Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Топ-5 резонансных картин минувшего десятилетия

Развлечения
Топ-5 резонансных картин минувшего десятилетия
Евгений Цыганов в картине «Человек, который удивил всех» / Кадр из фильма «Человек, который удивил всех», (2018)

Наше кино сегодня, не забывая о великих традициях, уверенно осваивает новые жанры и формы. При этом нисколько не боится конкуренции со стороны самых неожиданных информационно-коммуникационных новаций.

«Вечерка» составила свой рейтинг наиболее заметных, резонансных кинокартин минувшего десятилетия. Понятно, охватить все талантливое в одной публикации невозможно, но все же за этим списком — общие характерные черты, позволяющие утверждать, что отечественное авторское кино живет и развивается.

«Трудно быть Богом» Алексея Германа-старшего, (2013)

Фильм в общей сложности снимался 14 лет. Сам автор, Алексей Юрьевич Герман, до премьеры не дожил, скончавшись 21 февраля 2013 года. Замысел картины возник у режиссера еще в 1968 году, спустя четыре года после выхода одноименного романа братьев Стругацких.

Один из вариантов сценария был завершен ровно за день до ввода советских войск в Чехословакию. Как вспоминал потом Герман, ему в тот же день было рекомендовано на киностудии: «Алексей, забудьте думать про это кино. Мы вам советуем даже книгу куда-нибудь выкинуть…» В итоге в течение всех последующих лет Герман возвращался к идее фильма три раза. Как был убежден Герман, в разгар перестройки терялись смыслы излишней аллегории и эзопова языка: «Мы написали страниц двадцать и бросили!» Герман недоумевал — почему теперь дона Рэба, по сюжету узурпатора в инопланетном Арканаре, не назвать прямо — Берией?

Как свидетельствовал режиссер Юрий Фетинг, который подбирал актеров, на съемочной площадке было много людей с физическими и психическими отклонениями. Герман сознательно сделал ставку на «природность» изображения в кадре, и нужную фактуру искали едва ли не по всему миру. И находили ее — на вокзалах и помойках, в интернатах и психбольницах. И эти люди вели себя, услышав команду «Мотор!», по признанию Фетинга, «талантливее и органичнее, чем профессиональные артисты». Тем не менее выдающийся итальянский философ Умберто Эко после просмотра более чем трехчасового фильма оставил о нем такое впечатление: «После Германа фильмы Тарантино кажутся диснеевскими мультиками».

Мировая премьера состоялась 13 ноября 2013 года на Римском кинофестивале, который уже посмертно присудил создателю картины премию «Золотая Капитолийская волчица» за вклад в киноискусство. В России кинополотно собрало семь номинаций «Ники», а также несколько номинаций за операторское искусство и мастерство художника премии Гильдии киноведов и кинокритиков России «Белый слон».

«Рай» Андрея Кончаловского, (2016)

Картина мэтра отечественного кино в очередной раз изначально была ориентирована на европейскую, нежели российскую аудиторию. Пристальные взгляды искушенных киноведов не раз усмотрели в «Рае» прямые или косвенные переклички с Луи Малем, Лилианой Кавани и Лукино Висконти. Сложный идейно-философски-любовный треугольник по ходу действия фильма только еще более усложняется, как бы обретая всякий раз «не положенные» ему по законам геометрии углы, причиной своей неразрешимости выказывая лишь одно понятное в своем ужасе для любого человека обстоятельство — на белом свете свирепствует Вторая мировая война.

И эта война захватила в свой водоворот в данном случае не только прежде считавшиеся цивилизованными европейские народы (это, безусловно, чувствуется в картине, но больше как колючий фон за отношениями главных трех героев), а конкретные человеческие судьбы. А именно — эмигрантки из России, чей образ наверняка навеян трагедией русской княгини Оболенской, участницы французского Сопротивления, погибшей в 1944 году на фашистской гильотине (Юлия Высоцкая); француза, пошедшего на сотрудничество с гитлеровским режимом (Филипп Дюкень), и немца, титулованного эсэсовца (Кристиан Клаусс).

Картина стала своего рода рекордсменом по числу зарубежных наград за 2016– 2017 годы, присужденных российской ленте: несколько призов на 73-м Венецианском, 52-м Чикагском, 35-м Мюнхенском кинофестивалях, а также на фестивалях в Хихоне (Испания), Мардель-Плата (Аргентина), Хайфе (Израиль).

«Ку! Кин-дза-дза» Георгия Данелия и Татьяны Ильиной, (2013)

Полнометражный (длительность 97 минут) мультфильм вряд ли можно в полной мере отнести к сиквелу легендарной игровой ленты «Кин-дза-дза!», поскольку картина перенесла на язык анимации тот же литературный сценарий, пусть и с некоторыми изменениями, отразившими реалии наступившего ХХI века.

Так, дядя Вова — уже не тот советский человек, когда-то косым взглядом при «приземлении» оценивший планету Плюк в качестве «капстраны», а — гражданин РФ. И не прораб, а виолончелист. Мультипликационное творение классика игрового кино Георгия Данелии и режиссера мультипликации Татьяны Ильиной просто переселяет персонажей антиутопии, условно говоря, в нулевые годы.

Занимательно, как знакомые зрителям 80-х пацаки и чатлане с пепелацем и эцилопами мелькают в фильме вместе с башнями «Москвы-сити», — но все под те же пронзительные ноты Гии Канчели. Мостик в оригинал протянут — пацака Уэфа (роль Евгения Леонова) в мультверсии исполнил его сын Андрей. Сам Данелия озвучил персонаж Ромашку — босоногого фрика-инопланетянина с цветочным венком на голове, перемещающегося во времени и пространстве.

Среди наград полуторачасового мультфильма — главный приз 19-го Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале, премия «Ника» за лучший анимационный фильм, премия правительства РФ в области культуры за 2014 год.

«Нелюбовь» Андрея Звягинцева, (2017)

Можно назвать этот фильм очередной вершиной в покорении все новых экранных высот крепкой творческой командой, в которой по-своему каждый незаменим: режиссер Андрей Звягинцев, автор сценария Олег Негин, продюсеры Александр Роднянский и Сергей Мелькумов, оператор Михаил Кричман. За их плечами — совместная работа над фильмами «Елена» (2011) и «Левиафан» (2014), получившими высочайшую оценку в мировом профессиональном сообществе кинематографистов.

Попадание, пожалуй, в одну из самых болевых точек общества — независимо от страны, ее общего благополучия и традиций — так, возможно, можно охарактеризовать художественный КПД произведения Звягинцева и его соратников.

Фильм «выстрелил» так, что поначалу в закадровой морали прочитывалось устало-циничное: дети как лишний раздражитель. Дети как помеха — карьере, личной жизни, похоти еще молодых родителей. Дети как материализовавшаяся квинтэссенция бессмысленности всех потуг за какую-то лучшую жизнь, когда впереди если и открывается перспектива не остаться одиноким и никому не нужным, будь ты млад или стар, то только через руки энтузиастов-волонтеров.

Награды — приз жюри 70-го Каннского международного кинофестиваля («Золотая пальмовая ветвь»), премии «Золотой глобус» и «Золотой орел». Номинация на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (2018 год) и др.

«Человек, который удивил всех» Натальи Меркуловой и Алексея Чупова, (2018)

Шесть лет назад работа Натальи Меркуловой «Интимные места» вызвала вполне здоровый интерес в равной степени и публики, и критики, дав все основания говорить о новой волне российского кинематографа, о кино тридцатилетних.

В 2013 году Меркулова с этим фильмом завоевала приз «Кинотавра» в номинации «За лучший дебют». Фильм Меркуловой «Человек, который удивил всех» в новых обстоятельствах продолжил эту заманчивую линию. У егеря Егора все ладно на службе и в семье, они с женой ждут пополнения семейства. И вдруг Егор узнает — у него рак. Тут он начинает пробовать все народные и прочие средства, чтобы показать болезни свой шершавый сибирский кулак, но… В один знаковый для него час он понимает: чтобы действенно одолеть напасть, ему нужно совершенно изменить свою личность — по образу и подобию героя древнего сибирского эпоса селезня Жамба, сумевшего отвертеться от Смерти. Как поведала Наташа в одном из интервью, ей и ее коллегам «инкриминируют «сказочную Россию», но ведь деревня у нас была совершенно настоящая!» И эта удача помножена на незатравленный взгляд режиссера на окружающее — в противоположность стремительно размножающемуся сегодня человеческому подвиду, у представителей которого частенько почти осязаемы клыки и всклокоченная шерсть. Награды картины: несколько призов на XXIV Открытом российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Юрий Кара, кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ, профессор ВГИКа:

— Я поддерживаю установку Минкульта на то, чтобы отечественный кинематограф получал значительно больше времени для проката в кинотеатрах. И, по моему наблюдению, за прошедшие 10 лет эта тенденция укрепилась. Другое дело, не все части зрительской аудитории посещают кинотеатры.

Не секрет, и у нас, и в Голливуде кино ориентировано в основном на молодежь — хотя и в ней есть, безусловно, люди думающие, способные воспринимать непростые произведения авторского кино. В США в этой связи показательно довольно хорошее восприятие на массовом уровне фильма «Интерстéллар», снятого на высочайшем уровне современной технической оснащенности, в котором сосредоточены глобальные коллизии, наводящие на раздумья и о ходе технического прогресса, и о судьбе человечества в целом. У нас, подозреваю, прокат подобных фильмов пока не будет столь успешным, как в Америке.

Но есть надежда, что вновь назначенный министр культуры РФ Ольга Любимова будет добиваться, чтобы на такие картины — зрелищные и в то же время по-настоящему развивающие человека, сохраняющие, по выражению президента, историческую память, — выделялись необходимые ассигнования.

Вообще, я не совсем принимаю градацию на кино «авторское» и «массовое». Есть, по моему убеждению, кино хорошее, талантливое и — плохое. А хорошее, качественное кино — оно все авторское. Если говорить о такой классификации, как авторское кино, то я бы отметил фильмы, снятые за прошедшие 10 лет и достойно отвечающие этим критериям: «Бибинур» (2010) Юрия Фетинга и «Керосин» (2019) Юсупа Разыкова.

Читайте также: Netflix опубликовал список запрещенных к показу фильмов в разных странах

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.