Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Как сохранить культурный код народа в период смены эпох

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Развлечения
Как сохранить культурный код народа в период смены эпох
Фото: Александр Кожохин / Вечерняя Москва

Еще во время пика пандемии часто говорили о том, что мир будет жить по новым законам. Но дело не только и не столько в пандемии, говорят ученые, сколько в том, что мы подошли к некоему метафизическому обрыву по имени «смена эпох». Цифровизация, политические события в ряде стран мира, искусственный интеллект и переизбыток информации подготовили наш «прыжок» в будущее. Но как остаться при этом нацией, не потерять себя? Об этом мы говорим с экспертами.

Что такое нация, национальное чувство, этническая однородность? Эти понятия очень масштабны, и дать устраивающее всех определение с ходу невозможно. Но все эти термины объединены одним — темой культурного кода.

Это метафизическое нечто, которое невозможно «потрогать руками», является тем не менее одной из главнейших национальных составляющих. Это — особый способ передачи знаний о мире, характерный для той или иной национальной идентичности.

И крест, и дубина... И фундамент!

— Для россиян в целом наличие культурного кода, синонимом которого могут быть несколько затасканные сегодня «духовные скрепы», крайне важно, — уверен психолог Владимир Ковалев. — Русский народ весьма своеобразный. В нем, как говорили классики, из одной и той же палки выделывается и крест, и дубина. Мы готовы отдать последнее незнакомым страждущим, но бываем грубы с близкими, умеем дружить и воспеваем дружбу как великую ценность, но теряем родственные связи. Мы ругаем себя, уничижаясь, в недрах нашего языка возникло мерзейшее слово «Рашка», оскорбляемся, сталкиваясь с неблагодарностью, но при этом не умеем благодарить родину за то, что она дала нам — от образования, в прежние времена бесплатного, до грибов и ягод, которые точно так же можно собирать в лесу. Мы народ противоречий, способный объединяться только вокруг трагических событий, мы с уважением смотрим в прошлое и депрессируем по настоящему, ищем всюду врагов. При этом мы — народ великий, терпеливый, нуждающийся в символах и «иконах».

Именно поэтому, объясняет психолог, наша общественная, социальная ментальность так нуждается в некоем основании, крепком фундаменте. На нем, уверен он, можно громоздить что угодно — от «высоток» и дворцов до халуп.

— Недавно в вашей газете устами писателя Альберта Лиханова была озвучена крайне важная для нашего нынешнего состояния истина. Он напомнил, что не за горами тот горький миг, когда уйдут в лучшие миры свидетели великой и страшной войны. А именно она и воспоминания о ней до недавнего времени были и пока остаются некими духовными скрепами для нашего народа, — уверен Ковалев. — Война сняла с повестки дня деление по принципу социальности, месту рождения, вероисповеданию, образованию, слила народ воедино и дала ему ощущение общности нации, что важно. Поиски культурного кода — это поиск того ключа, который открывает двери к этой общности.

Да, объясняет психолог, в культурный код нации входят те жизненные смыслы, которые каждый член сообщества видит и наблюдает ежедневно. На основе культурного кода складываются моральные понятия и жизненные ценности. Удар по сформировавшемуся культурному коду был нанесен в приснопамятные 1990-е, когда появился один бог — деньги. Но уже к миллениуму стало ясно, что они не гарантируют счастья. Чего стоят случаи добровольного ухода из жизни ряда известных богатых людей...

В чем же суть единства? В неких «зашитых в подкорку» смыслах, которые мы понимаем с полуслова.

— На бытовом уровне это пояснить просто: где бы вы ни сказали, например, «Колобок, колобок» или «В лесу родилась …», фразу продолжит любой, — с улыбкой объясняет Владимир Александрович. — Это — единое знание. Частью культурного кода являются как внутренняя общность знаний (Пушкин — наше все), так и набор априори утвержденных где-то в глубине нас знаний морального порядка. Не убей, не укради, уступай старикам место в транспорте — об этом. Всегда были те, кто отступал от кода, и те, кто его придерживался, ну хотя бы процентов на восемьдесят. Честные, осуждающие воровство советские люди не видели ничего зазорного в том, чтобы унести с работы бумагу или гвозди. Общественная мораль прихрамывала всегда, но общий стержень нужен всем, нам — особенно. Это наш шифр, ключ к которому выдан каждому. Мы пользуемся им бессознательно. Его наличие у нас очевидно для иностранцев, но для них он недоступен. Страшная ошибка — пытаться подладиться под чужой культурный код.

Попытка бездумного переноса нашего культурного кода на все человечество обречена на провал, именно поэтому мы всегда там немного... чужие, говорит Владимир Александрович:

— Простой пример: вы уступите там место в автобусе, и пожилая дама будет оскорблена. Вы можете недоумевать или завидовать представителям тех культур, где в фаворе многоженство, но внедри вы его на нашей почве, прослывете развратником. У большинства из нас вызывает внутреннее отторжение тема однополых браков и сформированы представления о распределении ролей в семье. Мы и они — разные. А те противоречия, которые скрыты в культурах и поведенческих традициях разных стран, — это сущностное знание, изучая которое вы расширяете свой горизонт, истинно познаете мир, хотя можете при этом не сильно меняться.

Психологическая оборона

Между тем чужие культурные коды на нас наступают. О том, что нам пора выстраивать бастион под названием «психологическая оборона», в пандан психологу Владимиру Ковалеву говорит и эксперт Научно-консультативного совета при Антитеррористическом центре СНГ Мирослав Макстенек. Но свое видение проблемы он объясняет иначе.

— Представьте себе, что в базе знаний каждого человека прошита некая библиотека стандартных подпрограмм реакций, — говорит он. — Поверх, в дополнение, пишутся уже индивидуальные навыки и умения. Передача этой «библиотеки» реализуется либо через прошивку в коде, которую порой называют инстинктом, либо через механизм адаптации, обучение. При этом состав и качество библиотеки в вашем мозге определяется той средой обучения, в которой вы формируетесь. Логично, что в ходе обучения вы принимаете те модели и алгоритмы, которые вам передает учитель. Пример: если вы выросли в волчьей стае, то вы усвоили библиотеку программ волка, стали Маугли. Разные библиотеки программ поведения выдают разные ответы на одинаковое воздействие. Так, у кошек виляющий хвост есть признак агрессии, у собак — дружелюбия. Представьте собаку, виляющую хвостом, и напряженного кота напротив, тоже виляющего хвостом. И? Разные программы в симметричной ситуации приводят к неразрешимому конфликту. И как себя вести коту, напротив которого стоит существо, транслирующее агрессию?

Та же проблема существует и в человеческом обществе, убежден эксперт:

— Расизм, национализм или ксенофобия — это столкновение, несовместимость библиотек программ поведения. «Что русскому хорошо, то немцу смерть» — яркий пример такого столкновения разных библиотек программ. Как мы реагируем на непривычное? Как я должен смотреть на женщину, агрессивно демонстрирующую мужскую брутальность, поведение и облик? Как на чужака. Идет реакция отторжения.

Здесь и уместно вытащить понятие «культурный код», объясняет Макстенек.

— Культурный код — это по сути и есть библиотека, дополненная протоколом обмена (языком), регламентом применения («грамматика» культурного кода, или этика). Язык, протокол — очень важная часть культурного кода.

Эскимос, англичанин и русский будут поразному описывать метель в горах Среднего Урала. Здесь же прячется проблема невозможности перевода с языка на язык: разность, а в чем-то и несовместимость библиотек. Фактически хороший переводчик — не транслятор, а рассказчик «по мотивам». Но вы возьмите и положите рядом переводы Шекспира Маршаком и Пастернаком. Много ли найдете схожего? Современное поколение прекрасно поймет смысл и сущность культурного кода, если назвать его «инсталлированным в нас софтом».

— Именно он обеспечивает схожесть поведения, реакции, — поясняет Мирослав Игоревич. — Он же, в том числе через невербальные отношения, обеспечивает узнавание и общность. «Русского за границей всегда можно отличить». Американца и немца — тоже.

Культурный код иерархичен, добавляет эксперт и уточняет: есть специфические подпрограммы русского или испанца, но есть и общие — европейца, белого. Мужчины. Мусульманина. А вершина вашей базы знаний — уникальный личный опыт. Те модели и алгоритмы, которые вы нарабатываете в течение жизни. Иными словами — мудрость. А культурный код в целом — базис, который обеспечивает, реализует социальный клей, формирует социум из отдельных носителей уникальных баз знаний. Конечно же, его компонентой является также историческая память. Но не в виде телеметрии, хронологии событий, а в виде мифов, легенд, сказок, преданий, документальных фильмов, исторических и не очень анекдотов. Причем анекдоты — удивительная компонента кода, крайне плохо транслируемая носителям кодов других.

Но обратимся к тому, о чем говорил Ковалев, к исчезновению объединяющего фактора, которым была и является для нас война.

— Безусловно, это важно. Понятно, что та же Курская дуга, если бы была возможность просмотреть телеметрию, отличалась бы от того, что зафиксировано в нашем культурном коде. Но отличалась бы и от того, что зафиксировано в культурном коде немцев. И тем более от того, что транслируется в ходе сегодняшней ревизии истории. Но для вас важна и значима именно та версия, которая решает задачу идентичности и склеивания социума. Нашего социума! Последние пять лет, кстати, я наблюдаю интересный дрейф. Если раньше в основе инфопсихоинженерии лежал сетевой анализ, то сейчас все чаще употребляются слова «социокультурная разведка»; «управление по мотивациям». И это не случайно. Потому что все операции после падения небоскребов в Америке, построенные на, казалось бы, передовых техниках сетевого анализа и рефлексивного управления, почему-то не уничтожили Аль-Каиду. Оказалось, что именно культурный клей с его воспроизводимостью — то, по чему нужно наносить удар, чтобы победить противника. Кстати сказать, всемирный джихад ошибочно представлять невежественными фанатиками. С той стороны масса умных и великолепно образованных людей, точно так же работающих с применением передовых технологий.

К победе ведет только выбивание или искажение культурного кода. Ведь реальное и успешное уничтожение противника начинается лишь тогда, когда противник лишается смысла сопротивления. Когда он усомнился, а еще лучше отверг те идеологемы, тот поведенческий базис, который решал проблему идентичности и связности социума. Казалось бы, тоже трюизм, ну кто же не знает о роли пропаганды! Но дьявол всегда кроется в деталях. Чтобы выстроить точную атаку на чужой культурный код, надо сначала в нем разобраться. И вот здесь скажу, наверное, неприятную вещь. Вот мы боремся за историческую память с противником? Мы американцам или немцам рассказываем, кто победил в Великой Отечественной. Но им же наплевать на это. Их задача лишь в одном — чтобы наш социум сменил свой культурный код, размыл его, утратил связность.

А как мы сопротивляемся? Пытаемся рассказать, кто, когда и сколько танков завалил на Зееловских высотах. Или как 40-я армия помогала строить электростанции в Афгане. Это все так. Но не лучше ли наших школьников просто вывозить в Хатынь, чтобы они увидели и поняли?! А кто-нибудь снял фильм о советско-российских пограничниках Московского погранотряда? Или боевик-экшен про работу РДГ ГРУ в горной Чечне? Чтобы это был не показ чернухи и не демонстрирование противника-идиота, а боевик, но с показом умного, мотивированного противника. Которого победили. Тем больше наша слава! Не согласиться трудно. Но времени на оборону и охрану своего еще существующего культурного кода мало. Вопрос извечен: что делать?

— Защищаясь, мы должны «развернуться внутрь», — поясняет Мирослав Макстенек. — Не чехам рассказывать, кто освободил Прагу, а нашим школьникам говорить, сколько на заводах «Шкода» было выпущено танков во время войны. Как-то услышал тонкую мысль: «Они памятники сносят. Стирают историческую память, наши патриоты заходятся в крике. А ведь там свою память стирают. Память о том, что им однажды не дали стать сверхчеловеками, помешали присоединиться к рыцарям расовой войны». Мысль многослойная и точная. Чех или украинец, сносящий памятник, убивает оскорбительное для него напоминание о том, кто помешал ему присоединиться к европейской семье народов сверхчеловеков. И еще. В истории нашей родины можно выделить три катастрофичные по результативности смены культурных кодов: монгольское нашествие; эпоха Петра I и раскол; советская власть первых лет. Во всех этих случаях культурный код менялся радикально — менялись паттерны поведения, язык. Но сохранялась преемственность. Сегодняшняя атака ведет к замещению ценностного и к успешному менеджменту по задаче внедрения смыслов необразованных, наглых и низкокультурных индивидуумов, которых окрестили «Коля-с-Уренгоя». Что, как вы понимаете, преемственность убивает.

И еще один неприятный вывод.

— Как ни неприятно, оказывается, что неким резервуаром культурного кода сегодня являются правоконсервативные, националистические структуры, вытаскивающие на флаг семиотику прошлого с тезисом «за старую добрую родину против вредных влияний». Это угроза не меньшая, потому что происходит использование социального генофонда в задаче, ведущей не к развитию, а к стагнации, обскурации социума. И тем самым — к повышению уязвимости.

Как быть с этим? Эксперт видит алгоритм решения задачи как некий взаимосвязанный триединый цикл: выявление «чужого вируса», затем — его блокирование и снижение последствий внедрения, а затем и контратака. К осознанию сложности происходящего должны присоединяться конкретные действия.

— Еще раз: приоритетом при решении задач психологической обороны должен стать внутренний потребитель. Главная задача — обеспечение целостности культурного кода нации. Пусть там кто хочет сам себе рассказывает, что американцы с союзниками боролись против Гитлера и Сталина. Мы-то знаем! Хотя можно в ответ и «зубы показать». Речь идет о защите нашего достояния. Вряд ли есть что-то важнее.

КСТАТИ

Согласно словарям, культурный код — это ключ к пониманию данного типа культуры; уникальные культурные особенности, доставшиеся народам от предков; это закодированная в некой форме информация, позволяющая идентифицировать культуру.

Культурный код определяет набор образов, которые связаны с каким-либо комплексом стереотипов в сознании. Это культурное бессознательное — не то, что говорится или четко осознается, а то, что скрыто от понимания, но проявляется в поступках. Культурный код нации помогает понимать ее поведенческие реакции, определяет народную психологию.

Читайте также: Москва возглавила рейтинг российских регионов по цифровизации

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.