Полторы тысячи евро за слезы отцов
Вплоть до 30 июня в галерее на «Красном Октябре» будет демонстрироваться все то острое, больное, смешное и страшное, что фотографам со всего мира удалось заснять за год. Зрителям предупреждение: фотожурнализм — искусство особого отражения реальности. А реальность порой жестока, и пощады не будет.
Немного цифр: жюри отсмотрело 103 481 фотографию 5666 авторов из 124 стран и выбрало 54 победителя из 33 стран в девяти тематических категориях. Саму награду вручили в феврале в Амстердаме, и теперь выставка победителей объезжает мир.
Но есть, конечно, и самый главный победитель — «Фотография года». Эта фотография, наверное, самая страшная — сделанная в Палестине, в городе Газа, 20 ноября 2012 года.
Гибель детей при обстреле и чувства родителей — есть слова, которые могли бы это описать? Автор фотографии — шведский фоторепортер Пол Хансен. Он получил за этот снимок, как и все прочие лауреаты, всего полторы тысячи евро. Но потряс своей работой зрителей всего мира. Главный «поставщик» других страшных фотографий прошлого года — Сирия. Лицо женщины, потерявшей при бомбардировке родных и детей, тоже описать невозможно — она сама боль. Автор этой фотографии, сделанной для Associated Press, — аргентинец Родриго Абд. World Press Photo демонстрирует многогранность и огромность мира.
Ведь правда в том, и страстное, и удивительное, и небывалое. И все это перемешано тут в причудливый коктейль — это и тяжелая, но правдивая фиксация скорбей человеческих, и катаклизмы природы — вот они, сосны, залитые пенящейся водой, вырванные с корнями из прибрежного песка во время японского цунами прошлой осенью (Даниэль Берехулак, Австралия)… Среди победителей есть и россиянин — Сергей Ильницкий из Европейского пресс-фотоагентства. Он занял второе место в номинации «Спортивное событие» за пронзительные и напряженные черно-белые фотографии с Олимпиады в Лондоне.
На открытие в Москву прилетел лауреат из спортивной номинации датчанин Ян Граруп.
Он занял первое место в спортивной тематике за кадр, сделанный из-за спины сомалийского вооруженного охранника. Со скалы он наблюдает за безопасностью игры женщинбаскетболисток, которые вынуждены были нанять охрану: в городе идет война, спорт не входит в права женщин, и жизни этих спортсменок всегда под угрозой.
Я спросила у Яна Грарупа, что он чувствовал, стоя за спиной у охранника и делая этот кадр? — Это одна из важнейших фотографий в этой сомалийской серии, она показывает, насколько сложно этим девушкам быть защищенными. Самая большая роль и цель картинки в том, чтобы показать, как много защиты от вооруженных мужчин требуется девушкам, как много защиты...