Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

«Экономика слезла с нефтяной иглы»: стоит ли россиянам бояться нового дефолта

Экономика

Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что заморозка валютных счетов ЦБ говорит о желании Запада создать дефолт в России. До этого международные рейтинговые агентства понизили кредитный рейтинг страны до преддефолтного. Таким образом, западные аналитики полагают, что он почти неизбежен в нашей стране на фоне санкций. При этом само слово «дефолт» вызывает у россиян резко негативные ассоциации с 1998 годом. Возможно ли повторение ситуации 24-летней давности и стоит ли этого опасаться — в материале «Вечерней Москвы».

Что такое дефолт и почему обсуждается его возможность в России

Дефолт государства означает, что оно не способно исполнять свои долговые обязательства, в том числе гасить основной долг и выплачивать по нему проценты. По состоянию на 1 февраля 2022 года госдолг РФ составляет почти 59,5 миллиарда долларов. Из них гособлигации в иностранной валюте — 18,7 миллиарда долларов. Для сравнения: госдолг США — почти 30 триллионов долларов.

Свои долговые обязательства наша страна выплачивает из золотовалютных резервов (ЗВР). На 22 февраля 2022 года они составили 643,2 миллиарда долларов. Однако примерно половина этих средств оказалась заморожена в результате санкций Запада, то есть Россия теперь не может использовать их для погашения долга. Это один из двух ключевых факторов, влияющих на оценку вероятности дефолта в России.

Второй фактор связан с указом президента РФ Владимира Путина от 5 марта. Согласно документу, долги иностранным кредиторам из недружественных России стран (их перечень был утвержден 7 марта — прим. «ВМ») разрешается выплачивать в рублях. Сама по себе конвертация валютных обязательств в рубли, по мнению западных аналитиков, «будет означать неминуемый дефолт».

Так, Fitch Ratings понизило кредитный рейтинг России до уровня С («Дефолт неизбежен»). Среди прочего, агентство обратило внимание на «технические барьеры для обслуживания госдолга» и прямое политическое решение, которое можно трактовать как «контрсанкцию со стороны России».

В свою очередь министр финансов России Антон Силуанов 14 марта следующим образом высказался о планах страны в части выплаты госдолга:

— Заявления о том, что Россия не может выполнить свои обязательства по госдолгу, не соответствуют действительности. У нас есть необходимый объем средств для обслуживания наших обязательств. Заморозку валютных счетов Банка России и правительства РФ можно расценивать как желание ряда зарубежных стран организовать искусственный дефолт, не имеющий под собой реальных экономических оснований.

Технический дефолт

Формально дефолт может быть объявлен, даже если страна имеет средства, чтобы платить по своим долгам, но по каким-то причинам этого не делает. Такая ситуация называется техническим дефолтом. В беседе с «ВМ» кандидат экономических наук, доцент РАНХиГС Николай Кульбака выразил мнение, что именно этот сценарий в случае России наиболее вероятен.

— Наша страна, скорее всего, приближается к ситуации технического дефолта. Но здесь важна трактовка: как на это смотрят внутри России и как на это смотрят иностранные кредиторы. При этом большой разницы в последствиях между обычным и техническим дефолтом нет, — полагает экономист.

Ситуация, при которой технический дефолт окажется неизбежен, возникнет в последовательной реализации двух условий. Первое — западные страны откажутся размораживать резервы Банка России, чтобы из них были выплачены платежи в валюте. Второй — иностранные кредиторы не захотят получать платежи в рублях. Таким образом, у России просто не будет сугубо технической возможности расплатиться по своим счетам, даже несмотря на наличие средств.

По данным Bloomberg, уже 16 марта Россия должна будет выплатить кредиторам 117 миллионов долларов. Договор по этому займу не предполагает выплату в рублях, а оплата по нему должна быть произведена в течение 30 дней с указанной даты. Таким образом, если этого не будет сделано, то технический дефолт может быть объявлен уже 15 апреля.

Однако кандидат экономических наук, финансовый аналитик Михаил Беляев заявил «ВМ», что предпринятые Минфином РФ меры фактически снимают юридические основания для технического дефолта:

— Россия не просто говорит, что готова выплатить свой долг в рублях. Страна готова завести специальный целевой счет, отправить туда рублевые средства в полном объеме по курсу на дату платежа — для того чтобы выполнить свои обязательства. Дальше мы предлагаем выбор: либо вы берете эквивалент в рублях, либо разблокируете наши средства в валюте (речь о ЗВР России — прим. «ВМ»). Таким образом, юридически снимается вопрос технического дефолта.

Кроме того, аналитик уверен, что Россия продолжит платить по своим долгам. Понижение рейтинга Беляев в первую очередь связывает с методологией подсчета, которую используют рейтинговые агентства:

— В своих расчетах кредитного рейтинга они используют строгую формулу, в которой учитываются такие показатели, как ВВП, состояние бюджета, состояние платежного баланса, режим валютного регулирования и многое другое. Там есть и еще компонент — «состояние ведения военных действий». Так что только из-за этого компонента рейтинг России автоматически снизился.

Бояться ли повторения 1998 года

В памяти многих россиян еще остался дефолт 1998 года, который произошел вследствие мирового финансового кризиса. Тогда резко обвалилась национальная валюта и сильно пострадала банковская система, а простые люди потеряли свои сбережения. Опрошенные «ВМ» эксперты полагают, что эта ситуация не повторится, а дефолта, если он все же произойдет, опасаться не стоит.

— Для большинства людей дефолт ничего не означает. Это вопрос взаимоотношений государства с внешними кредиторами. Конечно, если у государства вообще нет никаких средств и оно не может выплачивать зарплаты бюджетникам (как это было в 1998 году — прим. «ВМ») — тогда это тяжелое социальное потрясение. Но сейчас ситуация другая. Сейчас у нас достаточно отлаженная финансовая система, которая способна спокойно продолжать действовать, — объяснил Николай Кульбака.

Он также добавил, что на фоне санкций потенциальный дефолт не является катастрофой.

Михаил Беляев подчеркивает, что экономика России за последние 25 лет сильно окрепла и сравнение с тем, что было в 1998 году, попросту неуместно. Тогда по экономике сильно ударил мировой финансовый коллапс, негативно сказалась и зависимость страны от экспорта, по сути, одного товара — нефти.

— По сравнению с 1998 годом у нас экономика в совершенно другом состоянии. Сейчас экспорт широкий и более диверсифицированный. Экономика слезла с пресловутой нефтяной иглы. В этом ключевое различие, — заключил собеседник «ВМ».

amp-next-page separator