Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Интеллигент и Церковь: востребованность религии становится очевидной

Сюжет: 

Крещение Господне
Развлечения
Интеллигент и Церковь: востребованность религии становится очевидной
Церковная служба в честь Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2012 года, 11.30 Юная прихожанка, шестилетняя малышка, ставит свечку за здравие своих папы и мамы / Фото: «Вечерняя Москва», Анна Иванцова

Он возглавляет две крупнейшие энциклопедии страны — Большую российскую и Православную, руководит телепрограммой и продюсирует кино.

Сергей Леонидович Кравец — уникальная для нашего современного общества личность. С одной стороны — человек вполне церковный, с другой — яркий представитель и научной, и творческой интеллигенции. Кому, как не ему, судить о том, что происходит сегодня во взаимоотношениях Церкви и просвещенного общества.

Сергей Леонидович, почему в последнее время много говорят о конфликте интеллигенции и Церкви? Кто тут с кем конфликтует? Ведь представители интеллигенции — это не только Борис Акунин, Дмитрий Быков и Ксения Собчак, но и, например, Валентин Распутин, Никита Михалков, Сергей Кравец. У вас разве есть конфликт с Церковью? Может, тут не «интеллигенция», а какой-то другой термин нужен?

— И в самом деле не так просто определить, что такое сегодня интеллигенция. В доиндустриальном обществе было ясно — люди умственного труда. В индустриальном обществе становилось сложнее — социальные рамки размывались. Специалист на станке с программным оборудованием — он к интеллигенции ближе или к пролетариату? А в нашем постиндустриальном обществе появился огромный класс работников с высшим образованием. Те, кого еще называют «офисным планктоном». Это, конечно же, люди умственного труда. Но ни у кого язык не повернется назвать их интеллигенцией.

И каковы же тогда критерии?

— Есть известное выражение: кому нужна Конституция, а кому свиной хрящик. Так вот, условно говоря, сегодня интеллигенция это те, кому нужна Конституция. У кого есть интересы, не связанные с бытом, карьерой, уютом. Некие отвлеченные, нематериальные в широком смысле, интересы, которые лежат в области эвристической, познавательной, нравственной. И в этом случае интеллигентами оказываются и Валентин Распутин, и Дмитрий Быков.

Они вполне очевидно имеют эти интересы, правда, понимаемые ими абсолютно поразному. И поэтому надо разбираться: с какой частью интеллигенции какая часть Церкви вошла в конфликт.

То есть и обо всей Церкви в этом случае не стоит говорить?

— Несомненно, что у Русской Православной Церкви в целом нет конфликта ни с интеллигенцией, ни даже с частью интеллигенции. Потому что основное предназначение Церкви — спасение и хранение Христова стада. И эта главная задача никакого отношения к конфликту не имеет.

Надо понимать, что Церковь не социальное учреждение, не учреждение культуры. Она вообще не учреждение в обычном смысле этого слова. Церковь является телом Христовым, продолжением Христа в мире. Да, в нашем земном мире это продолжение обретает какие-то иные формы, может быть, даже иногда искривленные. Но это форма, а не содержание. Содержание Церкви — это следование за Христом. Если это содержание из Церкви убрать, там ничего не останется. Так вот обвинить нашу Церковь в отступлении от Христа невозможно. Церковь не отступает от учения Христа, продолжает считать Христа своим Главой, признавать спасительность пути к Христу для человека. И здесь конфликта нет.

Но где же тогда «искрит»?

— А вот напряжение и создается во многом из-за непонимания задач Церкви. В том числе из-за неправильных трактовок этих задач, которые идут и с церковной стороны. Поэтому зачастую то правильное, что делается, может облекаться в совершенно неправильные трактовки. И Церковь начинают обвинять в том, что ей вовсе не присуще.

Ведь, например, даже помощь обездоленным, служение в хосписах или в армии не является целью церковной жизни. Это лишь инструменты, которые, по сформировавшимся сегодня в церковной среде представлениям, способны привлечь в Церковь людей для того, чтобы они поняли, насколько важно их спасение.

Собственно, что такое священник, пришедший в хоспис? Он же пришел не лекарства раздавать, не решать проблемы благоустройства хосписа. Он пришел дать умирающим возможность исповедаться и причаститься ко Христу, даже тем, кто не верил и не звал его, «аки разбойник на кресте» перед самой своей кончиной. Или взять священника в армии. У нас часто трактуется, что это тот, кто должен произносить патриотические речи перед боем. Но это не его задача. Он не комиссар в пыльном шлеме, который накачивает красноармейцев. Он — человек, чье служение заключено в связи этих людей с Богом. И молитва перед боем это то, что вовсе не боевой дух укрепит, а покажет бойцам: они не одни, эта связь есть. Характерно, что ни во время войны 1812 года, ни во время Крымской войны, ни особенно во время Первой мировой войны, когда было много священников в действующей армии, отнюдь не проповедники получали награды и признание. А те, кто помогал вытаскивать раненых, успевая исповедовать и даже причастить Запасными Дарами умирающих на передовой.

Собственно, ни поддержка патриотизма, ни создание православной идеологии — это не цель Церкви. Может быть, некоторым церковным ораторам, которые выступают от имени Церкви, кажется, что так будет понятнее народу. Ну что там, дескать, говорить про причастие в последнюю минуту, мы лучше будем о социальных функциях. Но тогда и получается, что правильное дело, вот так неправильно описываемое, сразу вызывает негодование.

Многих раздражает близость Церкви к власти. Кто-то даже сказал: сейчас заходишь в храм, как в «Единую Россию», поэтому больше туда и не хожу. Может быть, это потому, что раньше, в советские времена, такие люди заходили в церковь как в диссидентский кружок?

— На самом деле есть только одна причина, ради которой стоит ходить в церковь. Ты идешь не в дом любимого священника, не в дом, где красиво поют, где хорошо служат.

Даже не в дом, где хорошо исповедуют. Ты идешь в дом ко Христу. Когда священник на исповеди говорит, что он лишь свидетель, это действительно так. Ты же не ему исповедуешься, а Христу. Христос слышит тебя. И причащаясь, ты причащаешься Христу. Как же можно отказываться от этого из-за того, что в церкви стоят другие люди? Это все равно, что ты умер, тебя Христос ждет, а ты говоришь: я не пойду, потому что там есть Петя Иванов. Сегодня у многих странное отношение к Богу. Как будто это не Тот, кто спасает тебя и готовит для жизни будущего века, укрепляет твою душу, а тот, кто должен тебе что-то материальное дать, устроить твои квартирные дела, помочь с работой и наладить отношения с мужем. Был у меня такой случай, когда человек, стоящий в очереди за мной на помазание в храме, на полном серьезе спрашивает: «У меня шея болит, а он лоб мажет. Может, попросить, чтобы шею помазал?» Кстати, это примерно то, что в нашем фильме «Орда» очень точно показал Юрий Арабов, вложив в уста хана Джанибека слова о том, что должен же быть от Бога хоть какой-то практический толк — прямо сегодня.

Человеку очень близко вот такое отношение к Богу. Я помню описание войн между улицами Cредневековой Италии из-за того, чья Богоматерь более эффективна. Как тогда, так и сейчас, людям нелегко представить себе, что Богоматерь — одна, а молишься ты не Казанской или Владимирской иконе, ты молишься Богоматери. Такой утилитарный подход вообще-то не имеет отношения к Христу.

Значит, те, кто не находит в церкви то, чего хотел, просто не того хотели и не там искали?

— Тут тоже стоит разделить проблему. Есть интеллигенция более просвещенная и есть менее просвещенная. Те, кто говорят, что не могут идти в церковь, потому что там, к примеру, «Единая Россия», а не «Левый фронт», это люди менее просвещенные. Их только условно можно назвать интеллигенцией, это политически активный слой общества. Ведь, собственно, политика тоже принадлежит скорее к материальному, чем к нематериальному миру.

Гораздо более интересная проблема возникает с людьми действительно сильных нематериальных устремлений, которые говорят, что вроде бы они христиане, но в храм не идут, потому что у них к Церкви есть претензии.

И вот по отношению к этим людям у меня есть ощущение, что они идут в церковь, чтобы создать там свой дом, а не как в дом Бога. Они так и не смогли понять, что есть мировоззрение, где не ты главный. Где ты не являешься центром Вселенной. Это не значит, что тебя в чем-то ущемляют. Это значит, что ты попадаешь в огромный мир, центром которого является не человек, а Бог. Он не ущемляет тебя в твоих свободах. Он ущемляет тебя только в одном — в самомнении.

Ведь Достоевский об этом и писал, что если Бога нет, то центр мира — я. И продолжал: а тогда все позволено. Является ли такое понимание виной или бедой человека? Бедой — несомненно. Виной — тут нужно разбираться. Потому что, честно говоря, историческая Церковь тоже немало приложила к этому руку.

Помните «Легенду о великом инквизиторе»: «зачем Ты пришел к нам мешать»? Ведь это и есть апогей идеи земной Церкви — превращение ее в мощное учреждение с некоей мобилизационной идеологией. Когда идеология крепкой мощной корпорации отодвинула суть христианства. Наиболее очевидно это было в католической Церкви. В каком-то смысле это земное устроение оказывалось характерно и для православной Церкви — в гораздо меньшей степени, но тем не менее. И вот как только мы переводим смысл Церкви с Христа на земное устроение, то оказываемся в совершенно пустом зале. Стены есть, а смысла нет. И поэтому очень важно, когда есть люди в Церкви, что говорят не о церковных функциях в разных отраслях человеческой жизни, а о самом главном — о Христе. Которые в праздник Божией Матери говорят не о победе русских с помощью иконы Божией Матери над иноплеменниками, но прежде всего о Богородице.

С чем же все-таки связана нынешняя активизация антицерковных настроений?

— Не стоит преувеличивать их масштаб, в процентном отношении к сообществу верующих картина мало меняется в веках. И антицерковные настроения тоже бывают разные. Есть абсолютно атеистические. А есть богоборческие. Это разные вещи. Если ты богоборец, то очевидно, что идея Бога в тебе присутствует.

«Бесы тоже веруют».

— Да, бесы тоже веруют, потому что знают, что Бог есть. Так вот во многом атаки на Церковь — это проявление огромного интереса к ней. Ведь чего проще было бы просто игнорировать Церковь? Тебе же ее не навязывают. Не ходи. По телевизору церковных программ практически нет, во всяком случае — в прайм-тайм. Никто не заставляет — но интерес острый. И это потому, что востребованность религии становится все более очевидной. Она, может быть, еще не осознанна, но очевидна. И человек чувствует это. И реагирует в той или иной форме.

Взять те же самые споры о строительстве двухсот храмов. Ну разве не парадокс? У вас строят клубы, рестораны, магазины с продажей алкоголя, по этому поводу даже не проводятся слушания, и это не вызывает такой реакции! А вот собираются построить храм, куда будут ходить какие-то люди, и это будет тихое место, совершенно не препятствующее вашей безопасности. И это не то место, которое будет привлекать шпану со всего района.

Но тем не менее вы идете и протестуете. Почему? Значит, это вас задевает. А раз так задевает, вы должны понять, почему. То есть на подсознательном уровне вы признаете значимость этого. Мне покойный патриарх Алексий рассказал такую историю.

Когда он был священником, к нему пришли мама и бабушка одного ребенка и попросили его окрестить. Он окрестил. На следующий день приходит отец. Очевидно, человек, связанный либо с комсомолом, либо с партией. И начинает ругаться. Я, говорит, в Бога не верю, Бога нет.

Так что раскрестите моего ребенка. Будущий патриарх говорит: это невозможно — ребенок единожды крещенный не может быть раскрещен, к тому же, если вы не верите в Бога, то какая вам разница — крещен ребенок или нет? Знаете, объясняет тот, я не верю, но чувствую, что надо раскрестить. И это очень характерно. Не веришь — игнорируй. Нет, вам нужно раскрестить! Значит, важность этого где-то в глубине души осознается, хотя пока и не формулируется.

А если сформулировать, что получится?

— Что мы переходим в эпоху религиозного сознания. Ведь что произошло? Где-то с конца ХVIII — начала ХIХ века мир находился на такой ступени развития, которая может быть выражена знаменитой фразой «в гипотезе Бога я не нуждаюсь». Дальше жизнь развивалась. Человек открывал для себя все новые знания. Знания порождали новые технологии. Новые технологии изменяли жизнь.

Мы это просто в одном поколении увидели. Жили в индустриальном обществе, перешли в постиндустриальное, и наша жизнь принципиально изменилась. Возможность летать, связываться по сотовому телефону, Интернету, многое другое… И вдруг на этом новом этапе человеческого развития идея Бога становится очень востребованной. Не вдруг, конечно, но сегодня можно это зафиксировать. Ведь мы достигли почти предела материального комфорта в жизни. Конечно, это касается еще далеко не всех. И, собственно, задача цивилизации сделать эту комфортность доступной для все большего числа людей. Однако сам предел очевиден, реален. И это одновременно предел, за которым человек на этом пути перестанет быть человеком.

Почему?

— Все, что будет дальше, может привести к изменению человека — такого, каким он был создан. К замене его тела или частей тела чем-то другим. К каким-то способам передвижения, которые будут разрушать тело, а потом его воссоздавать. К иным возможностям потребления. Это пока из области научной фантастики, но мы понимаем, что, в общем, для человека как для некоей биологической цельности уровень комфортности достиг почти пределов. Все дальнейшее связано с принципиальными изменениями самого потребителя этого комфорта. И в этом отношении наша цивилизация свою сверхзадачу выполнила.

Значит, остается что? Главным становятся вопросы мироздания. Отсюда, например, и такой интерес к Большому взрыву. Почему вот именно сегодня вопрос о создании Вселенной так будоражит умы? Да потому что мы перешли в другую эпоху, когда очень важным становятся такие вещи. И это отражается на всех уровнях, в том числе и на уровне массового сознания. Ведь главными героями массовой культуры сейчас становятся кто? Аватары, робокопы, мутанты, терминаторы… Уже не люди.

Даже герои ковбойских фильмов, созданных на излете индустриального периода, — это были все-таки люди, обладающие смелостью, ловкостью, но не сверхъестественными способностями. А сейчас герои другие — с нечеловеческими возможностями. И такой всплеск интереса к фэнтези, к разному волшебству именно потому, что мы подошли к этому рубежу. А дальше выхода-то два. Или связь с Богом, и — понимание своего предназначения. Или выход в представление о том, что ты — некий этап. Что потом будут какие-то монстры или мутанты. Наша цивилизация без Бога может развиваться, только изменив человека, заменив его кем-то другим. А вот сохранить человека, спасти его может только цивилизация с религиозным воззрением.

КСТАТИ

Еще с прошлого года наша газета начала издавать книги в формате ТОП-10 лучших.

«10 монастырей Москвы» — издание рассказывает о Новодевичьем, Донском, Зачатьевском, Иоанно-Предтеченском, Покровском, Высоко-Петровском, Богородице-Рождественском, Сретенском,Свято-Даниловом и Новоспасском монастырях. Книга предлагает молитвы, с которыми следует обращаться к святыням.

«10 храмов Москвы, хранящих чудотворные святыни» — путеводитель, который проведет читателя по столичным чудотворным святыням.

В каждом разделе можно найти много полезной информации: как добраться до храма, его телефоны и сайт, расписание богослужений.

Последнее издание — «10 московских чудотворных образов, которые помогают людям». Книга рассказывает о чудотворных иконах, хранящихся в столичных церквях и храмах, к которым обращаются в определенных жизненных ситуациях.

Читайте также:

Книжная коллекция "Топ-10"


Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.