Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Джазовые импровизации знаменитого оркестра

Развлечения
Джазовые импровизации знаменитого оркестра
Джазовые импровизации знаменитого оркестра. / Фото: www.sxc.hu

Джаз как-то не очень ассоциируется с далекой историей: кажется, в мире этой музыки все суперсовременно. И тем не менее! В нынешнем году исполняется 90 лет со дня основания «Оркестра Дюка Эллингтона» (Тне Duke Ellington Orchestra), созданного великим маэстро джаза.

В рамках юбилейных торжеств оркестр выступает в Москве – на 24 апреля в Светлановском зале Международного Дома музыки запланировано большое джазовое шоу, посвященное юбилею.

Свинг или не свинг?!

Сегодня этим коллективом, давшим жизнь большинству композиций «великого Дюка», руководит внук знаменитого джазмена – Пол Эллингтон. Он сменил на этом посту своего отца - Мерсера Эллингтога, который первоначально работал музыкантом в оркестре Дюка, а после его смерти в 1974 году возглавил бигбэнд.

Пол вырос в атмосфере джазового свинга – стиля музицирования, многие моменты которого были в значительной степени инициированы его могучим дедом. Поэтому Эллингтон-мл. практически точно знает, как должен звучать «эталонный» джазовый оркестр – включая широкие возможности импровизации почти на каждом концерте, без которой, как известно, хорошей джазовой музыки просто нет. По чертам лица и сценической манере Пол очень напоминает своего знаменитого предка. Эксперты отмечают и определенное внутреннее сходство – например, музыкальную чуткость и умение соответствовать веяниям времени. Тем не менее, Пол – это явно «ассимилированный» вариант «великого Дюка», у него и более светлый оттенок кожи, так что внешне внук скорее напоминает метиса, чем традиционного афроамериканца.

Во время выступлений оркестра Пол часто «лидирует», занимая «руководящее» место на сцене – в качестве солиста и дирижера. Таким образом он сохраняет сложившуюся в бигбэнде со времен деда «иерархию» - создающую еще и зрительное, «архитектурное» впечатление от концертов коллектива.

Убедиться во всем этом вскоре смогут москвичи-любители джаза. Концерт в МДМ не случайно представлен как джазовое шоу: Оркестр Дюка Эллингтона в новом составе, но с традиционной «закалкой» в ходе своего выступления выдает настоящий музыкальный перформанс, в котором присутствуют и яркие, порой экзотические, соло, и традиционные знаменитые композиции «великого Герцога», сыгранные с тонким налетом современности, новизны.

Бандиты или аристократы?

Как известно, джаз как музыкальный стиль и «формат» в значительной степени сложился в портовом «бандитском» Нью Орлеане - разумеется, вовсе не как тонкий элитарный жанр, к которому джазовая музыка бесспорно относится сегодня. Первоначально в основе джазовых концертов и сейшнов лежал именно «маргинальный», «развязный» стиль, нередко ассоциировавшийся с чем-то непристойным. Не случайно само значение слова «джаз» - вовсе на «джем», которым нынче потчуют меломанов на современных «сейшнах». По некоторым данным, у этого слова есть несколько первоначальных значений, которые весьма далеки от высоких и изысканных гармоний джазовой музыки. Например, еще в середине XIX века слово «джаз» употреблялось, к примеру, в значении ободряющего, экстатического выкрика у некоторых африканских народов, имевшего, мягко говоря, очень далекое отношение к интеллигентным формам выражения мысли. А в начале ХХ века, согласно углубленным лингвистическим исследованиям, это слово бытовало в Чикаго и обладало «не вполне пристойным смыслом». По некоторым информированным источникам, примерно в то же время и в тех же краях джаз в переводе с английского (вернее - «американского») имел жаргонное звучание и означал, увы, «мусор, грязь, отбросы». Вот уж поистине – «Когда б вы знали, из какого сора…»

Над тем, чтобы превратить подобное звучание в одно из ведущих музыкальных направлений, придав ему полноту и аристократизм, поработали многие джаз-оркестры прошлого века – Луи Армстронга, Каунта Бейси и Бенни Гудмана, Томми Дорси и Гленна Миллера, Джимми Ландсфорда и Чарли Барнета… Но бигбэнд Дюка Эллингтона (равно как и личность самого Герцога – как его прозвали в джазовом мире) занимает особое место в истории и становлении джазовой музыки. Прежде всего потому, что это оркестр-долгожитель, который, в отличие от многих других джаз-бэндов своего времени, благодаря музыкальному и продюсерскому таланту своего руководителя, пережил несколько эпох, успешно трансформировал и аранжировал репертуар, оставаясь при этом верным своему особому стилю. И остался популярным до наших дней, собрав уже третье поколение джазменов.

«Средний американец»

Возможно, многие причины этого феномена следует искать в детстве Дюка Эллингтогна. В отличие от коллеги Армстронга, который провел свои юные годы в трущобах Нового Орлеана и рос в неблагополучной, как сейчас говорят, семье, - Эдвард Кеннеди Эллингтон (таково полное имя выдающегося музыканта) принадлежал к благородной и довольно зажиточной фамилии, отвечавшей уровню «средних американцев». Ребенок отличался хорошими манерами, умел весьма правильно и даже витиевато говорить по-английски и рано проявил музыкальные способности. Правда, классическое фортепьяно, к которому его пыталась пристрастить мама-музыкантша, не очень-то увлекало будущую знаменитость. Ему нравилось играть джаз и покорять сердца девушек виртуозными руладами. В результате в 19 он женился на одной из своих фанаток, а в 24 года создал свой первый оркестр - и уехал покорять Нью-Йорк. Уже тогда Дюк стал одним из ярких представителей нового музыкального стиля «джунгли», базирующегося на сложных африканских ритмах и неожиданных звуковых эффектах…

Как мы знаем, позже оркестру Дюка Эллингтона удалось покорить не только Нью-Йорк и всю Америку. Быть поклонником этого коллектива в середине прошлого века стало модным не только в США, но и в Европе, искушенной различными музыкальными стилями и именами. Бигбэнд Эллингтона успешно «перешагнул» даже известный кризис, разразившийся в мире джаза после II Мировой войны, когда многие джаз-ансамбли потерпели фиаско и ушли в никуда. Хотя и сам Эллингтон пережил в эти годы тяжелые времена, а его оркестр даже выступал иногда в незавидной роли коллектива-аккомпаниатора во время записей популярных эстрадных исполнителей – на пластинках название оркестра подчас даже не упоминалось.

«Караван» уходит в вечность

Но в середине 50-х все вернулось на круги своя: после очередного джазового фестиваля мир словно открыл оркестр Эллингтона заново, его настигла новая волна суперпопулярности. Герцог был вновь на коне. Но, памятуя уроки прошлого, он теперь внимательно отнесся к новым (и «хорошо забытым старым») веяниям в музыке - в репертуаре появились композиции в стиле «бибоп» и переосмысленные вариации в формате «регтайм».

Да и сам Эллингтон многое переосмыслил в себе - теперь он тяготел к произведениям крупных музыкальных форм. Именно к этому времени принадлежат его известные оркестровые сюиты: Newport Jazz Suite, Drum Is A Women, Sharespearean Suite и др. Оркестр много гастролирует по миру, вызывая восторженные отзывы не только «простых» меломанов, но и высших интеллектуальных, даже правительственных кругов многих стран. Среди его поклонников – философы и ученые, парламентарии, короли и даже один Генсек ЦК КПСС! Во Франции Эллингтону вручают орден Почетного легиона, его оркестру рукоплещет рафинированная публика во время концертов в Белом доме и резиденции Английской королевы…

Сегодня в репертуаре Оркестра Дюка Эллингтона, с которым этот прославленный коллектив выступит в Москве – и классика времен великого Герцога, и новые произведения. Среди них, конечно же - знаменитые пьесы, ставшие мировой классикой джаза, которые «на слуху» и у сегодняшних любителей этого жанра: Caravan, Take the "A Train", Sophisticated Lady и пр.

Внук, Эллингтона, Пол, который сегодня «рулит» его знаменитым оркестром, свято следует советам деда: не забывать о своей ведущей роли в ансамбле, быть впереди – и вместе с тем давать другим оркестрантам широкие возможности продемонстрировать свои таланты. Именно на этом, как и в прошлом, – на созвездии талантов – строится и ныне успех Оркестра Дюка Эллингтона, который на днях смогут услышать (и увидеть!) москвичи.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.