Энергоэксперт рассказал, что будет с ценами на бензин в России
На торгах Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи бензин Аи-95 подорожал до 56,7 тысячи рублей за тонну — это рекордная цена. С середины апреля цена на моторное топливо в России поднялась более чем в полтора раза.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, старший научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в беседе с «Вечерней Москвой» объяснил, почему бензин дорожает и каких цен ожидать в ближайшем будущем.
Митрахович напомнил, что основная расчетная валюта в мире — американский доллар, от которого зависит в том числе и рубль.
— Это одна из ценообразующих величин на рынке топлива. Инфляция и девальвация имеют значение, — сказал эксперт.
При этом Митрахович напомнил, что для поддержания российских нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий закрыли ввоз топлива в Россию из-за границы. По словам эксперта, завозной бензин из Белоруссии с учетом налогообложения был бы дешевле.
Старший научный сотрудник Финансового университета рассказал, что Министерство финансов России инициировало налоговый маневр, который также увеличил нагрузку на переработку отечественной нефти — повысили налог на добычу полезных ископаемых.
— К тому же цены на все импортные товары, в том числе и на комплектующие для промышленного оборудования, также выросли. Все это делает нефть дороже, — пояснил эксперт.
Аналитик упомянул также налоговую систему и акцизы. Если снизить государственные налоги, по его объяснению, бензин в стране подешевеет, но это ухудшит отечественную экономику.
Станислав Митрахович заметил, что в некоторых странах в качестве компенсации высоких цен на ископаемые ресурсы, а также для поддержки своих граждан и стимуляции покупки автомобилей периодически платят дотации:
— Независимые поставщики топлива и нефтяные компании предлагают пересмотреть налоговую политику и увеличить демпфирующие надбавки, которые выплачиваются нефтяникам как стимул к поставке нефтепродуктов на внутренний рынок. После падения цен на нефть демпфер превратился в дополнительный налог. Если его убрать и сократить акцизы, бензин подешевеет. Но тогда проиграет бюджет. А это пенсии, армия, дороги и все остальное. Нефтяные компании тоже не хотят убытков. Это — тришкин кафтан. Все довольны не будут. В данном случае платить будет потребитель, — отметил Митрахович.
Консультант выразил мнение, что по примеру иностранных государств цена на бензин в стране должна быть средней — и заниженная, и завышенная ведет к проблемам. Он пояснил, что в России средние мировые расценки:
— После коронавируса и самоизоляции спрос на бензин будет расти, это скажется на цене. Бензин будет дорожать, это закон рынка, — заключил он.
Читайте также: