Главное
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Квадробика

Квадробика

Как готовились к школе в СССР?

Как готовились к школе в СССР?

Как отдыхали в пионерских лагерях?

Как отдыхали в пионерских лагерях?

Где загорали летом в советской Москве?

Где загорали летом в советской Москве?

ДР панды Катюши

ДР панды Катюши

Как менялась школьная форма в России?

Как менялась школьная форма в России?

Борщевик

Борщевик

Самые необычные пляжи мира

Самые необычные пляжи мира

Популярные летние напитки в СССР

Популярные летние напитки в СССР

Какую еду брали в дорогу в СССР?

Какую еду брали в дорогу в СССР?

10 живописных сокровищ Третьяковской галереи

Развлечения
Третьяковка.
Третьяковка. / Фото: Википедия

В коллекцию Третьяковской галереи входят десятки тысяч шедевров русской живописи, графики, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства XI — начала XXI веков.

"Вечёрка" предлагает совершить своеобразную виртуальную экскурсию по знаменитому музею и вспомнить десять самых известных живописных полотен Третьяковки.

1. "Утро в сосновом лесу" (1889)

Широко известно, что четырех медвежат, резвящихся на упавшем стволе дерева, написал вовсе не Иван Шишкин, а Константин Савицкий. Первоначально картина, изображающая ранее солнечное утро в лесу, была подписана двумя авторами, однако после покупки полотна Третьяков стёр с него автограф Савицкого, посчитав, что живописная манера Шишкина превалирует и не оставляет места для второго художника.

Кстати, если спросить, сколько медведей  изображено на картине “Утро в сосновом лесу”, многие отвечают, что трое. Так происходит из-за того, что популярные шоколадная конфета "Мишка косолапый", обёртку которой украшает репродукция шедевра Шишкина, в народе называют "Три медведя".

2. "Демон сидящий" (1890)

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой…

Прекрасный юноша с печальным взором, сидящий на скале в лучах заходящего солнца – таким художник Михаил Врубель изобразил Демона из одноименной поэмы Михаила Лермонтова. В своей работе живописец вместо кисти использовал специальный нож для смешивания красок, создав таким образом эффект витража. Напряженность Демона усиливается композиционно – фигура как будто старается уместиться в рамках картины и ей явно не слишком просторно.

3. "Боярыня Морозова" (1884-1887)

Колоссальное по масштабам (304 см на 587,5 см) произведение Василия Сурикова можно разглядывать часами, ведь у каждого образа на этой картины есть самостоятельная история. Центральным персонажем, разумеется, является старообрядица Федосия Морозова, сподвижница протопопа Аввакума. Царь Алексей Михайлович сослал боярыню в Пафнутьево-Боровский монастырь, после чего её заточили в монастырскую тюрьму, где она погибла от голода.

Первоначально картина о "расколоучительнице" задумывалась небольшой, но очень скоро Суриков понял, что полотно не вмещает все те образы, которые он замыслил изобразить.

В зале Третьяковки, где представлена "Боярыня Морозова", висят не менее знаменитые этюды  - художник буквально собирал свое произведение по частям, прикалывая наброски к основному полотну. Среди всего многообразия лиц одно особенно приковывает взгляд – измождённое, бледное лицо Федосии Морозовой с её глазами то ли фанатички, то ли святой мученицы, нервным жестом правой руки и безжизненно сложенными на санях ногами.

4. "Троица" (1411 (1425-1427))

Самое знаменитое произведение иконописца Андрея Рублёва хранится именно в Третьяковской галерее. На иконе изображены три ангела, сидящие за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. На фоне представлены дом - палаты Авраама, дерево - дуб Мамврийский,  и гора Мориа. Ангелы расположены на иконе так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Композиционным центром иконы является чаша, которую благословляют руки среднего и левого ангелов. Формой, наиболее наглядно выражающей представление о единосущии трёх ипостасей Святой Троицы, в иконе Рублева становится круг — именно он положен в основу композиции.

В своей знаменитой иконе Рублёв изобразил ветхозаветный сюжет "Гостеприимство Авраама", изложенный в 18-й главе библейской книги Бытия. Это рассказ о том, как праотец Авраам встретил у дубравы Мамре трёх таинственных странников. Во время трапезы ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака.

5. "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (1883-1885)

Полотно Ильи Репина часто называют "Иван Грозный убивает своего сына" - что, собственно, исчерпывающе указывает на сюжет. Художник изобразил русского царя Ивана V в один из самых страшных моментов его жизни – он держит на руках тело своего сына, которого он буквально минуту назад сам же и убил в порыве ярости ударом посоха в висок. Невидящими от ужаса глазами на нас смотрит безутешный, обезумевший от боли отец, пытающийся спасти своего сына.

Стоит отметить, что судьба картине досталась непростая: её запретил к показу сам император Александр III. К счастью, запрет действовал всего три месяца. В 1913 году Репину пришлось почти полностью переписывать лицо Ивана Грозного, после того, как картину изрезал ножом старообрядец и иконописец Абрам Балашов.

6. "Богатыри" (1881-1898)

Виктор Васнецов работал над образами трёх былинных богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича – почти 20 лет. Принято считать, что прообразом Ильи Муромца (богатырь в центре, на вороном коне) послужил император Александр III, которого Васнецов очень уважал. Добрыня Никитич (богатырь слева, на белом коне) в былинах вовсе не является старым человеком, однако на картин он изображён в возрасте, с бородой, и весьма напоминает самого художника.  Отважные воины едут дозором – нет ли где врага, желающего напасть на землю русскую. Тревожное настроение передают не только позы богатырей, но и налитое свинцовыми тучами небо, сулящее трудную битву.

7. "Видение отроку Варфоломею" (1889-1890)

О своей первой картине из цикла о Сергии Радонежском художник Михаил Нестеров уверенно говорил: "Жить буду не я. Жить будет "Отрок Варфоломей".

Картина пересказывает сюжет из "Жития Преподобного Сергия" Епифания Премудрого: отрок Варфоломей пошёл по приказу отца в поле искать коней и увидел под дубом старца-черноризца, саном пресвитера. Старец молился, отрок подошел к нему и поведал скорбь своей души. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о просвещении дитяти свыше, затем, достав ковчег, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: "Возьми, чадо, съешь: сия даётся тебе в знамение благодати Божией и разумение Святого Писания".

8. "Купание красного коня" (1912)

Самая известная работа художника Кузьмы Петрова-Водкина с противоречивым и на первый взгляд незатейливым сюжетом, как и водится, с множеством скрытых смыслов. На первом плане – огромный конь ярко алого цвета и бледный юноша-всадник. Конь погружается в зеленоватые волны водоёма, в котором купают своих лошадей ещё два наездника.

Искусствоведы считают, что немалое влияние на Петрова-Водкина оказала иконопись – как в композиции, так и в колористике. Очень может быть, что изначально конь был гнедым, а красным стал из-за того, что художник вдохновился новгородскими иконами, где лошадей нередко изображали в красном цвете.

9. "Чёрный супрематический квадрат" (1915 год)

Казимир Малевич загадал загадку на все времена – над интерпретацией его полотна бьются уже почти век, версий множество, но, похоже, правда для каждого своя. Кто-то видит в изображенном на белом холсте черном квадрате свою философию жизни, для кого-то это просто прямоугольник, ничем не примечательный и не несущий никаких скрытых смыслов.  Кто-то уверен, что Малевич писал нечто, а потом просто закрасил неудачный эскиз черной краской – но экспертизы показали, что никакого второго слоя у картины нет…

10. "Явление Христа народу" (1837-1857)

Александр Иванов создавал своё масштабное творение в Италии на протяжении долгих двадцати лет. Сейчас полотну размером 540 см на 750 см посвящён отдельный зал галереи. Рассматривать "Явление Христа народу" важно с расстояния – именно так зритель вместе с изображёнными на полотне людьми приобщается к чуду. 

Известно, что одного из персонажей картины Иванов писал с Николая Гоголя, с которым был очень дружен. Черты литератора угадываются в ближайшем к Христу мужчине в красном одеянии.

[OBJ Третьяковская галерея за 10 минут]

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.