Памяти Татьяны Пельтцер. 5 образов «всесоюзной бабушки»
Отец будущей артистки Иоганн Робертович Пельтцер - выходец из Германии - сам был актером и всю жизнь называл себя на русский манер Иваном Романовичем. Именно у отца Татьяна начала обучаться актерскому мастерству, он ставил первые спектакли дочери. Театральный дебют Татьяны Пельтцер состоялся в 9 лет - девочка сыграла роль мальчика Авдия, брата главной героини в спектакле «Камо грядеши» по произведению Генрика Сенкевича.
Первым местом службы Пельтцер как профессиональной артистки стала передвижной театр Политуправления, ы 1920 году. Заем были театры Нахичевани, Ейска, Военно-Морского флота, Театр Комедии и Театр МГСПС (сейчас - Театр имени Моссовета).
В 1927 году Татьяна Пельтцер вышла замуж за молодого немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и в 1930 году уехала с мужем в Берлин. Там она работала машинисткой в торговом представительстве СССР и успела сыграть в постановке "Инги" режиссера Эрвина Пискатора. Однако уже в 1931 году Пельтцер вернулась в Россию, оформила развод, взяла снова девичью фамилию и поступила на службу в Театр Моссовета.
С 1940 года Татьяна Пельтцер служила в Московском театре миниатюр, в 1946—1947 годах - в Театре-студии киноактера, с 1947 года перешла в Московский театр Сатиры, в 1977 году стала играть в Театре им. Ленинского комсомола. Татьяна Ивановна выходила на сцену до последних дней - даже несмотря на то, что в последние годы страдала от потери памяти. Уникальный талант этой актрисы позволял ей "держать аудиторию" даже без слов - это признавали и зрители, и режиссеры, и критики. "Вечерка" предлагает вспомнить пять самых ярких образов Татьяны Ивановны Пельтцер.
Бабушка
Если внимально просмотреть фильмографию Татьяны Ивановны, именно «бабушек» ней окажется больше всего. Немудрено – в образе актрисы было всегда столько особой теплоты, мудрой искренности и достоверности, что лучше нее сыграть бабушку могли единицы. Первая «бабушка» появилась в кинокопилке Пельтцер в 1949 году – актрисе было всего 45 лет - в фильме Владимира Немоляева «Счастливый рейс». Старушки Пельтцер всегда энергичны, пусть они и вяжут иногда носки, но в целом готовы сорваться и бежать на помощь, если требуется, биться за своих близких. А в короткометражке Юны Толчиной «Есть у меня друг» Пельтцер удивительно тонко решила философскую проблему отношений бабушки и внука – получилось пронзительно и очень по-настоящему.
Мать
Что и говорить, образ Татьяны Ивановны был настолько душевным, что роли самых дорогих для каждого человека людей в ее исполнении выглядели очень органично. Зритель от всей души верит в то, что говорят героини Пельтцер, как болит у них душа за своих – да и не своих – детей. Прелесть этих образов заключается еще и в том, насколько они разноплановы – здесь тревога замешана с юмором, философия приправлена обывательскими шуточками. Достаточно хотя бы вспомнить мать жениха Марфушеньки-душеньки из «Морозко».
[OBJ Татьяна Ивановна Пельтцер. Автор видео: LilianaGold1]
Тетя Тони
Татьяна Пельтцер умела создавать в спектакле или фильме какую-то особую атмосферу – яркий пример тому спектакль «Проснись и пой», поставленный Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом в 1970 году. Трудно вообразить себе более жизнеутверждающую и светлую комедию советского периода – спектакль стал своеобразным бенефисом Татьяны Ивановны, в 1974 году была записана телеверсия – успех у зрителей был колоссальным.
Марселина
В спектакле Театра Сатиры «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Татьяна Пельтцер исполнила роль домоуправительницы графа Альмавива Марселины. Немолодая женщина влюблена в главного героя – энергичного слугу графа Фигаро, которого исполнил Андрей Миронов. Марселина одолжила Фигаро денег – с условием, что он женится на ней, если не сможет отдать долг. После уютных мудрых бабушек роль престарелой кокетки не слишком уж вяжется с образом Татьяны Ивановны – но и тут, по счастью, душевность берет свое. Ведь, как мы помним, по медальону, который сирота-Фигаро носил с рождения, Марселина узнает в юноше своего потерянного сына. Образ тут же меняется радикально – на сцене снова мать, всей душой старающаяся помочь своему ребенку.
Глафира Анискина
Самому душевному милиционеру нашего кинематографа – Федору Ивановичу Анискину, исполненному замечательным Михаилом Ивановичем Жаровым – необходима была супруга под стать. Настящая хозяйка и хранительница очага, с юмором и хитринкой, мудрая, но не занудная – и ведь в таком описании фигура Татьяны Ивановны угадывается безошибочно. «Подколоть» супруга, на старости лет все еще перевоспитывающего деревенскую молодежь, едко, с юморком, но всегда о нем позаботиться, приглядеть, и если надо, то и помочь - вот такая Глафира Анискина получилась у Пельтцер. Сейчас бы ее, наверное сравнили с девушкой Бонда – точнее, бабушкой - на советский лад, пожалуй. Жаль только, что в наши дни такое душевное кино уже почти не снимают.