Новый голландский натюрморт раздразнил Москву
Буйство красок и четкость линий в обычной тарелке с овощами? Да, это знаменитый голландский натюрморт. Голландцы еще со Средних веков славятся умением поймать мгновение в фруктах, дичи, вазах и прочих кухонных артефактах. Все это голландские художники изображают и сегодня. Но иными методами – и с новым эффектом.
Корреспондент «ВМ» побывал на выставке «Натюрморт – современная голландская фотография» в Мультимедиа Арт Музее, посвященной Году Нидерландов в России.
Три больших темных полотна встречают зрителя: Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина предоставил для сравнения традиционные голландские натюрморты. Три работы XVII века с изображением цветов, фруктов, зайца, рыбы на черном фоне представляют убийственную эволюцию жанра. С одной стороны, насколько тяжеловесны эти картины, сколько в них медленной, тягучей жизни! С другой – в работах молодых фотохудожников можно узнать национальное умение внимательно рассмотреть предмет, отыскать для него единственную ячейку в пространстве.
Нынешняя же поросль использует не краски, а фотографию. Все работы, конечно, постановочные. Вот серия натюрмортов Анушки Бломмерс и Нильса Шумма под названием «Картофель» на контрастном черно-белом фоне. Больше это похоже на портрет картошки. В кадре нет больше ничего, но как внимательно, отбрасывая странноватую тень, на нас смотрит каждый корнеплод!
Танец красок, четкие, будто прорезанные линии, сочность и свежесть. Между тем это всего лишь тарелка с разноцветными очищенными овощами. Все работы производят потрясающее ощущение легкости, воздушной энергетики. Голландцы отличные дизайнеры, так что все предметы так и дразнятся, их так и хочется утащить домой. Включая даже смятый кусок бумажки, который под объективом выглядит как НЛО, и призрачные в своей чистоте стаканы, и кажущиеся изумительно вкусными фрукты, и сочных оттенков цветы.
Марсель Фейль, директор Музея фотографии Амстердама, куратор выставки:
- Мы представляем типичный голландский жанр – натюрморт. Для старых мастеров естественно создание, постановка своих композиций. Тоже самое делают сегодня молодые фотохудожники. Вместо того, чтобы отражать реальность, они ее создают: готовят композию и фотографируют, чтобы показать свою действительность, иногда в ироничном свете. Так они играют с явью и вымыслом, иллюзорным миром и настоящим, с трехмерной фотографии и двухмерными объектами.