Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

10 живописных сокровищ Третьяковской галереи

Развлечения
Третьяковка.
Третьяковка. / Фото: Википедия

В коллекцию Третьяковской галереи входят десятки тысяч шедевров русской живописи, графики, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства XI — начала XXI веков.

"Вечёрка" предлагает совершить своеобразную виртуальную экскурсию по знаменитому музею и вспомнить десять самых известных живописных полотен Третьяковки.

1. "Утро в сосновом лесу" (1889)

Широко известно, что четырех медвежат, резвящихся на упавшем стволе дерева, написал вовсе не Иван Шишкин, а Константин Савицкий. Первоначально картина, изображающая ранее солнечное утро в лесу, была подписана двумя авторами, однако после покупки полотна Третьяков стёр с него автограф Савицкого, посчитав, что живописная манера Шишкина превалирует и не оставляет места для второго художника.

Кстати, если спросить, сколько медведей  изображено на картине “Утро в сосновом лесу”, многие отвечают, что трое. Так происходит из-за того, что популярные шоколадная конфета "Мишка косолапый", обёртку которой украшает репродукция шедевра Шишкина, в народе называют "Три медведя".

2. "Демон сидящий" (1890)

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой…

Прекрасный юноша с печальным взором, сидящий на скале в лучах заходящего солнца – таким художник Михаил Врубель изобразил Демона из одноименной поэмы Михаила Лермонтова. В своей работе живописец вместо кисти использовал специальный нож для смешивания красок, создав таким образом эффект витража. Напряженность Демона усиливается композиционно – фигура как будто старается уместиться в рамках картины и ей явно не слишком просторно.

3. "Боярыня Морозова" (1884-1887)

Колоссальное по масштабам (304 см на 587,5 см) произведение Василия Сурикова можно разглядывать часами, ведь у каждого образа на этой картины есть самостоятельная история. Центральным персонажем, разумеется, является старообрядица Федосия Морозова, сподвижница протопопа Аввакума. Царь Алексей Михайлович сослал боярыню в Пафнутьево-Боровский монастырь, после чего её заточили в монастырскую тюрьму, где она погибла от голода.

Первоначально картина о "расколоучительнице" задумывалась небольшой, но очень скоро Суриков понял, что полотно не вмещает все те образы, которые он замыслил изобразить.

В зале Третьяковки, где представлена "Боярыня Морозова", висят не менее знаменитые этюды  - художник буквально собирал свое произведение по частям, прикалывая наброски к основному полотну. Среди всего многообразия лиц одно особенно приковывает взгляд – измождённое, бледное лицо Федосии Морозовой с её глазами то ли фанатички, то ли святой мученицы, нервным жестом правой руки и безжизненно сложенными на санях ногами.

4. "Троица" (1411 (1425-1427))

Самое знаменитое произведение иконописца Андрея Рублёва хранится именно в Третьяковской галерее. На иконе изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом - палаты Авраама, дерево - дуб Мамврийский,  и гора Мориа. Ангелы расположены на иконе так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша, которую благословляют руки среднего и левого ангелов. Формой, наиболее наглядно выражающей представление о единосущии трёх ипостасей Святой Троицы, в иконе Рублева становится круг — именно он положен в основу композиции.

В своей знаменитой иконе Рублёв изобразил ветхозаветный сюжет "Гостеприимство Авраама", изложенный в 18-й главе библейской книги Бытия. Это рассказ о том, как праотец Авраам встретил у дубравы Мамре трёх таинственных странников. Во время трапезы ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака.

5. "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1883-1885)

Полотно Ильи Репина часто называют "Иван Грозный убивает своего сына" - что, собственно, исчерпывающе указывает на сюжет. Художник изобразил русского царя Ивана V в один из самых страшных моментов его жизни – он держит на руках тело своего сына, которого он буквально минуту назад сам же и убил в порыве ярости ударом посоха в висок. Невидящими от ужаса глазами на нас смотрит безутешный, обезумевший от боли отец, пытающийся спасти своего сына.

Стоит отметить, что судьба картине досталась непростая: её запретил к показу сам император Александр III. К счастью, запрет действовал всего три месяца. В 1913 году Репину пришлось почти полностью переписывать лицо Ивана Грозного, после того, как картину изрезал ножом старообрядец и иконописец Абрам Балашов.

6. "Богатыри" (1881-1898)

Виктор Васнецов работал над образами трёх былинных богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича – почти 20 лет. Принято считать, что прообразом Ильи Муромца (богатырь в центре, на вороном коне) послужил император Александр III, которого Васнецов очень уважал. Добрыня Никитич (богатырь слева, на белом коне) в былинах вовсе не является старым человеком, однако на картин он изображён в возрасте, с бородой, и весьма напоминает самого художника.  Отважные воины едут дозором – нет ли где врага, желающего напасть на землю русскую. Тревожное настроение передают не только позы богатырей, но и налитое свинцовыми тучами небо, сулящее трудную битву.

7. "Видение отроку Варфоломею" (1889-1890)

О своей первой картине из цикла о Сергии Радонежском художник Михаил Нестеров уверенно говорил: "Жить буду не я. Жить будет "Отрок Варфоломей".

Картина пересказывает сюжет из "Жития Преподобного Сергия" Епифания Премудрого: отрок Варфоломей пошёл по приказу отца в поле искать коней и увидел под дубом старца-черноризца, саном пресвитера. Старец молился, отрок подошел к нему и поведал скорбь своей души. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о просвещении дитяти свыше, затем, достав ковчег, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: "Возьми, чадо, съешь: сия даётся тебе в знамение благодати Божией и разумение Святого Писания".

8. "Купание красного коня" (1912)

Самая известная работа художника Кузьмы Петрова-Водкина с противоречивым и на первый взгляд незатейливым сюжетом, как и водится, с множеством скрытых смыслов. На первом плане – огромный конь ярко алого цвета и бледный юноша-всадник. Конь погружается в зеленоватые волны водоёма, в котором купают своих лошадей ещё два наездника.

Искусствоведы считают, что немалое влияние на Петрова-Водкина оказала иконопись – как в композиции, так и в колористике. Очень может быть, что изначально конь был гнедым, а красным стал из-за того, что художник вдохновился новгородскими иконами, где лошадей нередко изображали в красном цвете.

9. "Чёрный супрематический квадрат" (1915 год)

Казимир Малевич загадал загадку на все времена – над интерпретацией его полотна бьются уже почти век, версий множество, но, похоже, правда для каждого своя. Кто-то видит в изображенном на белом холсте черном квадрате свою философию жизни, для кого-то это просто прямоугольник, ничем не примечательный и не несущий никаких скрытых смыслов.  Кто-то уверен, что Малевич писал нечто, а потом просто закрасил неудачный эскиз черной краской – но экспертизы показали, что никакого второго слоя у картины нет…

10. "Явление Христа народу" (1837-1857)

Александр Иванов создавал своё масштабное творение в Италии на протяжении долгих двадцати лет. Сейчас полотну размером 540 см на 750 см посвящён отдельный зал галереи. Рассматривать "Явление Христа народу" важно с расстояния – именно так зритель вместе с изображёнными на полотне людьми приобщается к чуду. 

Известно, что одного из персонажей картины Иванов писал с Николая Гоголя, с которым был очень дружен. Черты литератора угадываются в ближайшем к Христу мужчине в красном одеянии.

[OBJ Третьяковская галерея за 10 минут]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.