чт 14 ноября 22:15
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

Дживан Гаспарян: Министры приглашали меня «чистить душу»

Садовничий отреагировал на слухи о возможном уходе с поста ректора МГУ

В Кремле определили сроки большой пресс-конференции Путина

СМИ опубликовали последние слова стрелка в колледже Благовещенска

Почти 20 новых мостов появятся в столице до 2023 года

Отец «пьяного» мальчика прокомментировал освобождение Алисовой

Названа причина убийства чемпиона мира по тайскому боксу Боляна

Вокалист Scorpions спел свой хит с уличным музыкантом в Киеве

Филолог рассказал, как необычные имена становятся банальными

Робертино Лоретти спел свою легендарную «Ямайку» 57 лет спустя

СМИ назвали причину смерти аспирантки СПбГУ

Флорист перечислила растения, которые опасно держать дома

Пресняков-старший объяснил секрет долгого брака ленью

Священник рассказал, как помочь мужчинам жить дольше

Как спустя 50 лет Камилла Паркер-Боулз заполучила принца Чарльза

Дживан Гаспарян: Министры приглашали меня «чистить душу»

Армянский музыкант, мастер игры на дудуке Дживан Гаспарян

Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Его называют легендой мировой музыки. И когда-то сам Сталин отметил мастерство этого композитора, музыка которого звучит и в голливудских фильмах, и на теплых дружеских посиделках. Корреспондент «Вечерней Москвы» встретился с армянским музыкантом, мастером игры на дудуке Дживаном Гаспаряном.

С дядей Дживаном — так он сам себя называет — мы пообщались накануне его концерта в парке «Зарядье». Я спросила, может ли он провести для меня мастер-класс. Маэстро почти не удивился. Ведь кого он только не учил в своей жизни!

— Дядя Дживан, а вы вообще даете частные уроки? — интересуюсь я, глядя, как маэстро кладет в чашку с водой два тонких деревянных предмета.

— Конечно, и меня часто об этом просят. Но я делаю это только в том случае, если ученик талантлив. Если нет, учить его очень трудно. Мой любимый ученик — Дживан Гаспарян-джуниор, — кивает Дживан Арамаисович на сидящего рядом внука.

— Хорошо, а вас когда признали?

— В 1946–1947-м я играл в Кремле. И Сталин за выступление подарил мне часы «Победа». К сожалению, они не сохранились...

— А когда вы освоили дудук?

— Я помню времена немого кино. Тогда в армянских кинотеатрах сидел тапер, который с помощью этого инструмента музыкально дублировал происходящее на экране. Ведь дудук может выразить самую широкую гамму чувств. Я взял его в руки в шесть лет и стал интуитивно постигать азы.

Дживан Арамаисович, переговариваясь с внуком на армянском, достает из емкости с водой ранее положенные туда предметы и начинает прилаживать их к нашим дудукам.

— Сейчас мы размочили трость — ее можно назвать и мундштуком. Он создает звук. А инструмент — дудук — задает тембр. Последний, в свою очередь, зависит от мундштука. А тот должен быть свежим, эластичным, содержать влагу, — объясняет Гаспарян.

Далее — короткая инструкция: губы сильно не сжимать, чтобы проходил воздух. Наконец, нерешительно перебирая пальцами по отверстиям дудука, начинаю издавать звуки.

— Губам щекотно! — удивляюсь я, а дед и внук хохочут.

— За свою 75-летнюю профессиональную карьеру я сделал бессчетное количество инструментов. Одни раздарил, другие храню — в моей коллекции около сотни дудуков. Все они на вид одинаковые, но звучат по-разному, — рассказывает Дживан Арамаисович.

Дудук — армянский духовой язычковый инструмент, известный еще до начала нашей эры. Он представляет собой трубку с отверстиями. Вырезают его из абрикосового дерева.

— Заготовку для дудука — деревянный брусок длиной 60 сантиметров — надо сушить в естественных домашних условиях по крайней мере два года. У меня есть специальный инструмент, которым я мастерю дудук. Очень тонкая работа, особенно изнутри. Суеты она не терпит, потому что постоянно нужно прислушиваться к звучанию, которое издает новый инструмент, и добиваться нужного звука. Каждый дудук создаю долго, иногда месяцами, — говорит дядя Дживан.

Маэстро начинает играть, а я завороженно его слушаю. На дудуке только одна октава. Но как он берет за душу! На память сразу приходит фильм «Гладиатор», для которого Гаспарян написал музыку.

— Как это было? Посмотрел черновую версию картины, думал, какая музыкальная тема сюда должна лечь. Импровизировал. Создатели ленты были довольны результатом, — вспоминает маэстро.

Дживан Гаспарян учит корреспондента «Вечерней Москвы» Евгению Попову игре на дудуке / Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Дживан Гаспарян учит корреспондента «Вечерней Москвы» Евгению Попову игре на дудуке

ФОТО: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

— Каким особым секретом мастерства вы владеете?

— Мне дана свыше эта благодать — касаться с помощью музыки сердца слушателя. Помню, в советское время мне звонили армянские министры: «Дживан джан, что делаешь? Приходи, почисти немножко душу». И я приезжал к ним в гости и играл.

— Что еще важно для исполнителя на дудуке?

— Не нервничать и думать только о музыке. На выступлении я вообще не вижу никого в зрительном зале. Когда играю, закрываю глаза.

— Расскажите про концерт, который пройдет 8 ноября в парке «Зарядье».

— Программа у нас очень интересная. Будут оркестр из семи человек и квартет дудукистов. Со мной выступит внук — продолжатель моего дела. Прозвучит европейская, русская, армянская музыка. Ну и, конечно, найдется место для импровизации.

— А один дудук может держать внимание многотысячного зала?

— Конечно!

СПРАВКА

Дживан Гаспарян родился 12 октября 1928 года. Народный артист Армянской ССР, профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса. Живет и работает в Ереване. Прославил родину и дудук на всю планету. Дал 20 тысяч концертов. Талант музыканта покорил Энио Морриконе, Мартина Скорсезе, Джона Кеннеди и царствующую королеву Великобритании Елизавету II. Его музыка звучит в 30 фильмах. Дживан Гаспарян выступает как сольно, так и с симфоническим оркестром. Маэстро подвластен любой жанр: рок, джаз, народные мелодии.

Читайте также: Александр Маршал: Я числился колхозником, а на самом деле играл на танцах

Новости СМИ2

Михаил Бударагин

Павлик жил, Павлик жив

Алексей Зернаков

Руки прочь от реконструкции

Юрий Козлов писатель, главный редактор «Роман-газеты»

Защита «длинного чулка»

Анатолий Сидоров 

Эпоха наглости и хамства

Ксения Ефимкова 

Пить и не стесняться

Оксана Крученко

Эгоистки с прицепом

Александр Лосото 

Литература без срока годности

Екатерина Рощина

Искусство с молоком матери

Никита Миронов  

Избави нас от дилетантов

Вторая жизнь отходов. Как промышленность использует выброшенный мусор

Путают наречия и порядок слов в предложении

Cемиклассница победила соперников и побила рекорд

Научись играть на укулеле