Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Заслуженный учитель РФ рассказал о плюсах домашнего обучения

Общество
Заслуженный учитель РФ рассказал о плюсах домашнего обучения
Фото: pixabay.com

Английскую школьницу временно перевели на домашнее обучение из-за того, что комплекция девочки не позволяла ей носить стандартную школьную форму. «Вечерняя Москва» решила выяснить, в каких случаях ребенка в отечественной школе могут перевести на такой вид образования и чем это чревато для ученика. Об этом рассказал историк, заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования РФ, кандидат психологических наук, победитель конкурса «Учитель года» в Москве 2004 года Александр Снегуров.

— В наших школах перевод на домашнее обучение производится только по согласованию родителей, администрации и самих детей. Это не карательная форма. Более того, я скажу, что все больше детей по собственной воле переходят на такой формат. Основная причина — состояние здоровья человека или большая загруженность, например, в спортивных секциях. К примеру, у меня была ученица, очень хорошая девочка, которая с начальной школы занималась горными лыжами и водно-моторным спортом. Причем это был очень серьезный уровень с международными сборами, выступлениями, достижениями. Она редко появлялась в школе, но на домашнюю форму не переходила. Совмещать было очень сложно.

— Другие причины для перехода бывают?

— Перевод ребенка в другую школу из-за плохого поведения, особенностей характера или «неправильной» комплекции происходит очень редко. Я о таком даже не слышал. Это может произойти, когда ученик просто тотально мешает ведению уроков, учебно-воспитательному процессу, когда родители возмущаются, а администрация их поддерживает. Тогда такое решение принимается, но с большим скрипом, потому что по всем школам идет установка: обучайте всех, используйте педагогический инструментарий, опыт, обращайтесь к коллегам, психологам, как угодно. Только чтобы никакой конфликт за пределы вашего класса не выходил. Еще одна проблема в том, что сейчас идет тренд на обучение детей с особенностями в обычных школах, чтобы они адаптировались. А получается иначе. Иногда такого ребенка принимают, а иногда он оказывается в центре оскорблений и насмешек. К тому же, многие классы в школах перегружены: в Москве в одном кабинете могут сидеть 35 учеников, в регионах в некоторых школах дети занимаются в столовых, в коридорах, на улицах. И представьте, что будет, если в такой балаган поместить особенного ребенка.

— Часто бывает так, что дети сами просятся на домашнюю форму обучения? Например, из-за травли или из-за недовольства учебным процессом?

— Разумеется. Часто хорошие дети просят их перевести, потому что они просто не могут обучаться из-за не совсем адекватных одноклассников. Они забирают все внимание педагогов, мучают детей, разрушают атмосферу образовательного процесса, и способный ребенок оказывается вынужден учиться дома. Самый банальный пример. Мой сын-восьмиклассник хорошо успевает, закончил музыкальную школу, ходит в спортивную и просит перевести его на домашнее обучение. Причем не из-за успеваемости, а из-за атмосферы в классе. Его сверстники сквернословят, курят, опаздывают, намеренно срывают уроки. Педагог просто не в состоянии обеспечить нормальную ситуацию для учебно-воспитательного процесса.

— Вы как смотрите на эту просьбу? Согласитесь?

— Пока мы пытаемся убедить его, что надо еще немного потерпеть, немного поучиться, потому что как это? В восьмом классе оставить школу? Но, на самом деле, внутренне у меня уже формируется согласие с этим запросом, так как вреда от посещения школы получается больше, чем пользы. Ребенок невротизируется, ему навязываются чуждые ценности, которым он пока не может противостоять.

— Какие минусы и плюсы видите в домашнем обучении?

— Признаться, я вижу больше положительных сторон, чем отрицательных. Конечно, всех сразу настораживает проблема социализации. Но сейчас возможностей для нее предостаточно. Можно ходить в секции, клубы, кружки. Все это в достатке предлагает городская инфраструктура — сколько у нас занятий при музеях, везде какие-то студии — пожалуйста. А сколько школ «Юных…»? Я, конечно, утрирую, но, теоретически, с таким количеством образовательных программ можно вообще не ходить в школу, а отдать предпочтение лектору, который профессионально, грамотно и понятно прочитает свой предмет.

Для тех, кто не хочет ходить в секции, сегодня доступна социализация через соцсети. Это феномен нашего времени. Если ребенок ограничен в общении по определенным причинам — психологическим, физическим, интровертен в принципе, общение через Интернет — отличный выход. Он будет общаться так же, как общался бы в школе, только круг людей сформирует сам. Кстати, не надо думать, что, находясь на домашнем обучении, школьник сидит и ничего не делает, проводя время только за компьютером. Он так же занимается, выполняет задания, сдает их по расписанию педагогам, есть даже онлайн-уроки, консультации. Так что от школы он не отрывается, только от каждодневной рутины и невротизации.

— В чем причина популяризации такой формы получения образования?

— Кроме уже названного, в снижении квалификации многих педагогов. Если встретится два–три действительно профессиональных учителя — это уже большая удача, которая воспринимается одновременно и с грустью. Совет для родителей, дети которых должны пойти в школу: смотрите не на учебное заведение, а на конкретного человека, с которым будет взаимодействовать школьник. Еще одна причина в том, что растет армия репетиторов. Люди скорее пригласят человека, в квалификации которого они уверены, чем будут ходить и ругаться с администрацией школы из-за того, что отняли сильного педагога и поставили слабого. Такая канитель малопродуктивна, а обращение к репетиторам часто оказывается намного проще.

Вспоминая о школьнице из Англии, эксперт также отметил, что такую ситуацию едва ли можно назвать комичной — звучит, может, и забавно, но какой стресс испытал ребенок, которому запретили ходить в школу из-за фигуры? Да и так ли она нужна, эта школьная форма.

Читайте также: «ВКонтакте» организует в МФТИ научную лабораторию искусственного интеллекта

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.