Александр Безматерных: «Дизайн может сделать человека добрее»
Свои лучшие работы приехали представить ландшафтные архитекторы из разных стран мира и регионов нашей страны. Посетители парка смогли увидеть разные стили ландшафтного искусства, сравнить и оценить разнообразие живой «благоухающей палитры».
Победителем выставки за сад «Золотой Век», посвященный 400-летию Дома Романовых, стал Александр Безматерных – Председатель правления Ассоциации производителей посадочного материала, признанный специалист в области высокого искусства ландшафтного дизайна.
«Вечерка» побеседовала с победителем и узнала массу любопытного.
- Александр Викторович, разрешите вас поздравить с наградой! Расскажите, а с чего у вас началось увлечение искусством ландшафтного дизайна?
- Однажды я побывал в Англии и был поражен отношением людей к своей земле, к тому, что их окружает, к их среде обитания. Меня впечатлила гармония каждого кусочка земли, на которой жили люди. Кругом –стриженые газоны, зеленые цветущие садики, балконы украшены цветами, и все выглядело так органично, естественно. Это было достойно подражания!
К слову, Россия в свое время также славилась традициями русского сада, мы в этом направлении не новички. Были прекрасные ландшафтные архитекторы при Петре Первом, при Екатерине Второй, они создавали уникальные исторические парки, разбивали настоящие цветущие шедевры.
Каждая дворянская усадьба имела свой, можно так выразиться «авторский» сад, было достаточно живописно и в городе. В советское время массовое озеленение было поставлено на поток, просто оно было типовым и однообразным, и это не удивительно, ведь раньше и люди у нас ходили в одинаковых пальто, шапках. Сейчас, когда открылся мир, люди начали ездить за границу, появилась и потребность украшать землю по-другому…
- Вы говорите о богатых русских традициях ландшафта. Куда же все это делось? Почему не возвращается?
- Нечему удивляться. За последние десять лет в крупных городах и пригородах совершился переход от «картошки к цветам» и переход этот в рамках страны только начался. Люди поняли, что картошку можно купить, и это проще, чем ее выращивать. А жить нужно в приятном месте – в красоте, с цветами. Возьмите, например парк имени Горького, раньше там было так запущено, неухожено, неуютно, а за последние годы парк преобразился, реконструировался, изменился ландшафт, он стал настоящим парком на европейском уровне. Тоже самое можно сказать о многих московских сквериках, сейчас они просто утопают в ухоженной зелени, в этом есть прямая заслуга ландшафтных дизайнеров, у которых раньше таких возможностей просто не было.
- Где можно научиться специальности «ландшафтный дизайнер»?
- Учат этому искусству в Тимирязевской академии, в МГУ на факультете почвоведения есть такая специальность. Я знаю многих успешных молодых дизайнеров, которые закончили этот факультет; к тому же в России много школ ландшафтного дизайна, но мне кажется, что нам обязательно нужно приглашать специалистов из разных стран, чтобы обмениваться информацией, ездить самим на разные выставки, конференции.
Вот, например, недавно к нам на выставку приезжал всемирно известный английский дизайнер Кристофер Бредшоу. В Англии он занимается садом королевской семьи, ведет передачу о садоводстве на телевидении.
Я очень рад, что Кристофер приехал и сделал чудесный сад в парке Горького, восхищая и радуя посетителей. Нам есть о чем поговорить, подискутировать, обменяться мнением, ведь искусство ландшафтного дизайна – это синтетический вид искусства, он включает в себя с одной стороны биологию, ботанику, с другой стороны – строительство, изобразительное искусство, скульптуру, архитектуру. Дизайнер должен быть очень образованным человеком.
Чтобы создать картину из растущих материалов, нужно понимать, как растение себя чувствует, как оно меняется в динамике роста, развития, взросления. Тут необходимы глубокие познания в ботанике, биологии, более того не редко в ландшафтный дизайн приходят люди из науки.
- Какими данными, кроме глубокого знания биологии, ботаники, живописи, должен обладать специалист?
- Не поверите, но практикой проверено: специалисты, которые работают с растением, это добрые, спокойные, терпеливые люди. Это связано с энергетикой, ведь чувствительное растение очень трудно обмануть.
В плохих руках оно умирает, чахнет, за растением нужно ухаживать, как за ребенком. Оно чувствует энергетику и плохого и хорошего человека и чутко на это реагирует. Не каждый человек с негативной энергетикой,
может стать профессионалом, потому что растения с ним не захотят работать. Они не то что не откликнутся на его заботу, не станут цвести, расти, они вообще не приживутся. При этом я знаю людей, которые буквально с того света вытаскивали растения просто потому что у них хорошая энергетика и добрые руки.
- Вы сказали, что нужно знать, как растение себя ведет, меняется. Но у нас не все цветет и растет, как быть в этом случае, мы ведь северная страна, глупо соревноваться с Италией, с Крымом?
- У нас достаточно растений для наших широт, и мы не чувствуем ограничений. Видовая флора в нашей стране не менее богата, чем видовая флора в Европе. Если выехать из Москвы и пройти до ближайшего лесочка, выяснится, что там такое количество диких трав, цветов, кустарников – ничуть не меньше по разнообразию, чем в Европе. Просто люди, живущие в Европе, на несколько столетий больше работали над созданием своих садов и над окультуриванием видовой флоры, а у нас этот процесс только начинается. Я думаю, у нас скоро появится много декоративных форм растений на базе видовой флоры. Они только водятся в культуру. За последние годы стали модными видовые растения с Дальнего Востока – орех манжурский, бархат амурский. Ценны они тем, что они морозоустойчивы и имеют при этом все декоративные признаки. Европейцы с удовольствием их у нас покупают, так что у нас есть все шансы не отстать от развитых в этом направлении стран.
- Москва сейчас – один из самых стремительно строящихся городов, появляются новые районы. Как считаете, нужно украшать новостройки, чтобы они не казались похожими, однотипными?
- Считаю, надо не украшать, а полностью поменять принцип проектирования новостроек. Проектирование новых районов должно идти только с участием ландшафтного дизайнера, более того, я бы на первое место поставил мнение ландшафтного дизайнера, а на второе место мнение архитектора.
Здание – это часть сада, а не сад – часть здания.
А подход «Давайте сначала построим, а потом подумаем, как будем украшать» – в корне не правильный. Нужно идти от дизайна среды, а потом в этот дизайн вписывать строения, дороги, инфраструктуру. Быть может, в этом районе человеку предстоит жить всю жизнь!
Еще раз повторюсь, ландшафтный дизайн – это очень мощное средство гармонизации среды обитания человека. Правильным дизайном можно сделать человека добрее, умнее, здоровее. Можно снять психическую напряженность людей, живущих в этом месте, если хотите – можно даже снизить преступность. Это не преувеличение – это реальность. Людям как воздух необходима эстетика, красота того места, где они живут.
Надеюсь, что скоро в нашей стране это поймут и сформируется мощное общественное мнение на этот счет.