киото.
На родину родителей Кирико старается ездить каждый год — на каникулы. Когда гостит у родственников, играет по их просьбе на фортепиано и ест свои любимые японские сладости — рисовые лепешки с бобовой пастой. Самые вкусные готовят, конечно же, бабушки.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Кибовский, министр правительства Москвы, руководитель Департамента культуры Москвы:
— Один из приоритетов национального проекта «Культура» — развитие творческого детского образования. Мы также уделяем этому особое внимание. В этом году выросли гранты мэра Москвы педагогам столичных творческих школ. У нас продолжается программа «Искусство — детям». А в следующем году финансирование школ искусств увеличится на 10 процентов. Мы будем и дальше поддерживать вашу работу, чтобы вы продолжали радовать нас высокими результатами.
КСТАТИ
Гран-при конкурса получил Николас Копалиани, ученик театрального отделения Детской музыкальной школы имени Молчанова. Всего же в конкурсе на гранты мэра Москвы было 19 номинаций: фортепиано, орган, струнные и духовые инструменты, художественное и театральное искусство, хореография и другие. Лауреатам первой, второй и третьей степени полагаются денежные премии. Грантовый фонд — 3,74 миллиона рублей.
Читайте также: Гранты мэра Москвы в сфере культуры и искусства получили 100 детей