Топ-5 резонансных картин минувшего десятилетия
Наше кино сегодня, не забывая о великих традициях, уверенно осваивает новые жанры и формы. При этом нисколько не боится конкуренции со стороны самых неожиданных информационно-коммуникационных новаций.
«Вечерка» составила свой рейтинг наиболее заметных, резонансных кинокартин минувшего десятилетия. Понятно, охватить все талантливое в одной публикации невозможно, но все же за этим списком — общие характерные черты, позволяющие утверждать, что отечественное авторское кино живет и развивается.
«Трудно быть Богом» Алексея Германа-старшего, (2013)
Фильм в общей сложности снимался 14 лет. Сам автор, Алексей Юрьевич Герман, до премьеры не дожил, скончавшись 21 февраля 2013 года. Замысел картины возник у режиссера еще в 1968 году, спустя четыре года после выхода одноименного романа братьев Стругацких.
Один из вариантов сценария был завершен ровно за день до ввода советских войск в Чехословакию. Как вспоминал потом Герман, ему в тот же день было рекомендовано на киностудии: «Алексей, забудьте думать про это кино. Мы вам советуем даже книгу куда-нибудь выкинуть…» В итоге в течение всех последующих лет Герман возвращался к идее фильма три раза. Как был убежден Герман, в разгар перестройки терялись смыслы излишней аллегории и эзопова языка: «Мы написали страниц двадцать и бросили!» Герман недоумевал — почему теперь дона Рэба, по сюжету узурпатора в инопланетном Арканаре, не назвать прямо — Берией?
Как свидетельствовал режиссер Юрий Фетинг, который подбирал актеров, на съемочной площадке было много людей с физическими и психическими отклонениями. Герман сознательно сделал ставку на «природность» изображения в кадре, и нужную фактуру искали едва ли не по всему миру. И находили ее — на вокзалах и помойках, в интернатах и психбольницах. И эти люди вели себя, услышав команду «Мотор!», по признанию Фетинга, «талантливее и органичнее, чем профессиональные артисты». Тем не менее выдающийся итальянский философ Умберто Эко после просмотра более чем трехчасового фильма оставил о нем такое впечатление: «После Германа фильмы Тарантино кажутся диснеевскими мультиками».
Мировая премьера состоялась 13 ноября 2013 года на Римском кинофестивале, который уже посмертно присудил создателю картины премию «Золотая Капитолийская волчица» за вклад в киноискусство. В России кинополотно собрало семь номинаций «Ники», а также несколько номинаций за операторское искусство и мастерство художника премии Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон».
«Рай» Андрея Кончаловского, (2016)
Картина мэтра отечественного кино в очередной раз изначально была ориентирована на европейскую, нежели российскую аудиторию. Пристальные взгляды искушенных киноведов не раз усмотрели в «Рае» прямые или косвенные переклички с Луи Малем, Лилианой Кавани и Лукино Висконти. Сложный идейно-философски-любовный треугольник по ходу действия фильма только еще более усложняется, как бы обретая всякий раз «не положенные» ему по законам геометрии углы, причиной своей неразрешимости выказывая лишь одно понятное в своем ужасе для любого человека обстоятельство — на белом свете свирепствует Вторая мировая война.
И эта война захватила в свой водоворот в данном случае не только прежде считавшиеся цивилизованными европейские народы (это, безусловно, чувствуется в картине, но больше как колючий фон за отношениями главных трех героев), а конкретные человеческие судьбы. А именно — эмигрантки из России, чей образ наверняка навеян трагедией русской княгини Оболенской, участницы французского Сопротивления, погибшей в 1944 году на фашистской гильотине (Юлия Высоцкая); француза, пошедшего на сотрудничество с гитлеровским режимом (Филипп Дюкень), и немца, титулованного эсэсовца (Кристиан Клаусс).
Картина стала своего рода рекордсменом по числу зарубежных наград за 2016– 2017 годы, присужденных российской ленте: несколько призов на 73-м Венецианском, 52-м Чикагском, 35-м Мюнхенском кинофестивалях, а также на фестивалях в Хихоне (Испания), Мардель-Плата (Аргентина), Хайфе (Израиль).
«Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелия и Татьяны Ильиной, (2013)
Полнометражный (длительность 97 минут) мультфильм вряд ли можно в полной мере отнести к сиквелу легендарной игровой ленты «Кин-дза-дза!», поскольку картина перенесла на язык анимации тот же литературный сценарий, пусть и с некоторыми изменениями, отразившими реалии наступившего ХХI века.
Так, дядя Вова — уже не тот советский человек, когда-то косым взглядом при «приземлении» оценивший планету Плюк в качестве «капстраны», а — гражданин РФ. И не прораб, а виолончелист. Мультипликационное творение классика игрового кино Георгия Данелии и режиссера мультипликации Татьяны Ильиной просто переселяет персонажей антиутопии, условно говоря, в нулевые годы.
Занимательно, как знакомые зрителям 80-х пацаки и чатлане с пепелацем и эцилопами мелькают в фильме вместе с башнями «Москвы-сити», — но все под те же пронзительные ноты Гии Канчели. Мостик в оригинал протянут — пацака Уэфа (роль Евгения Леонова) в мультверсии исполнил его сын Андрей. Сам Данелия озвучил персонаж Ромашку — босоногого фрика-инопланетянина с цветочным венком на голове, перемещающегося во времени и пространстве.
Среди наград полуторачасового мультфильма — главный приз 19-го Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале, премия «Ника» за лучший анимационный фильм, премия правительства РФ в области культуры за 2014 год.
«Нелюбовь» Андрея Звягинцева, (2017)
Можно назвать этот фильм очередной вершиной в покорении все новых экранных высот крепкой творческой командой, в которой по-своему каждый незаменим: режиссер Андрей Звягинцев, автор сценария Олег Негин, продюсеры Александр Роднянский и Сергей Мелькумов, оператор Михаил Кричман. За их плечами — совместная работа над фильмами «Елена» (2011) и «Левиафан» (2014), получившими высочайшую оценку в мировом профессиональном сообществе кинематографистов.
Попадание, пожалуй, в одну из самых болевых точек общества — независимо от страны, ее общего благополучия и традиций — так, возможно, можно охарактеризовать художественный КПД произведения Звягинцева и его соратников.
Фильм «выстрелил» так, что поначалу в закадровой морали прочитывалось устало-циничное: дети как лишний раздражитель. Дети как помеха — карьере, личной жизни, похоти еще молодых родителей. Дети как материализовавшаяся квинтэссенция бессмысленности всех потуг за какую-то лучшую жизнь, когда впереди если и открывается перспектива не остаться одиноким и никому не нужным, будь ты млад или стар, то только через руки энтузиастов-волонтеров.
Награды — приз жюри 70-го Каннского международного кинофестиваля («Золотая пальмовая ветвь»), премии «Золотой глобус» и «Золотой орел». Номинация на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (2018 год) и др.
«Человек, который удивил всех» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова, (2018)
Шесть лет назад работа Натальи Меркуловой «Интимные места» вызвала вполне здоровый интерес в равной степени и публики, и критики, дав все основания говорить о новой волне российского кинематографа, о кино тридцатилетних.
В 2013 году Меркулова с этим фильмом завоевала приз «Кинотавра» в номинации «За лучший дебют». Фильм Меркуловой «Человек, который удивил всех» в новых обстоятельствах продолжил эту заманчивую линию. У егеря Егора все ладно на службе и в семье, они с женой ждут пополнения семейства. И вдруг Егор узнает — у него рак. Тут он начинает пробовать все народные и прочие средства, чтобы показать болезни свой шершавый сибирский кулак, но… В один знаковый для него час он понимает: чтобы действенно одолеть напасть, ему нужно совершенно изменить свою личность — по образу и подобию героя древнего сибирского эпоса селезня Жамба, сумевшего отвертеться от Смерти. Как поведала Наташа в одном из интервью, ей и ее коллегам «инкриминируют «сказочную Россию», но ведь деревня у нас была совершенно настоящая!» И эта удача помножена на незатравленный взгляд режиссера на окружающее — в противоположность стремительно размножающемуся сегодня человеческому подвиду, у представителей которого частенько почти осязаемы клыки и всклокоченная шерсть. Награды картины: несколько призов на XXIV Открытом российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий Кара, кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ, профессор ВГИКа:
— Я поддерживаю установку Минкульта на то, чтобы отечественный кинематограф получал значительно больше времени для проката в кинотеатрах. И, по моему наблюдению, за прошедшие 10 лет эта тенденция укрепилась. Другое дело, не все части зрительской аудитории посещают кинотеатры.
Не секрет, и у нас, и в Голливуде кино ориентировано в основном на молодежь — хотя и в ней есть, безусловно, люди думающие, способные воспринимать непростые произведения авторского кино. В США в этой связи показательно довольно хорошее восприятие на массовом уровне фильма «Интерстéллар», снятого на высочайшем уровне современной технической оснащенности, в котором сосредоточены глобальные коллизии, наводящие на раздумья и о ходе технического прогресса, и о судьбе человечества в целом. У нас, подозреваю, прокат подобных фильмов пока не будет столь успешным, как в Америке.
Но есть надежда, что вновь назначенный министр культуры РФ Ольга Любимова будет добиваться, чтобы на такие картины — зрелищные и в то же время по-настоящему развивающие человека, сохраняющие, по выражению президента, историческую память, — выделялись необходимые ассигнования.
Вообще, я не совсем принимаю градацию на кино «авторское» и «массовое». Есть, по моему убеждению, кино хорошее, талантливое и — плохое. А хорошее, качественное кино — оно все авторское. Если говорить о такой классификации, как авторское кино, то я бы отметил фильмы, снятые за прошедшие 10 лет и достойно отвечающие этим критериям: «Бибинур» (2010) Юрия Фетинга и «Керосин» (2019) Юсупа Разыкова.
Читайте также: Netflix опубликовал список запрещенных к показу фильмов в разных странах