Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Николай Бородачев: Мы намерены запустить телеканал, где будут показывать раритетное кино

Развлечения
В Госфильмофонде хранится 967 тысяч фильмов и видеороликов. От немых картин братьев Люмьер до современных работ.
В Госфильмофонде хранится 967 тысяч фильмов и видеороликов. От немых картин братьев Люмьер до современных работ. / Фото: Илья Питалев

Одна из сенсаций этого года — чудом сохранившиеся фрагменты уничтоженного фильма Сергея Эйзенштейна «Бежин луг». «Вечерка» поговорила с гендиректором Госфильмофонда Николаем Бородачевым. 

- Начнем с традиционного вопроса: что нового на фестивале этого года?

- Этот фестиваль - семнадцатый по счету. С каждым годом он набирает обороты, к нам приезжает все больше зарубежных участников: 2 года подряд к нам приезжают американцы из библиотеки конгресса США. Их интерес заключается в поиске утраченных американских фильмов. Мы сохранили 40 американских фильмов, которые утрачены в США. Это бесценно. Первую партию из 10-ти фильмов мы им передали вместе с библиотекой имени Ельцина. Безвозмездно и безвозвратно. Это цифровые копии. А оригиналы остаются у нас. Сейчас переговоры идут о передаче следующей партии. Они планируют выделить специальный Грант Госфильмофонду РФ за хранение их фильмов. И планируют провести в Америке ретроспективу этих фильмов с участием Госфильмофонда. Поэтому фестиваль является для специалистов мощной базовой платформой. Из Великобритании приехала специалист по русскому кино, из Чехии коллеги прибыли, из Японии, СНГ, Украины, Таджикистана…

Фестиваль архивного кино уникален, ибо подобных в мире - наперечет, и интерес специалистов и любителей кино к мероприятию увеличивается ежегодно в геометрической прогрессии. Именно у нас можно увидеть абсолютные раритеты из истории кино, среди которых фильмы-находки и киноленты, восстановленные благодаря новейшим компьютерным технологиям. Чем дальше мы уходим от момента рождения этого вида искусства, тем меньше шансов найти 100 или 50-летние ленты или небольшие фрагменты. Фестиваль "Белые Столбы" опровергает это, показывая на экране целую неделю находки и открытия, сделанные в наши дни: чудом найденные в киноархиве Чехии документальный фильм - классика советской анимации М. Цеханковского "Гопак" 1931 года, один из первых мультфильмов "Улица поперек" 1931 года и документальный фильм "Афганистан" 1928 года режиссера В. Ерофеева. Фильмы эти прежде считались утраченными, и вот они найдены в чешском архиве и показываются на фестивале. В  этом году представлены фрагменты фильмов, сохранившихся не полностью: "Бежин луг" С. Эйзенштейна, "Катастрофа в Оахаке", который Эйзенштейн снял в Мексике, и который до сих пор нигде не показывался. Так что это - такие своего рода премьеры через 70 лет.

В программе "Балет на экране" - монтаж уникальных съемок раннего русского балета, в одном из фрагментов есть возможность увидеть Николая Черкасова, исполняющего балетную партию.

Будет показана часть программы стерео-фильмов, подготовленная для показа на Зимней Олимпиаде в Сочи, программа восстановленных советских довоенных мультфильмов. 

Фестиваль подобрал фильмы и к 150-летию К. С . Станиславского, и к 100-летию М. Рекк, В. Ли, Ж. Марэ, Б. Ланкастера - с их участием. 

"Анимационные сюжеты "Фитиля", "Анимация и мастерская советской сцены", "Из архива Романа Давыдова" - хорошая и интересная мультипликационная программа. Открытие ознаменовал показ фильма Твардовского "Мордовия через тысячелетия".

Программа "In memoriam" отдает дань памяти кинематографистам, ушедшим в прошлом году. Будут показаны фильмы "Остров" Ф. Хитрука, "Время путешествия" А. Тарковского (памяти Т. Гуэрра) и др.

Подборка документальых фильмов 1943 года  - напоминание о событиях Второй мировой войны. В рамках фестиваля состоится премьера итальянского фильма "Бунтарь", посвященного 90-летию первой антифашистской забастовки. Премьеру посетит режиссер Джан Карло Бокки. 

- В вашем хранилище есть мультик 1912 года. А сколько их хранится всего?

- Хранится 2500 наименований. Хотя мы знаем как обыватели «на память» -  100. Важно, что здесь хранятся мультфильмы бывших союзных республик: прибалтийские, среднеазиатские…

- Как вы считаете, чем они отличаются от сегодняшних, современных?

- Безуcловно, улучшилась техническая база, но что касается идеологии…  Бардин говорит, что детей надо грузить, иначе у них не будет работать мысль. На мой взгляд, мультики сейчас делаются для взрослых, но их преподносят детям. У детей работает по-другому сознание. Я согласен с Бардиным, но дело в том, что мы выпускаем подарочные издания российской мультипликации, и его одинаково успешно смотрят и дети, и взрослые. Еще один важный момент: мультики должны быть безопасными для детской психики. То, что сейчас делают зарубежные студии или так называемая «свободная студия» -  сравнения  с советской мультипликацией нет. Раньше было больше ответственности, именно это отличает советские мультики. А сейчас нет цензуры. С одной стороны, это хорошо, но это не значит, что можно рисовать все, что лезет в больную голову.

- Вы закладываете новое здание для хранения фильмов. Сколько в год к вам поступает картин?

- Около 10000 роликов ежегодно и порядка 100 картин. Я имею в виду художественные ленты. Документальные сдаются в Красногорск. А мультики и зарубежные фильмы (каждая компания, которая покупает зарубежный фильм, должна по закону сдать копию сюда) - здесь. Условия хранения цифровых носителей и условия хранения пленки – это 2 разные вещи. Мы сейчас делаем проект для цифрового  хранения. Будем отдельно строить цифровые хранилища. У нас там уникальные стеллажи, больше в мире таких нет. Предусмотрена циркуляция воздуха вокруг каждой банки – это мировой эксклюзив, наше новшество. Многие страны стали перенимать у нас эти технологии. Сейчас многими продюсерами ставится вопрос о сдаче первого экземпляра на цифровых носителях. Мы сопротивляемся и доказываем, что режиссеры, продюсеры заинтересованы в первую очередь в финансовых вопросах, а делать экземпляр на кинопленке – это дополнительные расходы. Меня поддерживают режиссеры. Человечество пока не изобрело лучшего для хранения, чем кинопленка и бумага. Ведь цифровые носители дают гарантию хранению 10 лет, бумага – 200 лет. Пленка – 500 лет по гарантии Кодака. Прошло 100 лет,  и мы по фильму «Понизовая вольница» убедились что он сохранен. Лучшего материала для хранения нет.

- Как обстоят дела с новыми профессиональными кадрами?

- Мы обучаем своими силами ребят в двух вузах: Питерском Университете кино и телевидения и во ВГИКе – для того, чтобы потом они работали у нас. Предоставляем квартиры и общежитие. Специалистов нашего профиля нигде не готовят. И поэтому мы детей с базовым кинотехническим образованием у нас же и доучиваем. Надо сказать, у нас работают преданные делу кино – люди. Мы стараемся всячески улучшить условия нашим сотрудникам  - увеличили зарплату до 20 000 руб. А обычно сотрудник этого профиля получает 10 000 руб. В Красногорском архиве – 6 000 руб. Такова реальность.

- Расскажите о ваших зарубежных филиалах. Где и какие архивные фильмы в показываете, что пользуется зрительским интересом, каков резонанс? В Москве в «Иллюзионе» насколько востребован ваш постоянный репертуар?

- В «Иллюзионе» зрительская публика сохраняется из года в год – это любители классического кино. В последние 2 года появилась тенденция молодежного интереса к киноклассике. Мы показываем серьезные фильмы. Для того, чтобы людям было комфортно, мы сделали ремонт в кинотеатре, и утвердили малую стоимость билетов  – 50 руб. Для детей составили программу мультфильмов. В кинотеатре работают опытные киноведы, которые очень правильно и хорошо составляют программы и советского, и российского, и зарубежного кино. Поток зрителей с каждым годом увеличивается. 2/3 зала на сегодняшний момент заполнены стабильно. В Москве это единственный кинотеатр, где проводятся кинолектории.

А за границей мы проводим целевые показы: во Франции, сейчас планируем в Америке - в Нью-Йорке или Вашингтоне. Готовим ретроспективу сохраненных американских фильмов. В этом проекте очень заинтересованы американские киностудии – создатели этих картин, поскольку у них материал утерян, и они готовы финансировать ретроспективы. В Марселе, например,  мы показали фильмы «Живые и мертвые» и «Освобождение». Это объединенная лента, ее никто не берет, потому что неформатная. Мы ее отвезли и показали за свой счет. Таким образом, фильм опровергал то, что войну выиграли американцы, и было важно, что после фильма активно проходили дискуссии. Аудитория - не только экспаты, в основном, -  французы. Зал на 820 мест, и нет ни одного свободного на показах, так всю неделю, пока идет фестиваль. Это ежегодный проект, он имеет хороший успех и резонас. 

- Можете коротко подвести итоги за год ?

- Наши перспективы – это строительство нового здания и его открытие. Запуск нового отдельного ТВ-канала, на котором будет транслироваться кинобогатство, что мы храним. В социальном плане большие продвижения - все сотрудники обеспечены квартирами. Поддерживаем инициативу о материнском капитале. Вручаем 100 000 рублей матери без отчета трат. Пенсионерам выдаем с наступлением пенсии 50 000 руб от коллектива.  Выплачиваем пособие на содержание детей до 3лет. В Госфильмофонде  развито медобслуживание: свое УЗИ, работают врачи, есть опция приглашения врачей для обследований. Участникам ВОВ доплачиваем пожизненно пенсию. Организовываем экскурсии за рубеж. В Черногории ежегодно арендуем для сотрудников пансионат. В Ейске - Дом отдыха, и там же проводим кинофестивали, а также в Нальчике и Москве. Вот планируем новые фестивали  в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге. А еще в Австрии открываем представительство, в Нальчике. И по всему Кавказу ездит наш представитель и показывает фильмы (по аулам, местам заключения и тд). За наши заслуги правительство Кабардино-Балкарии наградило меня званием Заслуженного деятеля искусств республики... А проблемы, которые есть, решаются потихоньку.

Мы зависим от нашего правительства и его поддержки. Сначала было довольно сложно с финансированием, пока мы не доказали, что наша организация равнозначна, к примеру, Третьякой галерее, Эрмитажу, Библиотеке Ленина, Библиотеке Ельцина, с которой мы сотрудничаем.  У нас хранятся первоисточники, негативы кинофильмов. Не могу назвать другие синематеки, которым правительство уделяло бы столько внимания, как нам.  Когда приезжают те же американцы и видят наше техническое оснащение, то говорят, что не могут себе подобного позволить. Поэтому любите кино, Родину и не поддавайтесь на провокации, будьте умными.

- А как же нашумевшее соседство с Депардье?

- Если честно, я уже устал показывать иностранным журналистам место, отданное под строительство его дома. Мы давно дружим с Жераром, он – наш частый гость. У нас есть совместный проект – фильм «Распутин», премьера которого уже состоялась. И скоро, должно быть, мы сможем приходить друг к другу на чай и обсуждать погоду и дела, ну, когда он построит свой дом. Наше Домодедово развивается. Закладывается парк общероссийского значения. Построена дорога отличного качества. Мы не стоим на месте. Такие перемены дают людям большую поддержку, стабильность. Наша творческая неуспокоенность находит свои воплощения. И это – хорошо!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.