Королева выразительного танца – Пина Бауш
Открывала программу российская премьера немецкого фильма «Весна священная. Репетиция» (1987). Фильм позволяет заглянуть в святая святых театра – репетиционный зал, где танцовщица Киоми Ичида под руководством Пины Бауш отрабатывает детали танца. Хореограф, несмотря на экстравагантный прикид (белый лётный шлем, темная кофта с мужскими брюками, заправленными в резиновые сапоги), показывает каждую комбинацию, обращая внимание на технические нюансы, чувственное наполнение образа и слияние его с музыкой Стравинского. («Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет».)
Затем был показан балет «Весна священная», принесший Бауш мировую славу и определивший ее дальнейший творческий путь в современной хореографии.
«Весна» Бауш соответствует композиторской концепции и потому особенно волнует, делая мощную музыку Стравинского зримой. Хореограф выстраивает тончайшую гармонию между животной стихией первобытной толпы, выбирающей жертву, и ее строгой графикой при исполнении ритуального круговорота жизни, между мужским напором и женским смятением.
Девушка, избранная мужчинами в жертву богам, танцует под завораживающий ритм до тех пор, пока не разорвется ее сердце. Танец этот – смесь страха перед смертью, о которой Избранница знает, и покорности судьбе. Кульминацией сцены является момент, когда девушка, словно смертельно раненый зверь, бросается лицом в землю. На глазах оцепеневшего зрительного зала жертва словно растворяется в охватившем ее ужасе.
Театр Пины Бауш – явление уникальное в мировом искусстве уже потому, что он уничтожает любые преграды на пути к зрителям авторского танца – образного, выразительного и чувственного. Дерзкое, провокационное театральное воображение хореографа, смешение пластических стилей, жанров и техник, использование музыки разных эпох и направлений сделали спектакли П. Бауш оригинальными по форме и пронзительными по чувственному восприятию.