Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Доразвлекались! Целиком полагаться на игровые методики образования — огромный риск для общества

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Доразвлекались! Целиком полагаться на игровые методики образования — огромный риск для общества
Фото: pexels.com / Gustavo Fring

По данным одного из крупнейших исследовательских агентств, за время пандемии во всем мире резко выросли продажи игр: речь идет и о компьютерных стрелялках, и об обучающих программах. Школьники все чаще усваивают информацию не благодаря изучению и запоминанию. Тенденцию эту не переломить, но она крайне опасна, уверены многие психологи. Почему, выяснила обозреватель «Вечерней Москвы».

Переход средних школ на дистанционный режим в конце минувшего учебного года показал: традиционные методы обучения на расстоянии не работают. На уроках, проводимых по зуму или ютьюбу, учатся только одиннадцатиклассники, а задания, выполненные от руки в тетрадке и высланные учителю по ватсапу, очень трудно проверять. По итогам стало очевидно: контактная школа — с классами и учителями — нужна как воздух, однако необходимо развивать и прогрессивные — компьютерные — способы обучения. Недавно Минпросвещения объявило о создании и внедрении цифровой образовательной среды в 14 регионах России — с 1 сентября 2020 года.

На этом фоне, конечно, обострились дискуссии, каким должно быть это цифровое обучение. Ведь возможностей у компьютера с широкополосным интернетом гораздо больше, чем у бумажного учебника, даже самого совершенного. В виртуальном мире можно моделировать события, сцены из литературных произведений, вообще какие угодно ситуации. Так может быть, сделать процесс учебы более развлекательным? «Обучение через игру» — одно из самых модных педагогических веяний.

В употребление вошел термин «эдьютейнмент» (от английских слов education — «образование» и entertainment — «развлечение»). Сторонникам развлекательной школы противостоят педагоги-консерваторы: «А не разучатся ли дети читать книги, работать с текстом?» — беспокоятся они. Насколько их беспокойство оправдано?

Мы просто завидуем!

— Игра — это самый близкий нам способ познания мира, — говорит Алексей Ильин, координатор Всероссийской мастерской по разработке онлайн-игр для обучения. — Все живые существа обучаются, играя. Человек не исключение. Когда мы сталкиваемся с каким-то сложным явлением, самый простой способ изучить его изнутри — это в него поиграть. Да и сам процесс обучения в школе, в вузе — это тоже игра, но иногда довольно скучная. Есть игры концентрированные — компьютерные, настольные, в которых пространство для действий ограничено. А есть, например, детский летний лагерь: это настоящая вселенная игры длиною в целую смену. В каждом из нас — и во взрослых тоже — живет внутренний ребенок, который время от времени возвращается к игре. Вы задумывались когда-нибудь, почему вас так раздражает увлечение вашего ребенка онлайн-играми? Ведь многие из нас считают онлайн-игры воплощением вселенского зла. Однако активно выдергивая ребенка из-за компьютера, возможно, мы таким образом завидуем, ведь в нашем детстве не было таких захватывающих развлечений?

Компьютер развивает или отупляет?

В детстве, когда не было компьютеров, нам запрещали играть в ножички и жечь костры во дворе. Сегодня жупел для родителей — компьютерные игры. Вредно, опасно! Однако, как считает Ильин, это всего лишь еще одна модель реальности. С ее помощью очень удобно познавать окружающий мир. Например, возьмем игры-приложения. Кроме того, что игра вообще — один из лучших способов для взрослого эмоционально присоединиться к ребенку, обучающие онлайн-игры приносят колоссальную пользу.

Например, существует несколько десятков приложений, которые с помощью экрана телефона позволяют наблюдать за светилами, угадывать созвездия и так далее. Есть такие программы для прогулок на природе — изучения растений, насекомых, животных. Да и родной город можно изучать: продвинутые учителя устраивают своим ученикам игры-квесты по историческим местам. К слову, для этого даже не нужно приложение: оно в голове к педагога.

И учит, и лечит

Недавно врачи США порадовали сенсационной новостью: в течение шести лет они исследовали влияние компьютерной игры на психику детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В эксперименте были задействованы 600 детей от 8 до 12 лет. После четырех недель пользования игровым приложением треть ребят научилась лучше концентрировать внимание. При этом почти две трети родителей заметили, что их дети стали спокойнее себя вести. И теперь Минздрав США рекомендовал мобильную игрушку в качестве лекарства от СДВГ. «Игра действительно помогает обуздать гиперактивность», — согласен Ильин.

Ведь откуда берется проблема СДВГ? Оттого, что ребенок находится в ограниченном пространстве, ему некуда девать энергию, когда мы переселились в бетонные коробки и остались практически без уличных дворов, этот диагноз ставится все чаще и чаще.

Не вчера началось

Идея о том, что можно обучаться развлекаясь, получая удовольствие, активно развивается в просвещенном западном мире уже с середины прошлого века. Одним из первых образцов эдьютейнмента считают американский мультсериал «Рядовой Снафу», созданный для военнослужащих в 1943–1945 годах. Главный герой — солдат, который попадал в неприятности из-за того, что не соблюдал осторожность в той или иной экстремальной ситуации на войне.Сериал имел успех: солдаты усваивали правила безопасности быстрее — и без зубрежки. Во второй половине ХХ века идея эдьютейнмента все больше обретала популярность. В середине 70-х годов это слово стали применять в отношении фильма National Geographic Society. С тех пор это слово используется все чаще, когда речь идет о каких-нибудь прогрессивных методиках обучения, включающих элементы игры. И вот одно веское подтверждение правоты сторонников эдьютейнмента: в последнее десятилетие изменились цели образования. Прежде человек, прошедший среднюю школу и университет, приобретал некий добротный и устойчивый набор знаний и навыков, который обеспечивал ему стабильное положение в профессии. В нынешнем информационном обществе растет потребность в специалистах, способных не столько использовать наработанные навыки, сколько принимать нестандартные, творческие решения. И ничто так не развивает наши творческие способности, как игровые ситуации.

В пользу адептов «игразования» говорит и тот факт, что оно помогает посмотреть на изучаемый объект как бы изнутри. Когда человеку приятно учиться, он не просто, механически узнает некие сведения, как при чтении текста, а его мозг устанавливает эмоциональную — более прочную — связь с предметом. «Когда мы с учениками играем в «Войну и мир» и один ученик изображает Пьера Безухова, а другой — Андрея Болконского, — рассказывает учитель русского языка и литературы одной из московских школ Ирина Васильева, — дети лучше запоминают и персонажей, и сюжет».

Третий веский аргумент в пользу учебы-игры, по мнению, Алексея Ильина: она формирует у нас динамические стереотипы, то есть навыки, которые пригодятся нам в реальной жизни. Самое главное — навык принимать творческие решения, такой нужный в современном мире.

Книжки — в топку?

Чтобы понять, как работает наш мозг, ученые провели тысячи экспериментов и написали гигабайты текстов. Татьяна Черниговская, крупнейший специалист в области нейронауки, свою знаменитую лекцию «Как научить мозг учиться» начинает с фразы: «Интеллект страшно упал — и это правда. Мировая статистика говорит о снижении интеллекта». Почему? Главным образом из-за того, что с каждым поколением люди все менее способны воспринимать текст — читать и понимать книги.

— Современные дети действительно гораздо меньше читают, чем в доцифровую эпоху. Но мы должны понимать, что у нас сейчас происходит большой фазовый переход человечества из цивилизации книги в цивилизацию медиа, — отмечает Ильин. — На нашем веку такого точно еще не было. Но мы должны понимать, что когда-то люди уже совершали подобный переход — от устного способа передачи данных к письменному. Когда появилось книгопечатание, опасения были большие, что потеряются важные смыслы, которые мы передаем голосом, интонацией и выражением лица. А в книге — безликий, мертвый текст. Но чтение все-таки победило. Человеку вообще свойственно сопротивляться новым, незнакомым технологиям.

Вспомните хотя бы движение луддитов первой четверти XIX века, которые протестовали против промышленной революции в Англии.

— Обучение через усвоение текста — это вообще совсем недавняя история, — говорит антрополог, кандидат биологических наук Станислав Дробышевский. — До середины ХХ века практически половина народа даже в цивилизованных странах вообще была безграмотная.

А потом оказалось, что чтение — оптимальный способ для получения больших объемов информации. Можно, как античные философы, устно учить людей, гуляя по саду, но тогда выучишь максимум двоих-троих. С помощью чтения обучение гораздо более эффективно: мы издаем одну книжку большим тиражом — и куча людей сразу учится. Книга — самый оптимальный наставник. Древние дети обучались наблюдением, подражанием, на личном опыте. Однако, когда вы обучаетесь на личном опыте, очень велика вероятность, что влипнете в какую-нибудь неприятность — отравитесь, кто-нибудь вас съест или прибьет. Детская смертность была высокой, зато шел естественный отбор — очень мощный. То есть по книжкам учиться не только быстрее, но и безопаснее. Обучение с помощью онлайн-игры — может быть, когда-нибудь это будет классно работать, но у человека нет вообще никаких эволюционных предпосылок к компьютерному обучению. Как развлечение — это очень хорошо, но как обучение — нет.

Этот ленивый мозг

— Игровая деятельность является ведущей, то есть основной, до школьного возраста, — рассказывает психолог, доцент МГППУ Юлия Лисичкина. — Начиная примерно с семи лет основополагающей становится учебная. Учеба — это построение новых нейронных связей. Для того чтобы их построить, требуется усилие, которое всегда неприятно нашему ленивому мозгу. Когда мы, например, познаем информацию через картинки, она усваивается неглубоко и ненадолго. А чтение заставляет работать мозг и усваивать сведения более надежно. Я сейчас наблюдаю неприятную тенденцию: студенты приходят с убеждением, будто учиться надо развлекаясь. Нет, опираясь только на удовольствие, мы не научим мозг учиться. Что мы можем сделать реально — это приучить его к тому, чтобы он не слишком сопротивлялся трудным задачам. И чтение для этого очень хорошо приспособлено. Только серьезные, объемные тексты развивают мышление — инструмент адаптации к переменам в современном мире, о которых так много говорится. Приведу пример: к эпидемии ковида лучше адаптировались образованные люди с развитым мышлением, а те, кто привык учиться по картинкам, принялись палить из ружья по соседям и пошли громить магазины.

— Чтение и игра не являются взаимозаменяемыми вещами, — говорит детский психолог Татьяна Ночкина. — Отказываться от чтения ни в коем случае нельзя. Можно заметить, наблюдая за учениками начальной школы: ребенок начинает читать книгу, и вы буквально в течение одного-трех дней обнаруживаете, что он использует слова и фразы, которые он оттуда почерпнул. Идет колоссальное обогащение языка. Проводились исследования среди подростков о том, насколько им необходимо чтение — не только книг, а вообще какого-либо связного текста. Исследовались ребята, которые не читают вовсе, и те, кто читает всякую чепуху: журналы, комиксы, газеты. Так вот, объем слов у детей, которые читали хоть что-то, оказался намного выше, чем у тех, кто не читает совсем. Я убеждена, что чтение будет оставаться лидирующим способом развития и обучения, пока речь остается ведущим способом коммуникации. Пока мы полностью не перешли на смайлики и пантомиму, мы будем нуждаться в том, чтобы формулировать свои чувства и желания, чтобы окружающие нас понимали.

Чтение как панацея

— Если ребенок не читает, читайте ему книгу вслух сами, — советует Ночкина, — и неважно, каков возраст вашего чада — десять лет или тринадцать. Особенно удобен ритуал отхода ко сну, но вообще читайте в любой момент, когда есть возможность. В один прекрасный день ваше дитя само схватит книгу и начнет читать, чтобы узнать, что дальше. Это стопроцентно эффективная практика.

Родителям нужно покупать и читать бумажные книги — и себе тоже. Чем чаще дитя видит вас с книжкой, тем быстрее у него активизируются «зеркальные нейроны», заставляющие людей друг другу подражать.

— Однако здесь нужно сделать пояснение, — отмечает эксперт. — Есть такой парадокс: родители мечтают, чтобы ребенок читал, — делают все, казалось бы, правильно, но добиваются противоположного. Причина в том, что они не создают атмосферу удовольствия вокруг книг, а нагоняют страх. За то, что ребенок не почитал, начинают наказывать, прессовать, кричать.

Чтение окружают ореолом осуждения. Негатив просто блокирует у ребенка любовь к чтению, и он может не подходить к книжным полкам до зрелого возраста? даже если вся семья читает, как оголтелая, с утра до вечера. Зеркальные нейроны в голове не заработают, если по ней бить.

КСТАТИ

Один крупный российский мобильный оператор подсчитал, какими сервисами больше всего пользовались его клиенты в апреле-мае 2020 года по сравнению с январем и февралем. Среди прочего выяснилось, что популярность мобильного приложения «Самоучитель английского языка» выросла на 30 процентов, количество читателей в онлайн-библиотеке увеличилось на 15 процентов, а время чтения — на 1 час.

Читайте также: Культ незнаний стал трендом: почему наш век — эпоха воинствующего невежества

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.